Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3153/2022 (УИД: 75RS0001-02-2022-004158-02) по иску Угнивенко Александра Евгеньевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю о перерасчете пенсии, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю на решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 1 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Угнивенко Александр Евгеньевич (далее - Угнивенко А.Е, истец) обратился с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - УМВД России по Забайкальскому краю, ответчик) о перерасчете пенсии, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Угнивенко А.Е. указал, что является пенсионером МЧС России, подполковником внутренней службы в отставке. Состоит на пенсионном учете в УМВД России по Забайкальскому краю.
С 1 марта 2012 г. по 7 июня 2012 г. занимал должность в Главном управлении МЧС России по Забайкальскому краю инженера отделения организации службы и пожаротушения ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Забайкальскому краю".
С 8 июня 2012 г. приказом МЧС России и приказом Директора ФСБ России Угнивенко А.Е. прикомандирован к УФСБ России по Забайкальскому краю, где занимал воинскую должность - старший офицер группы прикомандированных аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю с оставлением в кадрах ГПС МЧС России.
Угнивенко А.Е. был установлен оклад по указанной воинской должности в размере 35 530 рублей.
Приказом ФСБ России от 6 сентября 2021 г. N Угнивенко А.Е. освобожден от занимаемой должности и направлен в распоряжение МЧС России.
Приказом УФСБ России по Забайкальскому краю от 22 сентября 2021 г. N Угнивенко А.Е. с 30 сентября 2021 г. исключен из списков личного состава УФСБ России по Забайкальскому краю и направлен в распоряжение начальника ГУ МЧС России по Забайкальскому краю для последующего увольнения.
С 1 октября 2021 г. Угнивенко А.Е. зачислен в распоряжение начальника Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю на основании приказа МЧС России от 15 октября 2021 г. N.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю от 26 октября 2021 г. N Угнивенко А.Е. установлен оклад по занимаемой ранее воинской должности сотрудника аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю для выплаты выходного пособия в размере 36 845 рублей (с учетом индексации с 1 октября 2021 г.).
30 ноября 2021 г. Угнивенко А.Е. уволен со службы по п. 2 ч. 1 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе на основании приказа МЧС России от 29 ноября 2021 г. N и приказа Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю от 30 ноября 2021 г. N.
Отделом пенсионного обслуживания УМВД России по Забайкальскому краю принято решение об установлении Угнивенко А.Е. с 1 декабря 2021 г. пенсии из расчета должностного оклада 17 381 рубль по ранее занимаемой должности инженера отделения организации службы и пожаротушения ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Забайкальскому краю".
При этом с 1 января 2020 г. ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Забайкальскому краю" ликвидировано, должности инженера отделения организации службы и пожаротушения не существует.
Обращаясь с иском в суд, Угнивенко А.Е. ссылался на то, что решение об установлении пенсии из расчета должностного оклада 17 381 рубль по ранее занимаемой должности инженера отделения организации службы и пожаротушения ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Забайкальскому краю" является незаконным. После окончания срока прикомандирования к УФСБ России по Забайкальскому краю и до увольнения со службы иной государственной должности федеральной государственной службы он не занимал, находился в распоряжении начальника Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю для увольнения со службы и исключения из списков личного состава Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю. В Главном управлении МЧС России по Забайкальскому краю отсутствует аналогичная должность, которую он занимал, будучи прикомандированным к УФСБ России по Забайкальскому краю. Полагал, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии должен был быть определен исходя из должностного оклада старшего офицера группы прикомандированных аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю в размере 36 845 рублей.
Угнивенко А.Е. просил суд обязать УМВД России по Забайкальскому краю осуществить перерасчет пенсии с учетом оклада по последней занимаемой должности в УФСБ России по Забайкальскому краю старшего офицера группы прикомандированных аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю в размере 36 845 рублей.
Определением судьи Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 28 апреля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФСБ России по Забайкальскому краю.
Решением Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 1 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 октября 2022 г, исковые требования Угнивенко А.Е. удовлетворены частично. На УМВД России по Забайкальскому краю возложена обязанность осуществить перерасчет размера пенсии за выслугу лет Угнивенко А.Е. с учетом оклада по последней занимаемой должности в УФСБ России по Забайкальскому краю (старшего офицера группы прикомандированных аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю) с момента назначения пенсии - с 1 октября 2021 г. С УМВД России по Забайкальскому краю в пользу Угнивенко А.Е. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
В кассационной жалобе представителем УМВД России по Забайкальскому краю ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 1 августа 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 октября 2022 г, как незаконных.
На кассационную жалобу представителем Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Угнивенко А.Е, представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю, сведений о причине неявки не представили, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, УФСБ России по Забайкальскому краю, просившие рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судами установлено, что Угнивенко А.Е. проходил службу в МЧС России с 15 октября 2007 г, с 1 марта 2012 г. по 8 июня 2012 г. занимал должность инженера отделения организации службы и пожаротушения ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Забайкальскому краю".
Приказом ФСБ России от 27 сентября 2012 г. N Угнивенко А.Е. прикомандирован к УФСБ России по Забайкальскому краю, где занимал воинскую должность старшего офицера группы прикомандированных аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю.
Приказом ФСБ России от 6 сентября 2021 г. N, приказом УФСБ России по Забайкальскому краю от 22 сентября 2021 г. N Угнивенко А.Е. исключен из списков личного состава УФСБ России по Забайкальскому краю с 30 сентября 2021 г. и направлен в распоряжение МЧС России с 1 октября 2021 г. для последующего увольнения.
Приказом МЧС России от 15 октября 2021 г. N в соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (окончание срока прикомандирования сотрудника) подполковник внутренней службы Угнивенко А.Е, зачислен в распоряжение Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю с 1 октября 2021 г.
Приказом Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю от 26 октября 2021 г. N Угнивенко А.Е, находящемуся в распоряжении Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю с 1 октября 2021 г, установлен оклад по должности в размере 36 845 рублей.
Приказом МЧС России от 29 ноября 2021 г. N, приказом Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю от 30 ноября 2021 г. N с подполковником внутренней службы Угнивенко А.Е, находящимся в распоряжении Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, ранее замещавшим должность старшего офицера группы прикомандированных отделения боевого планирования и применения сил и средств аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) расторгнут контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и Угнивенко А.Е. уволен со службы в федеральной противопожарной службе 30 ноября 2021 г. по п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе).
С 1 декабря 2021 г. на основании поданного заявления УМВД России по Забайкальскому краю Угнивенко А.Е. назначена пенсия за выслугу лет в размере 32 917, 57 рублей. Исчисление размера пенсии произведено из расчета должностного оклада 17 381 рублей по аналогичной должности ранее занимаемой Угнивенко А.Е. - инженера отделения организации службы и пожаротушения ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Забайкальскому краю" в соответствии с подп. "б" п. 9 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Судами также установлено, что в настоящее время должности инженера отделения организации службы и пожаротушения ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Забайкальскому краю" не существует, поскольку с 1 января 2020 г. ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Забайкальскому краю" ликвидировано.
Удовлетворяя исковые требования Угнивенко А.Е. и возлагая на УМВД России по Забайкальскому краю обязанность осуществить перерасчет размера пенсии за выслугу лет Угнивенко А.Е. с учетом оклада по последней замещаемой должности в УФСБ России по Забайкальскому краю (старшего офицера группы прикомандированных аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю), суд первой инстанции исходил из того, что расчет размера пенсии Угнивенко А.Е. осуществлен с нарушением норм действующего законодательства, не предусматривающего расчет размера пенсии за выслугу лет из оклада по аналогичной занимаемой пенсионером на момент увольнения должности.
При этом, суд первой инстанции указав на то, что процедура увольнения Угнивенко А.Е, замещавшего должность прикомандированного сотрудника УФСБ России по Забайкальскому краю, соответствовала действующему законодательству, пришел к выводу, что ссылки ответчика об отсутствии оснований для применения подп. "е" п. 9 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, противоречат нормам материального права.
Также судом первой инстанции с УМВД России по Забайкальскому краю в пользу Угнивенко А.Е. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указав на то, что Угнивенко А.Е, находясь в распоряжении Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, не занимал штатной должности МЧС России, ранее занимаемая им должность инженера отделения организации службы и пожаротушения ФГКУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Забайкальскому краю" в штате МЧС России отсутствует, ФГКУ"3 отряд федеральной противопожарной службы по Забайкальскому краю" ликвидировано, на период нахождения в распоряжении Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю денежное довольствие исчислялось Угнивенко А.Е. из оклада по должности старшего офицера группы прикомандированных отделения боевого планирования и применения сил и средств аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю, пришел к выводу, что у ответчика не имелось оснований для применения при исчислении Угнивенко А.Е. пенсии подп. "б" п. 9 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у УМВД России по Забайкальскому краю не имелось правовых оснований для исчисления размера пенсии Угнивенко А.Е. исходя из размера оклада определенного по Приложению N 9 "Размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым штатным должностям сотрудников ФПС ГПС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации" к приказу МЧС России от 2 августа 2021 г. N 509 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регулируются Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Частью 1 ст. 32 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ предусмотрено, что для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, сотрудник федеральной противопожарной службы с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Порядок прикомандирования сотрудников федеральной противопожарной службы, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в федеральной противопожарной службе в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
В целях обеспечения социальных гарантий сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 140 "О порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам" постановлено выплачивать сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, прикомандированным в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам, месячные оклады в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной службы, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты (кроме ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), установленные для федеральных государственных служащих в указанных органах.
Согласно ч. 9 ст. 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы в федеральной противопожарной службе сотрудником федеральной противопожарной службы или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в федеральной противопожарной службе. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе, за исключением выполнения сотрудником служебных обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией).
Пунктом 9 ч. 10 ст. 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ установлено, что зачисление сотрудника федеральной противопожарной службы в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения допускается в случае окончания срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
Денежное довольствие сотруднику федеральной противопожарной службы в период нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения выплачивается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 16 ст. 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Согласно п. 121 указанного Порядка сотрудникам, находящимся в распоряжении, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, а также ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), а также коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок, указанных в пунктах 65 - 86 настоящего Порядка
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) регулируются названным законом.
Частью 1 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Во исполнение Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее - Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий), которым определены составляющие денежного довольствия (оклады и другие выплаты), учитываемые при исчислении пенсии.
Пунктом 8 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий установлено, что пенсии уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 - 10 названного Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Согласно подп. "б" п. 9 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации (кроме указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта) включаются: оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленная из этих окладов.
Подпунктом "е" п. 9 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным со службы лицам начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, войск национальной гвардии Российской Федерации, которые были прикомандированы к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации (аппарат Национального антитеррористического комитета и аппараты оперативных штабов в субъектах Российской Федерации), Федеральной миграционной службе, Антитеррористическому центру государств - участников Содружества Независимых Государств и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств включаются: получаемые ко дню увольнения должностной оклад по замещавшейся в указанных органах должности государственной службы, оклад по специальному званию и ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов.
Из изложенного следует, что сотруднику федеральной противопожарной службы, прикомандированному к федеральному органу государственной власти, выплачивается месячный оклад в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной службы. При зачислении такого сотрудника по окончанию срока прикомандирования в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения ему выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности. Пенсии, назначаемые лицам, проходившим службу в Государственной противопожарной службе, исчисляются из суммы их денежного довольствия. Для исчисления пенсии лицам, проходившим службу в Государственной противопожарной службе, учитываются должностной оклад, оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. При этом, лицам рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уволенным со службы, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии включается оклад по последней штатной должности. А уволенным со службы лицам начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы прикомандированным, в том числе, к Федеральной службе безопасности Российской Федерации в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии включается получаемый ко дню увольнения должностной оклад по замещавшейся должности в Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Судом первой инстанции при разрешении настоящего дела неправильно применены вышеприведенные положения законодательства, регулирующего возникшие спорные отношения, вследствие чего сделан неверный вывод о том, что ответчиком исчисление пенсии Угнивенко А.Е. осуществлено с нарушением норм действующего законодательства.
Возлагая на УМВД России по Забайкальскому краю обязанность осуществить перерасчет размера пенсии за выслугу лет Угнивенко А.Е. с учетом оклада по последней замещаемой должности в УФСБ России по Забайкальскому краю (старшего офицера группы прикомандированных аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю), суд первой инстанции не учел, что подп. "е" п. 9 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий подлежит применению в случае, если на момент увольнения сотрудник замещает должность федеральной государственной службы в том органе, в котором прикомандирован и получает ко дню увольнения должностной оклад по замещавшейся должности.
Между тем, на момент увольнения Угнивенко А.Е. должность в УФСБ России по Забайкальскому краю, к которой он был прикомандирован, не занимал, был уволен находясь в распоряжении Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю. Должность старшего офицера группы прикомандированных аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю не является штатной должностью федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции делая вывод о том, что у УМВД России по Забайкальскому краю не имелось правовых оснований для исчисления размера пенсии Угнивенко А.Е. исходя из размера оклада определенного по Приложению N 9 "Размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым штатным должностям сотрудников ФПС ГПС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации" к приказу МЧС России от 2 августа 2021 г. N 509 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", не указал какие нормы материального права нарушены УМВД России по Забайкальскому краю при определении оклада для исчисления размера пенсии Угнивенко А.Е. исходя из размера оклада определенного по указанному Приложению к приказу МЧС России от 2 августа 2021 г. N 509 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу абзаца 2 ч. 2 ст. 327 ГПК РФ данные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем указанные требования процессуального закона при разрешении исковых требований Угнивенко А.Е. судебными инстанциями не выполнены, вследствие чего сделан не основанный на положениях пенсионного законодательства, регулирующего возникшие спорные отношения вывод о наличии оснований для возложения на УМВД России по Забайкальскому краю обязанности осуществить перерасчет размера пенсии за выслугу лет Угнивенко А.Е. с учетом оклада по последней занимаемой должности в УФСБ России по Забайкальскому краю (старшего офицера группы прикомандированных аппарата оперативного штаба УФСБ России по Забайкальскому краю) с момента назначения пенсии с 1 октября 2021 г.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что в силу ст. 379.7, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 1 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 октября 2022 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - в Центральный районный суд города Читы Забайкальского края.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.