Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Судаковой Людмилы Валерьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-327/2022)
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 25 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 19 июля 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Судакова Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по Владимирской области об обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении периоды работы:
1) в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев периоды работы: - с 03.02.1997 по 16.02.1998 в должности врача-интерна анестезиолога- реаниматолога в отделении реанимации в Детской больнице г.Мурома; - с 17.02.1998 по 01.09.1999 в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии в Детской больнице г.Мурома; - с 01.12.1999 по 10.06.2001 в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи во Владимирской городской детской больнице скорой помощи, за исключением отпуска без сохранения заработной платы 11.08.2000; - с 01.11.2002 по 06.09.2010 в должности врача анестезиолога- реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи в МУЗ "Детская городская поликлиника г.Владимира", в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.03.2008 по 31.03.2008, за исключением отпуска без сохранения заработной платы с 17.02.2010 по 18.02.2010.
2) в календарном исчислении: - дополнительные дни отдыха, как донору 30.11.2010, 16.02.2011, 21.04.2011, с 11.05.2011 по 12.05.2011, 24.06.2011, 27.06.2011, 18.07.2011, с 30.11.2011 по 02.12.2011, с 26.12.2011 по 27.12.2011, 19.01.2012, с 15.02.2012 по 16.02.2012, с 05.03.2012 по 07.03.2012, 11.03.2012, 20.04.2012, 06.07.2012, с 09.07.2012 по 13.07.2012, с 19.09.2012 по 21.09.2012, 09.11.2012, 11.12.2012, с 30.01.2013 по 31.01.2013, 27.03.2013, 27.05.2013, с 22.07.2013 по 26.07.2013, 28.08.2013, 24.03.2014, с 14.04.2014 по 18.04.2014, 20.08.2014, 12.09.2014, 19.09.2014, 06.03.2015, 10.03.2015, 06.04.2015, 23.04.2015, с 07.05.2015 по 08.05.2015, 08.06.2015, 26.08.2015, с 09.09.2015 по 10.09.2015, 28.10.2015, с 08.12.2015 по 09.12.2015, 22.12.2015, с 10.05.2016 по 13.05.2016, 29.06.2016, с 13.07.2016 по 15.07.2016, 17.08.2016, с 24.08.2016 по 25.08.2016, 23.09.2016, 10.10.2016, 19.10.2016, 11.01.2017, 25.01.2017, 22.02.2017, 06.03.2017, с 22.03.2017 по 24.03.2017, 03.05.2017, 23.08.2017, 15.09.2017, 05.10.2017, с 07.11.2017 по 10.11.2017, с 10.04.2018 по 13.04.2018, 11.05.2018, 07.06.2018, 19.06.2018, 04.10.2018, 18.10.2018, 19.10.2018, с 06.11.2018 по 09.11.2018, 17.05.2019, 05.06.2019, 03.07.2019, с 09.12.2019 по 12.12.2019; - периоды нахождения в служебных командировках 06.06.2019, 19.09.2019, с 09.10.2019 по 11.10.2019, и назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права на нее.
Исковые требования мотивированы тем, что Судакова Л.В. обратилась в ГУ-ОПРФ по Владимирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решение ГУ-ОПФР по Владимирской области от 09.06.2020 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа, считает незаконным и необоснованным (т.1 л.д.2-25).
Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 25 марта 2022 года вышеприведенные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Также судом с ответчика в пользу Судаковой Л.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 19 июля 2022 года решение суда первой инстанции изменено в части даты, с которой на ГУ-ОПФР по Владимирской области возложена обязанность назначить Судаковой Л.В. досрочную страховую пенсию по старости, указав таковой 20.06.2020.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 25 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области по доверенности ФИО12 выражает несогласие с судебными постановлениями в части, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Просит отменить судебные постановления в части включения в специальный стаж Судаковой Л.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) периодов работы: с 17.02.1998 по 01.09.1999 в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии в Детской больнице г. Мурома; с 01.12.1999 по 10.06.2001 в должности врача анестезиолога - реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи во Владимирской городской детской больнице скорой помощи; с 01.11.2002 по 06.09.2010. в должности врача анестезиолога - реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи в МУЗ "Детская городская поликлиника г. Владимира", в том числе периода прохождения курсов повышения квалификации с 12.03.2008 по 31.03.2008, а также в части назначения Судаковой Л.В. досрочной страховой пенсии по старости с 19.06.2020, подал апелляционную жалобу.
Указывает, что, разрешая исковые требования Судаковой Л.В. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 17.02.1998 по 01.09.1999 в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии в Детской больнице г.Мурома, суды не учли, что согласно штатному расписанию Детской больницы г.Муром на 1998г. должность "врач анестезиолог-реаниматолог", которую занимала Судакова Л.В, отсутствует.
Рассматривая исковые требования Судаковой Л.В. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01.12.1999 по 10.06.2001 в должности врача анестезиолога - реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи во Владимирской городской детской больнице скорой помощи в льготном исчислении, суды также не учли, Судакова Л.В. в спорный период осуществляла трудовую деятельность в структурном подразделении, не поименованном в Перечне 1066 Постановления. Соответственно, учет данного периода работы в льготном порядке не предусмотрен.
Рассматривая исковые требования Судаковой Л.В. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01.11.2002 по 06.09.2010 в должности врача анестезиолога - реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи в МУЗ "Детская городская поликлиника г. Владимира", в том числе периода прохождения курсов повышения квалификации с 12.03.2008 по 31.03.2008 судами не учтено, что истица осуществляла трудовую деятельность в должности, предусматривающей возможность льготного порядка исчисления стажа, но в учреждении (в данном случае поликлиника), которое право на льготный порядок исчисления стажа не дает.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Судаковой Л.В. в данной части суды фактически установили тождественность трудовых функций истицы, осуществляемых в поликлинике и трудовых функций врачей - специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в учреждениях, поименованных пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка 781 Постановления Правительства, что не входит в компетенцию органов судебной системы.
Судебное заседание суда кассационной инстанции было назначено на 06 декабря 2922 года в 12.10 час, затем в судебном заседании был объявлен перерыв до 22 декабря 2022 года в 12.10 час.; 22 декабря 2022 года дело было рассмотрено судом кассационной инстанции.
Проверив материалы дела по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Судакова Л.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 17.11.1997 (т. 1 л.д. 147-159).
Решением ГУ-ОПФР по Владимирской области от 09.06.2020 Судаковой Л.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения (т.1 л.д.28-30).
В специальный стаж не включен период работы с 03.02.1997 по 16.02.1998 в должности врача-интерна анестезиолога-реаниматолога в отделении реанимации в Детской больнице г.Мурома.
Периоды работы: с 17.02.1998 по 01.09.1999 в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии в Детской больнице г.Мурома; с 01.12.1999 по 10.06.2001 в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи во Владимирской городской детской больнице скорой помощи; с 01.11.2002 по 06.09.2010 в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи в МУЗ "Детская городская поликлиника г. Владимира" включены в специальный стаж в календарном исчислении.
В специальный стаж также не включены дополнительные дни отдыха, как донору, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в служебных командировках.
С учетом изложенного, специальный стаж Судаковой Л.В. составил 22 лет 05 месяцев 20 дней.
Согласно решению пенсионного органа период с 17.02.1998 по 01.09.1999 не включен в специальный стаж в льготном исчислении, так как документально не подтверждена работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии. Указано, что в штатном расписании больницы на 1998 год было предусмотрено структурное подразделение "реанимация", в котором предусмотрены должности "врач- реаниматолог" (4, 75 ед.) и "врач-анестезиолог" (1 ед.). Такое структурное подразделение как отделение реанимации и интенсивной терапии и должность врача-анестезиолога-реаниматолога отсутствует. Исчисление стажа в льготном порядке врачам-анестезиологам и врачам-реаниматологам отделения реанимации не предусмотрено.
Вышеуказанный период деятельности имел место в период действия Списка N464 от 06.09.1991.
В п.1 Списка N464 от 06.09.1991 предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом абз.3 п.2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N464, утвердившего данный Список, установлено, что врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии 1 год работы в этих должностях и подразделениях считается за 1 год и 6 месяцев.
В Постановлении Минтруда РФ от 22.11.2001 N81 дано разъяснение о применении п.2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N464.
Установлено, что при исчислении выслуги для определения права на пенсию за выслугу лет за период работы до 01.11.1999 работу в должности врача - анестезиолога - реаниматолога отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии считать как работу в должности врача - анестезиолога - реаниматора. При этом льготное исчисление выслуги, предусмотренное абз.3 п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, при работе в должности врача-анестезиолога- реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии применяется для определения права на пенсию за выслугу лет.
Согласно штатному расписанию в 1997-1998 гг. в больнице имелось структурное подразделение "реанимация", в котором предусмотрены должности "врач-реаниматолог" (4, 75 ед.) и "врач-анестезиолог" (1 ед.).
Отделение реанимации и интенсивной терапии и должность "врача- анестезиолога-реаниматолога" отсутствует (т. 1 л.д.105-112).
Согласно записям в трудовой книжке Судакова Л.В. работала (т.1 л.д.31- 39): - с 03.02.1997 по 16.02.1998 в должности врача-интерна анестезиолога- реаниматолога в отделении реанимации в Детской больнице г. Мурома; - с 17.02.1998 по 01.09.1999 в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии в Детской больнице г. Мурома.
Из трудовой книжки усматривается, что 17.02.1998 после окончания интернатуры Краснова Л.В. переведена на должность врача анестезиолога- реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии в Детской больнице г.Мурома.
Согласно ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка.
Согласно п. 1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Указанная запись в трудовой книжке полностью соответствует формулировке приказа главного врача больницы от 16.02.1998 N116 (т.1 л.д.43). Приказом главного врача от 01.09.1999 N230 Краснова Л.В. - врач анестезиолог-реаниматолог ОРИТ уволена 01.09.1999 по ст.31 Кодекса о защите труда Российской Федерации (т.1 л.д.44).
В Номенклатуре врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утв. приказом Минздрава СССР от 22.07.1982 N715 (утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 24.08.2020 N889) поименована должность "врач-анестезиолог-реаниматолог" (п.29 Приложения N4 к приказу); наименования должностей "врач-реаниматолог" и "врач- анестезиолог" отсутствуют.
Утвержденные Приказом Минздрава СССР от 29.12.1975 N1188 "О дальнейшем совершенствовании реанимационной помощи населению" (утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.08.2011 N946) штатные нормативы медицинского персонала отделений реанимации и интенсивной терапии в составе больниц (Приложение N2) также предусматривали наличие должности врача-анестезиолога-реаниматолога.
До 1981 года в типовых штатных нормативах учреждений здравоохранения данная должность именовалась как "анестезиолог", о чем свидетельствует Приказ Минздрава СССР от 25.06.1981 N693 "О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения", согласно которому наименование должности в действующих штатных нормативах "анестезиолог" должно быть приведено в соответствие с наименованием должности в соответствии с номенклатурой как "врач анестезиолог-реаниматолог".
Данное обстоятельство объясняет факт неноменклатурного (устаревшего) наименования должности Красновой Л.В. в штатном расписании.
Действовавшими отраслевыми нормативными-правовыми актами в лечебно-профилактических учреждениях предусматривалось функционирование либо отделений (групп) анестезиологии-реанимации, либо отделений (палат) для реанимации и интенсивной терапии. Так, Приказом Минздрава СССР от 29.12.1975 N1188 "О дальнейшем совершенствовании реанимационной помощи населению" предписывалось организовать в составе крупных многопрофильных больниц отделений реанимации и интенсивной терапии с числом не более 20 - 25 коек в отделении, исходя из потребности в реанимационной помощи; для организации отделений реанимации и интенсивной терапии использовать палаты реанимации и интенсивной терапии, имеющиеся в данной больнице в отделениях анестезиологии-реанимации. Из текста названного приказа следует, что анестезиолого-реанимационная помощь населению осуществляется в следующих подразделениях больниц: - отделениях анестезиологии-реанимации, - отделениях реанимации и интенсивной терапии, - палатах реанимации и интенсивной терапии.
Наименование структурного подразделения больницы как "отделение реанимации" не было предусмотрено ни типовыми штатными нормативами учреждений здравоохранения, ни иными нормативно-правовыми актами Минздрава, регламентирующими деятельность анестезиолого-реанимационной службы больницы.
Занимаемая Красновой Л.В. должность врача-анестезиолога- реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии, указанная в трудовой книжке, в приказах о приеме и увольнении работника, содержится в Списке N464 от 06.09.1991.
Факт некорректного (ненормативного) наименования должности и структурного подразделения в штатном расписании больницы не должен ограничивать пенсионные права работника.
Помимо записей в трудовой книжке, указанный период работы Красновой Л.В. полный рабочий день на полную ставку подтверждается справками работодателя N39 от 01.03.2018, N39 от 20.05.2020 (т.1 л.д.40-41, 99-101).
Указанный период закодированы страхователем ГБУЗ ВО "Детская больница округа Муром" в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на Судакову Л.В. по коду льготной лечебной деятельности, о чем представлены корректирующие сведения (т.1 л.д. 169-172).
С учетом изложенного, требование о включении в специальный стаж Судаковой Л.В. периода с 17.02.1998 по 01.09.1999 в должности врача анестезиолога-реаниматолога в Детской больнице г. Мурома в льготном исчислении удовлетворено судом.
Согласно трудовой книжке (т.1 л.д.31-39) Судакова Л.В.: - 01.12.1999 принята на работу во Городскую детскую клиническую больницу скорой помощи г. Владимира на должность врача анестезиолога- реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи; -31.12.2001 уволена в порядке перевода в Детскую городскую поликлинику г. Владимира; -01.01.2002 принята на работу в порядке перевода в Детскую городскую поликлинику г. Владимира на должность врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи; -06.09.2010 уволена по п. 3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Истец просила включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды: с 01.12.1999 по 10.06.2001 и с 01.11.2002 по 06.09.2010 (с 11.06.2001 находилась в отпуске по уходу за ребенком, с 14.05.2002 работала на 0, 25 ставки, с 01.06.2002 по 31.10.2002 работала на 0, 5 ставки, т.1 л.д.115, 120, 120а, 121, 122).
Согласно решению пенсионного органа период с 01.12.1999 по 10.06.2001 не включен в специальный стаж в льготном исчислении. Указано, что в штатном расписании больницы на 1999-2001 гг. имелось структурное подразделение "отделение скорой и неотложной помощи", в котором была предусмотрена должность "врач анестезиолог-реаниматолог группы анестезиологии-реанимации выездной бригады". Врачам отделения скорой и неотложной помощи льготное исчисление стажа не предусмотрено. Группа анестезиологии-реанимации выездной бригады не была структурно выделена в штатных расписаниях отделения скорой и неотложной помощи.
Вышеуказанный период деятельности имел место в период действия Списка N1066 от 22.09.1999, Правил N1066 от 22.09.1999.
В п.3 Правил N1066 от 22.09.1999 установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, 1 год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
В п.2 Приложения к Правилам N1066 от 22.09.1999 установлено наименование должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в п.1-5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28-31 Списка N1066 от 22.09.1999, к числу которых также отнесены городские больницы скорой медицинской помощи и детские городские больницы.
Согласно штатным расписаниям на 1999-2000 гг. в больнице имелось структурное подразделение "отделение скорой и неотложной помощи", в котором значилась, в том числе должность врач анестезиолог-реаниматолог группы анестезиологии и реанимации выездной бригады - 4, 5 ставки, медсестра-анестезист группы анестезиологии и реанимации выездной бригады- 8 ставок (т.2 л.д.52-53). В штатном расписании больницы на 2001 год значится подразделение - Поликлиника N1, в составе которого имеется "отделение скорой и неотложной помощи", в котором значится, в том числе должность врач анестезиолог-реаниматолог группы анестезиологии и реанимации выездной бригады - 4, 5 ставки, медсестра-анестезист группы анестезиологии и реанимации выездной бригады-9 ставок (т.2 л.д.54).
В п.2 Приложения к Правилам N1066 от 22.09.1999 поименованы отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, а среди должностей врачей - врачи-анестезиологи-реаниматологи.
Согласно Положению об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, Положению об организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение N3, Приложение N5 к Приказу Минздрава РФ от 26.03.1999 N100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению РФ") (утратило силу с 01.01.2005) выездная бригада скорой медицинской помощи является структурно-функциональной единицей станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи. Отделение скорой медицинской помощи организуется при больницах и является их структурным подразделением, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению. Основной функциональной единицей отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада (фельдшерская, врачебная).
Одновременно, штатными нормативами медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи (Приложение N14 к Приказу Минздрава РФ от 26.03.1999 N100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению РФ") предусмотрены должности врачей-анестезиологов- реаниматологов группы анестезиологии-реанимации выездных бригад, количество которых устанавливается из расчета 1 поста в смену работы санитарного автомобиля по оказанию соответствующей специализированной медицинской помощи.
Согласно записи в трудовой книжке, в период с 01.12.1999 по 10.06.2001 Краснова Л.В. работала врачом-анестезиологом-реаниматологом группы анестезиологии-реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи. Занятость в течение полного рабочего дня на полную ставку подтверждена уточняющей справкой работодателя от 18.05.2018 N143 (л.д. 113-113В).
С учетом изложенного, требование о включении в специальный стаж Судаковой Л.В. периода с 01.12.1999 по 31.12.2001 в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады во Владимирской городской детской больнице скорой помощи, за исключением отпуска без сохранения заработной платы 11.08.2000, в льготном исчислении удовлетворено судом.
Согласно решению пенсионного органа период работы с 01.11.2002 по 06.09.2010 в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи в МУЗ "Детская городская поликлиника г. Владимира" не включен в специальный стаж в льготном исчислении. Указано, что в штатном расписании учреждения на 2002-2010 гг. имелось подразделение "отделение скорой и неотложной медицинской помощи", в котором в 2002-2003 гг. была предусмотрена должность "врач анестезиолог-реаниматолог группы анестезиологии-реанимации выездной бригады"; в 2004-2010 гг. в "отделении скорой и неотложной медицинской помощи" выделена группа анестезиологии- реанимации выездной бригады, в которой поименована должность "врач анестезиолог-реаниматолог". Врачам отделения скорой и неотложной помощи, врачам поликлиники льготное исчисление стажа не предусмотрено.
Вышеуказанный период деятельности имел место в период действия Списка N781 от 29.10.2002, Правил N781 от 29.10.2002.
Согласно п.3 Правил N781 от 29.10.2002 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке N781 от 29.10.2002.
В Списке N781 от 29.10.2002 поименованы наименования должностей и учреждений.
Согласно абз.1 п.5 Правил N781 от 29.10.2002 по общему правилу периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
В пп. "б" п.5 Правил N781 от 29.10.2002 предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, 1 год работы засчитывается в стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
В п.2 Перечня (Приложение к Правилам N781 от 29.10.2002) установлено наименование должности врача-анестезиолога-реаниматолога (врача-анестезиолога-реаниматора) в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 Списка, к числу которых также отнесены больницы всех наименований.
Поликлиники всех наименований, поименованные в п.9 Списка, к перечню вышеуказанных учреждений не отнесены.
Суд указал, что отсутствие поликлиник в перечне учреждений здравоохранения, работа в которых по занимаемой Судаковой Л.В. должности (врач анестезиолог-реаниматолог группы анестезиологии-реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи) дает право на льготное пенсионное обеспечение, обусловлено объективными причинами, так как организация отделений скорой помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях не предусматривалась ни одним из отраслевых нормативно-правовых актов.
Детская поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации и создается для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи детям.
До 01.01.2002 единственное в г. Владимире отделение скорой и неотложной помощи, оказывающее медицинскую помощь детскому городскому населению, функционировало на правах структурного подразделения МУЗ "Городская детская клиническая больница скорой помощи", что следует из штатных расписаний больницы на 1999-2001 гг. и соответствовало Приказу Минздрава РФ от 26.03.1999 N100.
Во исполнение постановления главы Администрации Владимирской области от 08.11.2001 N588 "О создании ГУЗ ВО "Областная детская клиническая больница", решений Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.07.2001 N152 "О реорганизации МУЗ "Детская городская клиническая больница скорой помощи" в государственное учреждение", от 20.09.2001 N193 "О создании МУЗ "Детская городская поликлиника" и приказа отдела здравоохранения Администрации г.Владимира от 22.10.2001 N293 "О реструктуризации детских ЛПУ", с 01.01.2002 МУЗ "Городская детская клиническая больница скорой помощи" была реорганизована путем разделения на два самостоятельных учреждения здравоохранения: ГУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" и МУЗ "Детская городская поликлиника г. Владимира" (т. 1 л.д.48, 60-64).
Распоряжением УМИ администрации г. Владимира от 09.01.2002 N11 на баланс вновь созданного МУЗ "Детская городская поликлиника г.Владимира" передано все движимое и недвижимое имущество, используемое отделением скорой и неотложной помощи реорганизованного МУЗ "Городская детская клиническая больница скорой помощи" (т.1 л.д. 194-195) Согласно Уставу МУЗ "Детская городская поликлиника г.Владимира" от 2001 года, учреждение имеет в своем составе отделение скорой и неотложной помощи, городской диагностический центр, 2 филиала поликлиники и гараж.
Работа Судаковой Л.В. с 01.02.2002 по 06.09.2010 в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи в МУЗ "Детская городская поликлиника г.Владимира" подтверждается трудовой книжкой (т.1 л.д.31-39), а также личной карточкой работника (форма Т-2) (т.1 л.д.53-54).
Из документов по реорганизации учреждений здравоохранения, письменного отзыва ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница", ответа Департамента здравоохранения администрации Владимирской области от 30.07.2021 следует, что ГУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" созданная с 01.11.2002 в целях оказания квалифицированной медицинской помощи детскому населению Владимирской области и финансируемая за счет средств областного бюджета, не предусматривала в своем составе отделение скорой и неотложной медицинской помощи, обслуживающее детское население г.Владимира, финансовое обеспечение которого возложено на муниципальный городской бюджет, указанная служба перешла в состав МУЗ "Детская городская поликлиника г.Владимира". При этом, весь штатный состав работников отделения скорой и неотложной помощи фактически был переведен в штат вновь созданной детской городской поликлиники, в распоряжение которой перешло и все имущество отделения. Вместе с тем, произведенная реорганизация учреждения здравоохранения не коснулась ни основных функций и задач отделения скорой и неотложной помощи, ни трудовых прав и обязанностей его работников. Прежними остались объемы оказания скорой и неотложной медицинской помощи детскому населения г.Владимира, а также функциональные обязанности работников отделения, режим их работы (24-х часовая рабочая смена без права сна), не изменились и нагрузки по оказанию неотложной анестезиолого-реанимационной помощи детскому городскому населению (т. 1 л.д. 181-186).
Из ответа Департамента здравоохранения администрации Владимирской области от 30.07.2021 также следует, что создание отделения скорой и неотложной помощи при МУЗ "Детская городская поликлиника г.Владимира" было решением администрации г.Владимира и не являлось следствием изменения законодательства.
МУЗ "Детская городская поликлиника г.Владимира", созданное с 01.01.2002, в последующем неоднократно переименовывалось и с 30.12.2012 реорганизовано путем присоединения к ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница".
Факт лечебной деятельности Судаковой Л.В. с 01.11.2002 по 06.09.2010 в МУЗ "Детская городская поликлиника г. Владимира" в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной медицинской помощи постоянно на 1, 0 ставку, за исключением административного отпуска с 17.02.2010 по 18.02.2010 подтвержден уточняющей справкой работодателя от 18.05.2018 N143.
С учетом изложенного, требование о включении в специальный стаж Судаковой Л.В. периода с 01.11.2002 по 06.09.2010 в МУЗ "Детская городская поликлиника г. Владимира" в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной медицинской помощи, в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации с 12.03.2008 по 31.03.2008, за исключением отпуска без сохранения заработной платы с 17.02.2010 по 18.02.2010, в льготном исчислении удовлетворено судом.
Суд указал, что наименование (переименование) учреждений, создание (переименование) структурных подразделений, должностей должно производиться в строгом соответствии с действующими нормативными документами. То обстоятельство, что в результате реорганизации учреждений здравоохранения, отделение скорой и неотложной помощи было включено в качестве структурного подразделения в состав поликлиники, при том, что отделения по оказанию скорой медицинской помощи действующим законодательством не предусмотрены в штате поликлиник, не может умалять пенсионных прав Судаковой Л.В, осуществляющей работу по должности врача анестезиолога- реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной медицинской помощи, предусмотренной в п.2 Перечня (Приложение к Правилам N781 от 29.10.2002).
Суд пришел к выводу о том, что то обстоятельство, что работодателем периоды работы: с 01.12.1999 по 10.06.2001 в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи во Владимирской городской детской больнице скорой помощи; с 01.11.2002 по 06.09.2010 в должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи в МУЗ "Детская городская поликлиника г.Владимира", не закодированы с кодом особых условий труда, само по себе не может являться достаточным основанием для того, чтобы данные периоды не учитывались в специальном стаже в льготном исчислении. По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Рассматривая исковые требования Судаковой Л.В. о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд пришел к выводу о том, что специальный стажа с учетом включенных пенсионным органом в бесспорном порядке периодов и с учетом спорных периодов, включенных решением суда, составит 30 лет по состоянию на 19.12.2019 включительно. В связи с чем, по мнению суда, с учетом с.1 ст.22, п.1.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N35О-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий", досрочная страховая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения подлежит назначению Судаковой Л. В. с даты возникновения права, то есть с 19.06.2020.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, с решением суда в части даты, с которой на ГУ-ОПФР по Владимирской области возложена обязанность назначить Судаковой Л.В. досрочную страховую пенсию по старости, суд апелляционной инстанции не согласился, указав, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Судакова Л.В. приобрела лишь 20.06.2020 (30-ти летний стаж выработан 19.12.2019 включительно + отложенное право выхода на пенсию на 6 месяцев). В связи с чем решение суда в указанной части изменено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении судебных постановлений судами не было учтено следующее.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 -61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные требования процессуального закона судом первой и апелляционной инстанции не были выполнены.
Па основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона. при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части настоящей статьи.
Согласно части 2 указанной статьи, списки соответствующих должностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в периоде 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно.
Рассматривая исковые требования Судаковой Л.B. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01.11.2002г. по 06.09.2010г. в должности врача анестезиолога ? реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи в МУЗ "Детская городская поликлиника г. Владимира", в том числе периода прохождения курсов повышения квалификации с 12.03.2008г. по 31.03.2008г, суды нарушили нормы материального права.
Так, в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством РФ было принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно подпункту "н" пункта Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, при определении стажа соответствующих видах paбот в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона О страховых пенсиях", лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федеральною закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона " О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должности врача - анестезиолога - реаниматолога, в том числе заведующего в отделении (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 -6, 8, 12, 15, 16. 20, 21.27 - 30 Списка засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении из расчета I год работы за 1 год и 6 месяцев.
Таким образом, Список и Правила вместе с Перечнем, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 содержат исчерпывающий перечень должностей, структурных подразделений учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении, и расширительному толкованию не подлежат.
В спорный период с 01.11.2002 по 06.09.2010 Судакова Л.В. осуществляла трудовую деятельность в должности врача анестезиолога - реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи в МУЗ "Детская городская поликлиника г. Владимира", т.е. в учреждении, которое не поименовано в п. 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, т.к. поликлиники всех наименований поименованы в п. 9 раздела "Наименование учреждений" Списка 781 Постановления Правительства РФ.
Вместе с тем, условием для включения в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) является выполнение работ в должностях и учреждениях, прямо поименованных соответствующими списками, что в данном случае не выполнено истцом, т.к. она осуществляла трудовую деятельность в должности, предусматривающей возможность льготного порядка исчисления стажа, а в учреждении (в данном случае поликлиника), которое право на льготный порядок исчисления стажа не дает.
Выводы суда о том, что по своим функциональным обязанностям врачи анестезиологи - реаниматологи в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30, тождественны трудовым функциям, выполняющимся Судаковой Л.В. в поликлинике, в связи с чем спорный период подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев, основаны на неверном толковании норм права.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Судаковой Л.В. в данной части суды фактически установили тождественность трудовых функций истицы, осуществляемых в поликлинике и трудовых функций врачей - специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в учреждениях, поименованных пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка 781 Постановления Правительства, что не входит в компетенцию органов судебной системы.
Так, пунктом 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой, пенсии" но старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российский Федерации, дается право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Аналогичное правовое положение закреплено и в постановлении Правительства РФ от 28.08.2014 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (иди) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости".
Таким образом, вопросы установления тождественности профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), входят в компетенцию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а не в компетенцию органов судебной системы Российской Федерации.
Рассматривая исковые требования Судаковой Л.В. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01.12.1999 но 10.06.2001 в должности врача анестезиолога - реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи во Владимирской городской детской больнице скорой помощи в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев), суды не учли следующее.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Указанным нормативным актом был утвержден Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев.
В соответствии с данным Перечнем, право на льготный учет продолжительности стажа было предоставлено врачам анестезиологам - реаниматологам, в том числе заведующим, осуществляющим трудовую деятельность в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1-5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28-31 Списка.
В кассационной жалобе указано, что Судакова Л.В. в спорный период осуществляла трудовую деятельность в "Отделении скорой и неотложной помощи", что подтверждается записью в трудовой книжке истицы, т.е. в структурном подразделении, не поименованном в Перечне 1066 Постановления.
При этом необходимо учитывать, что спорные периоды с 01.12.1999 по 10.06.2001; с 01.11.2002 по 06.09.2010 были после регистрации истицы в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (17.11.1997).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 14).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 14).
Между тем, работодатель ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" не представлял в пенсионный орган сведений о том, что характер работы истицы Судаковой Л.B. в названные периоды соответствует Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N781.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что в уточняющей справке ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" от 14.03.2022 N 01-14/517 не подтверждено право суда на льготное исчисление стажа (1 год работы за 1 год 6 месяцев) Указано, что сведения на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Судаковой Л.B. за периоды работы: с 01.12.1999 по 10.06.2001; с 01.11.2002 по 06.09.2010 закодированы на основании действующих в соответствующие периоды времени нормативно-правовыми актами, как медицинская деятельность в обычных условиях (т. 1 л.д. 217).
В названной справке от 14.03.2022 N 01-14/517 указано, что в период с 01.12.1999 по 10.06.2001 Судакова Людмила Валерьевна работала в Городской детской клинической больнице скорой помощи в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении скорой и неотложной медициной помощи. Указанный период закодирован как медицинская деятельность в обычных условиях согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066.
В период с 01.11.2002 по 06.09.2010 Судакова Людмила Валерьевна работа в Детской городской поликлинике в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении скорой и неотложной медицинской помощи. Указанное структурное подразделение находилось в составе поликлиники. Поликлиники всех наименований не входят в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев согласно Приложению к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 781 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данные Правила применяются при досрочном назначении страховой пенсии старости в соответствии с п.20 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 13 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, уточняющей справкой работодателя не подтверждается факт работы истицы в условиях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Вывод судов о том, что непредставление работодателем истца справки, уточняющей особый характер работы, сведений индивидуального (персонифицированного) учета с кодом "особых условий труда", а также неоплата дополнительных тарифов на страховые взносы истца, не должны учитываться судом, не обоснован.
Именно работодателю предоставлено право давать характеристику работе, выполняемой работником, так как работодатель располагает всеми необходимыми для этого документами - технологические процессы, сведения об условиях, продолжительности труда и так далее, при этом, в силу ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела истец требований к работодателю (страхователю) об оспаривании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных в Пенсионный фонд Российской Федерации, о возложении обязанности внести корректирующие сведения по персонифицированному учету, перечислить дополнительные страховые взносы не заявлял.
Следовательно, сведения индивидуального (персонифицированного) учета не были оспорены, страховые взносы работодателем в повышенном размере за спорные периоды времени не уплачены.
Таким образом, у пенсионного органа, не получившего страховые взносы в повышенном размере, а также не получившего уточняющую справку о том, что сведения на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Судаковой Л.B. за периоды работы: с 01.12.1999 по 10.06.2001; с 01.11.2002 по 06.09.2010 были ошибочно закодированы как медицинская деятельность в обычных условиях, на момент принятия решения об отказе в назначении пенсии не было оснований для включения спорных периодов в специальный трудовой стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Истец имеет возможность обратиться с иском к работодателю об оспаривании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных в Пенсионный фонд Российской Федерации, о возложении обязанности внести корректирующие сведения по персонифицированному учету, перечислить дополнительные страховые взносы.
Необходимо учесть, что в случае исключения из специального стажа Судаковой Л.В. оспариваемых в кассационном порядке периодов работы, специальный стаж истца составит менее законодательно требуемых 30 лет, соответственно, в части назначения Судаковой Л.В. досрочной страховой пенсии по старости с 19 июня 2020 года судебные постановления также подлежат отмене.
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными в части, в которой удовлетворены исковые требования Судаковой Людмилы Валерьевны к ГУ-ОПФР по Владимирской области о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) периоды работы: с 01.12.1999 по 10.06.2001 в должности врача анестезиолога - реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи во Владимирской городской детской больнице скорой помощи; с 01.11.2002 по 06.09.2010 в должности врача анестезиолога - реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи в МУЗ "Детская городская поликлиника г.Владимира", в том числе периода прохождения курсов повышения квалификации с 12.03.2008 по 31.03.2008, а также в части назначения Судаковой Л.В. досрочной страховой пенсии по старости с 19.06.2020. В указанной части дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Фрунзенский районный суда г. Владимира.
В остальной части, а именно в части включения в специальный стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 17.02.1998 по 01.09.1999 в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии в Детской больнице г. Мурома решение Фрунзенского судебные постановления являются законными и обоснованными.
Согласно записям в трудовой книжке Судакова Л.В. работала (т.1 л.д.31-39): с 03.02.1997 по 16.02.1998 в должности врача-интерна анестезиолога- реаниматолога в отделении реанимации в Детской больнице г. Мурома; с 17.02.1998 по 01.09.1999 в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии в Детской больнице г. Мурома.
Из трудовой книжки усматривается, что 17.02.1998 после окончания интернатуры Краснова Л.В. переведена на должность врача анестезиолога- реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии в Детской больнице г.Мурома.
Согласно ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка.
Согласно п. 1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Указанная запись в трудовой книжке полностью соответствует формулировке приказа главного врача больницы от 16.02.1998 N116 (т.1 л.д.43). Приказом главного врача от 01.09.1999 N230 Краснова Л.В. - врач анестезиолог-реаниматолог ОРИТ уволена 01.09.1999 по ст.31 Кодекса о защите труда Российской Федерации (т.1 л.д.44).
Занимаемая Красновой Л.В. должность врача-анестезиолога- реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии, указанная в трудовой книжке, в приказах о приеме и увольнении работника, содержится в Списке N464 от 06.09.1991.
Факт некорректного (ненормативного) наименования должности и структурного подразделения в штатном расписании больницы не должен ограничивать пенсионные права работника.
Помимо записей в трудовой книжке, указанный период работы Красновой Л.В. полный рабочий день на полную ставку подтверждается справками работодателя N39 от 01.03.2018, N39 от 20.05.2020 (т.1 л.д.40-41, 99-101).
Указанный период с 03.02.1997 по 16.02.1998 закодирован страхователем ГБУЗ ВО "Детская больница округа Муром" в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на Судакову Л.В. по коду льготной лечебной деятельности, о чем представлены корректирующие сведения (т.1 л.д. 169-172).
С учетом изложенного, требование о включении в специальный стаж Судаковой Л.В. периода с 17.02.1998 по 01.09.1999 в должности врача анестезиолога-реаниматолога в Детской больнице г. Мурома в льготном исчислении обоснованно удовлетворено судом.
Суды полно и подробно мотивировали свои выводы в указанной части; с этими выводами полностью соглашается суд кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 25 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 19 июля 2022 года отменить в части, в которой удовлетворены исковые требования Судаковой Людмилы Валерьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) периодов работы: с 01.12.1999 по 10.06.2001 в должности врача анестезиолога - реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи во Владимирской городской детской больнице скорой помощи; с 01.11.2002 по 06.09.2010 в должности врача анестезиолога - реаниматолога группы анестезиологии - реанимации выездной бригады отделения скорой и неотложной помощи в МУЗ "Детская городская поликлиника г.Владимира", а также в части назначения Судаковой Л.В. досрочной страховой пенсии по старости с 19.06.2020.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Фрунзенский районный суда г. Владимира.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 25 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 19 июля 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.