Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Сергеевой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-244/2023 по административному исковому заявлению... ой... об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:05:0004003:7642 и 77:05:0004003:7641, установленной для каждого из указанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года в размерах, соответственно, 22 640 775, 36 руб. и 9 500 959, 83 руб.; просит установить кадастровую стоимость данных помещений, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года в размерах, соответственно, 15 775 000 руб. и 6 662 000 руб.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником данных объектов недвижимости; внесённая в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость нежилых помещений затрагивает его права, так как влияет на размер налоговых обязанностей.
Административный истец полагает, что ее права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке от 27 декабря 2021 года N 32901/21, подготовленным оценщиком ООО "НПГ СМ Инновации".
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила, об отложении слушания дела не просила.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании части 4 статьи 247 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав объяснения представителя Департамента городского имущества города Москвы, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца; на административного ответчика возложена обязанность доказывания своих возражений.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:05:0004003:7642 и 77:05:0004003:7641; их кадастровые стоимости по состоянию на 1 января 2018 года утверждены распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 г." соответственно, в размерах 22 640 775, 36 руб. и 9 500 959, 83 руб.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, которая подлежала применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 по 31 декабря 2021 года.
Судом отклоняются доводы Департамента городского имущества г.Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц; в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает обязательные платежи исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеозначенных нежилых помещений влияют на права и обязанности... ой Е.Е. как плательщика данного налога.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке от 27 декабря 2021 года, в котором рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 01 января 2018 года определена в следующих размерах:
- для нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0004003:7642 - 15 775 000 руб.;
- для нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0004003:7641 - 6 662 000 руб.
Департамент городского имущества г. Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие этого отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенных в нем величин рыночной стоимости нежилых помещений.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного отчета об оценке, а также в связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определением суда от 09 марта 2022 года по административному делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению эксперта от 17 октября 2022 года отчет об оценке рыночной стоимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:05:0004003:7642, 77:05:0004003:7641 по состоянию на 1 января 2018 года составляют, соответственно, 16 007 000 руб. и 6 778 000 руб.
Стороны с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно и по существу исследования никаких возражений не представили.
Оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что оснований ставить экспертное заключение под сомнение не имеется.
Оно подготовлено лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности и квалификации; выводы экспертов основываются на положениях, дающих возможность проверить их обоснованность и достоверность, базируются на общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами не опровергнуты. Эксперты имеют высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности; предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.
Определенная в заключении экспертов рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной; при оценке нежилых помещений эксперты придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; экспертами проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов недвижимости на дату оценки.
Каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенных экспертами величин рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено; замечаний от лиц, участвующих в деле, к экспертному заключению по существу не поступило.
Противоречий в выводах экспертов не установлено; оснований для назначения по делу повторной экспертизы не имеется.
Итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости сделаны экспертами на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В рамках судебной экспертизы проведен полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, выявлены предложения сопоставимые с объектами исследования по ценообразующим факторам, применены все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов-аналогов; даны ответы на все поставленные вопросы; предусмотренных статьей 83 КАС РФ оснований для назначения дополнительной экспертизы по административному делу также не установлено.
Таким образом, ставить экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется; именно оно должно быть положено в основу решения, а не отчет от 27 декабря 2021 года, который с учетом заключения о том, что он не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, оценивается судом критически.
При таких данных, суд устанавливает кадастровую стоимость спорных нежилых помещения, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года по заключению экспертов, учитывая при этом, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, является законным способом уточнения одной из основных характеристик таких объектов и само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Также при рассмотрении дела установлено, что стоимость судебной экспертизы составила 171 748, 80 руб, которые уплатил Департамент городского имущества в соответствии с определением от 09 марта 2022 года, о чем представил платежное поручение от 5 апреля 2022 года.
Разрешая вопрос, связанный указанными судебными расходами по настоящему административному делу, суд руководствуется статьями 62, 106, 108, 111 КАС РФ, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, и разъяснениями, приведенными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", и приходит к выводу о том, что понесенные административным ответчиком судебные расходы на оплату экспертизы подлежат возмещению за счет административного истца.
При этом суд исходит из того, что проверка отчёта об оценке на его соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по доказыванию обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой; иным образом в рамках настоящего административного спора удостовериться в достоверности отчёта не представлялось возможным; по итогам экспертизы подтвержден факт недостоверности определённой в отчёте рыночной стоимости нежилых помещений, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (отчёт об оценке) не положены в основу решения суда; услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности административного истца по представлению доказательств и в связи с реализацией права на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной. При этом, допущенное в настоящем случае расхождение утвержденных кадастровых стоимостей нежилых помещений с установленной судом их рыночной стоимостью существенным не является (менее 30 %), укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, находится в пределах допустимых отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод заявителя.
В такой ситуации судебные расходы на оплату экспертизы подлежат отнесению на административного истца; возложение на него бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости не способно финансово обесценить значение судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов, либо для освобождения административного истца от их уплаты суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0004003:7642, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 16 007 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0004003:7641, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 6 778 000 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменений кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления считать 30 декабря 2021 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до 31 декабря 2021 года.
Взыскать с... ой... в пользу Департамента городского имущества г. Москвы в счет возмещения расходов на оплату судебной экспертизы 171 748, 80 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме принято 16 февраля 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.