Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Сергеевой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-332/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сфера" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, в котором (с учетом изменения требований в порядке статьи 46 КАС РФ, а также принятого судом частичного отказа об административного иска) просил об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:04:0003005:1110, 77:04:0003005:1109, 77:04:0003005:6899, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размерах соответственно сумма, сумма и сумма по заключению судебной экспертизы от 18 ноября 2022 года.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником данных объектов недвижимости, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости их кадастровая стоимость затрагивает его права, так как влияет на размер налоговых обязанностей.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением экспертов.
Представитель административного истца представил ходатайство об изменении заявленных требований.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения административного иска.
Изучив материалы административного дела и исследовав представленные в них доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца; на административного ответчика возложена обязанность доказывания своих возражений.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что административный истец является собственником трех вышеозначенных нежилых зданий; их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021г.", в размерах, соответственно:
- сумма (для нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003005:1110), - сумма (для нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003005:1109), - сумма (для нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003005:6899).
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Судом отклоняются доводы Департамента городского имущества г.Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Административный истец уплачивает налог на имущество организаций, расчет суммы которого осуществляется исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости этих нежилых зданий влияют на права и обязанности общества с ограниченной ответственностью "Сфера" как их собственника и плательщика указанного налога.
Административным истцом при обращении в суд в обоснование заявленных требований были представлены отчеты от 01 февраля 2022 года об оценке рыночной стоимости названных нежилых зданий по состоянию на 01 января 2021 года.
Департамент городского имущества г. Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие этих отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенной в них величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных отчетов об оценке, а также в связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости этих нежилых зданий на указанную дату определением суда от 12 апреля 2022 года по административному делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению экспертов от 18 ноября 2022 года отчеты об оценке рыночной стоимости, представленные административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; рыночная стоимость зданий по состоянию на 01 января 2021 года составляет, соответственно, сумма (для нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003005:1110), сумма (для нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003005:1109) и сумма (для нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003005:6899).
Стороны с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно; административным истцом изменены административные исковые требования в порядке статьи 46 КАС РФ, заявлено об установлении кадастровой стоимости указанных зданий, равной рыночной, определенной в заключении экспертов; по существу экспертного исследования возражения у лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные административным истцом отчеты об оценке, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение возникшие сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "СпецФинКонсалтинг", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперты, проводившие судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответили на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Как уже указывалось выше, лица, участвующие в деле, выводы экспертов относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, а по заключению судебной экспертизы.
Оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что оснований ставить экспертное заключение под сомнение не имеется.
Оно подготовлено лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности и квалификации; выводы экспертов основываются на положениях, дающих возможность проверить их обоснованность и достоверность, базируются на общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами не опровергнуты. Эксперты имеют высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности; предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.
Определенная в заключении экспертов рыночная стоимость нежилых зданий не является произвольной; при его оценке эксперты придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; экспертами проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения принадлежащих административному истцу зданий, произведена их оценка с учетом количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость спорных объектов недвижимости на дату оценки.
Каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенных экспертами величинах рыночной стоимости зданий не представлено; замечания у лиц, участвующих в деле, к экспертному заключению по существу отсутствуют.
Противоречий в выводах экспертов не установлено; оснований для назначения по делу повторной экспертизы не имеется.
Итоговые суждения о рыночной стоимости сделаны экспертами на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В рамках судебной экспертизы проведен полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, выявлены предложения сопоставимые по ценообразующим факторам, применены все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов-аналогов; даны ответы на все поставленные вопросы; предусмотренных статьей 83 КАС РФ оснований для назначения дополнительной экспертизы по административному делу также не установлено.
Таким образом, ставить экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется; именно оно должно быть положено в основу решения, как об этом просит административный истец, изменивший административные исковые требования в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ.
При таких данных, суд устанавливает кадастровую стоимость трех спорных зданий, равной их рыночной, определенной по состоянию на 01 января 2021 года по заключению экспертов, учитывая при этом, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, является законным способом уточнения одной из основных характеристик таких объектов и само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Разрешая вопрос, связанный судебными расходами по настоящему административному делу, суд учитывает следующее.
Как следует из представленных материалов, стоимость экспертизы по настоящему административному делу составила сумма, из которых сумма в соответствии с определением суда от 12 апреля 2022 года оплачено Департаментом городского имущества г. Москвы, о чем представлено платежное поручение от 06 мая 2022 года.
Департаментом городского имущества г. Москвы заявлено о возмещении понесенных расходов, взыскании их с административного истца.
Кроме того, ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации заявил о взыскании судебных расходов на экспертизу в сумме сумма
Суд руководствуется статьями 62, 106, 108, 111, 113 КАС РФ, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, учитывает разъяснения, приведенные в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" и приходит к выводу о том, что судебные расходы по настоящему административному делу на оплату экспертизы подлежат отнесению на ООО "Сфера".
При этом суд исходит из того, что проверка отчётов об оценке на их соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по доказыванию обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой; иным образом в рамках настоящего административного спора удостовериться в достоверности отчётов невозможно; по итогам экспертизы подтвержден факт недостоверности определённой в отчётах рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (отчёты об оценке) не положены в основу решения суда, а административным истцом изменены исковые требования; услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности административного истца по представлению доказательств, в связи с реализацией права на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной. При этом, допущенное в настоящем случае расхождение утвержденной кадастровой стоимости объектов недвижимости с установленной судом их рыночной стоимостью существенным не является (менее 30 %), укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, находится в пределах допустимых отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций; в том числе решение суда не обесценивает финансовую выгоду для истца от установления кадастровой стоимости зданий, равной рыночной.
Кроме того, административным истцом также в ходе судебного разбирательства по делу было заявлено об отказе от части требований, который принят судом. При отказе административного истца от административного искового заявления понесенные им судебные расходы административным ответчиком не возмещаются. Административный истец возмещает административному ответчику расходы, понесенные им в связи с ведением административного дела (часть 1 статьи 113 КАС РФ). По смыслу названной нормы все судебные расходы, фактически понесенные по делу в этой части, при отказе от административного иска возлагаются на административного истца либо взыскиваются с него в пользу административного ответчика (если они были понесены административным ответчиком). В том случае, если расходы на проведение экспертизы фактически эксперту возмещены не были, они также возлагаются на административного истца, по заявлению которого было возбуждено производство в суде первой инстанции.
При таких судебные расходы на оплату экспертизы подлежат отнесению на административного истца, а потому с него в пользу ФБУ Российский Федеральный Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации подлежат взысканию расходы по оплате судебной экспертизы в сумме сумма, а также в пользу Департамента городского имущества г. Москвы в счет возмещения расходов на ее оплату сумма
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов, либо для освобождения административного истца от их уплаты суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003005:1110, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003005:1109 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003005:6899 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере сумма
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 февраля 2022 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сфера" в пользу Федерального бюджетного учреждения Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации расходы по оплате судебной экспертизы в размере сумма
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сфера" в пользу Департамента городского имущества г. Москвы в счет возмещения расходов по оплате судебной экспертизы сумма
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.