Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Туйчиева Б.Б. угли по ордеру адвоката фио на постановление судьи Дорогомиловского районного суда Москвы от 23 мая 2022 года, которым гражданин адрес фио угли, ... паспортные данные, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда,
УСТАНОВИЛ:
23 мая 2022 года должностным лицом ГИАЗ ОМВД России по адрес в отношении гражданина адрес угли составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Дорогомиловский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Защитник Туйчиева Б.Б. угли по ордеру адвокат фио обратилась в Московский городской суд с жалобой на постановление судьи, в которой ставит вопрос об его отмене и прекращении производства по делу.
В судебное заседание Туйчиев Б.Б. угли не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение иностранным гражданином от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона N115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.2 ст. 5 Федерального закона N115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22 мая 2022 года в 00 час. 35 минут по адресу: адрес, сотрудниками полиции выявлен гражданин адресу, который, прибыв в Российскую Федерацию 13.12.2019 г. в порядке, не требующем получения визы, по истечении установленного срока пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации.
Указанные выше обстоятельства суд посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем привлек Туйчиева Б.Б. угли к административной ответственности по ч. 3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
На основании подп. "а" п.1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в действующей редакции) на период с 15 марта по 15 июня 2021 года включительно приостановлено течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учёт по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае, если такие сроки истекают в указанный период.
Вышеуказанный срок был продлён с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введённых Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством подп. "а" п.1 Указа Президента РФ N 364 от 15.06.2021 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в соответствии с п.6 которого Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 20.05.2022 N 1253-р.
Указанные меры действуют до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством.
Помимо этого, 05.09.2022 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 1253-р дополнено пунктом, устанавливающим, что датой снятия ограничений на международное транспортное сообщение с иностранным государством, не включенными в перечень, является дата вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 N 1267 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", то есть 15 июля 2022г.
Таким образом, граждане иностранных государств (адрес и адрес), ранее не включенных в перечень, и не имеющих оснований для дальнейшего пребывания в Российской Федерации, обязаны выехать за ее пределы до 12 октября 2022 г, то есть срок их временного пребывания считается автоматически продленным до 12 октября 2022 года (90 суток, исчисляя от 15.07.2022).
Граждане иностранных государств, ранее не включенных в перечень к Распоряжению Я N 1253-р, вправе до 12 октября 2022 года включительно урегулировать свое правовое положение в Российской Федерации либо покинуть адрес до обозначенной даты.
Кроме того, в соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (принята в адрес 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
При назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на адрес, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Указанные обстоятельства, в том числе обучение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в высшем учебном заведении Российской Федерации, должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если с соблюдением указанных положений необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему административного наказания, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, не исключается.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 14.02.2013 N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
К настоящей жалобе Туйчиеву Б.Б. угли представлены зачетная книжка и справка, согласно которым он является студентом 1-го курса факультета ФГБУ... с 2021 года.
Факт обучения Туйчиева Б.Б. угли подтверждается также договором от 02.09.2021 года об обучении по образовательным программам высшего образования, платёжными поручениями, справкой об оплате обучения, выпиской из приказа о зачислении в...
Таким образом, в действиях фиоб. угли отсутствует объективная сторона события вмененного административного правонарушения - уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Дорогомиловского районного суда Москвы от 23 мая 2022 года, которым гражданин адрес фио угли,... паспортные данные признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.