Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Кириченко А.Д, Ившиной Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пуховой Е.Н. на решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 10 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 сентября 2022 года по гражданскому делу N 2-889/2022 по иску Пуховой Е.Н. к АО "Федеральная пассажирская компания" структурное подразделение - Центр пассажирских перевозок Куйбышевское региональное отделение Центра контроля пассажирских перевозок об обязании произвести перерасчет заработной платы за фактически отработанное время, компенсации за сверхурочную работу.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения представителя Пуховой Е.Н. - Иванова А.Е. по доверенности от
17 сентября 2021 года и ордеру 5 декабря 2022 года, представителя
АО "Федеральная пассажирская компания" Князьковой О.С. по доверенности от 17 февраля 2022 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Пухова Е.Н. обратилась в суд с иском о взыскании невыплаченной части заработной платы за фактически отработанное время, взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу и компенсации морального вреда к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" в обоснование своих требований указав, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком на основании заключенного на неопределенный срок трудового договора. В ходе исполнения заключенного между работником и работодателем трудового договора и дополнительных соглашений к нему, имеются нарушения трудовых прав истца в части кратности учета рабочего времени, подлежащего оплате фактически отработанному времени. Положение локальных нормативных актов ответчика противоречит действующем трудовому законодательству, которое не предполагает кратности учета рабочего времени, подлежащего оплате, фактически отработанному рабочему времени. То есть из смысла локальных нормативных актов следует, что из 24 часов учтенного рабочего времени оплате будут подлежать только 7 часов. Указанное выше, свидетельствуют о нарушении ответчиком трудовых прав Пуховой Е.Н, восстановление которых возможно в судебном порядке, путем возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет заработной платы, исходя из фактически отработанного времени и произвести соответствующую доплату невыплаченной заработной платы за последние три года, то есть за 2018, 2019, 2020 годы и 10 месяцев 2021 года.
С учетом изложенного и уточнив требования, истец просила суд взыскать в ее пользу с АО "Федеральная пассажирская компания" невыплаченную заработную плату за фактическое отработанное время за 2018, 2019, 2020 годы и 10 месяцев 2021 года в размере 1603350, 74 рублей, денежную компенсацию за сверхурочную работу за 2018, 2019, 2020 годы и 10 месяцев 2021 года в сумме 1421706 рублей 24 копейки и компенсацию морального вреда 50000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г.Самары от 10 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от
20 сентября 2022 года, исковые требования Пуховой Е.Н. удовлетворены частично, в ее пользу с АО "Федеральная пассажирская компания" взыскана заработная плату за период с ноября 2020 года по декабрь 2020 года в размере 54185, 53 рублей, денежная компенсация за сверхурочную работу за период с ноября 2020 года по декабрь 2020 года
62542, 30 рублей, компенсация морального вреда 5000 рублей, всего взыскано 121727, 83 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С АО "Федеральная пассажирская компания" в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 3534, 56 рублей.
В кассационной жалобе Пухова Е.Н. просит отменить решение и апелляционное определение в части неудовлетворенных требований, принять в указанной части новое решение, которым иск удовлетворить в полном объеме, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Выслушав объяснения представителя Пуховой Е.Н. - Иванова А.Е, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя
АО "Федеральная пассажирская компания" - Князьковой О.С, просившей судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, 1 апреля
2010 года между Пуховой Е.Н. и АО "Федеральная пассажирская компания" заключен трудовой договор N, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, нормативными актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
Работник обязуется лично выполнять определенную настоящим трудовым договором трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, другие нормативные акты работодателя, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым договором, а также дополнительным соглашением к нему.
В соответствии с пунктом 1.2 трудового договора работник принимается на работу по должности проводник пассажирского вагона 4 разряда производственного участка - резерв проводников пассажирских вагонов IV группы вагонного участка курган структурного подразделения Южно-Уральского филиала ОАО "Федеральная пассажирская компания".
Данный трудовой договор является договором по основной работе
(пункт 1.3) и заключен на неопределенный срок (пункт 1.4).
Согласно пункту 4 Трудового договора режим рабочего времени устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.
Продолжительность рабочего времени: суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - квартал. При этом сумма отработанных в этот период часов не может превышать нормального числа рабочих часов в учетном периоде.
За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается:
Должностной оклад/тарифная ставка в размере 57, 68 рублей в час с последующей индексацией в соответствии с коллективным договором;
Надбавка (доплата), обусловленная региональным регулированием оплаты труда - 15% районный уральский коэффициент;
5.1.3 Выплаты компенсационного и стимулирующего характера согласно соответствующему положению об оплате труда;
5.1.4. Выплаты за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
5.1.5 Премии за основные результаты хозяйственной деятельности согласно соответствующему положению о премировании;
5.1.6 Единовременные премии за выполнение особо важных производственных заданий разового характера по распоряжению работодателя;
5.1.7 Иные выплаты, предусмотренные коллективным договором и (или) нормативными документами ОАО "ФПК".
Дополнительным соглашением от 16 декабря 2013 года к трудовому договору от 01 апреля 2010 года N, стороны изменили некоторые условия трудового договора, работник переведен на должность проводника пассажирского вагона 4 разряда резерва проводников пассажирских вагонов II группы пассажирского вагонного депо Оренбург - структурного подразделения Южно-уральского филиала открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" с 24 декабря 2013 года с возложением на него трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.
Изменен раздел трудового договора о продолжительности рабочего времени: начало работы - время явки в резерв проводников по графику, окончание работы - время сдачи маршрутного листа после поездки. Продолжительность рабочего времени согласно графику работы и отдыха в пути следования.
Изменен раздел 5 трудового договора, в части размера оклада/тарифной ставка в размере 76, 11 рублей в час с последующей индексацией в соответствии с коллективным договором.
Дополнительным соглашением от 12 сентября 2016 года к трудовому договору от 01 апреля 2010 года N стороны изменили некоторые условия трудового договора, работник переведен на должность ведущего инженера Отдела обслуживания, предоставления услуг в поездах и организации питания пассажиров Куйбышевского филиала открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" с 12 сентября 2016 года с возложением на него трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией. Работнику установлена продолжительность рабочего времени нормальная не более 40 часов в неделю, с ненормированным рабочим днем, установлен должностной оклад в размере 34400 рублей ежемесячно.
Дополнительным соглашением от 15 ноября 2016 года к трудовому договору от 01 апреля 2010 года N, стороны изменили некоторые условия трудового договора, в частности, работник переводится на должность заместителя начальника отдела обслуживания пассажиров, предоставления услуг в поездах и организации питания пассажиров
(по организации питания) Куйбышевского филиала ОАО "ФПК" на срок с
15 ноября 2016 года по 31 декабря 2016 года Работнику установлен должностной оклад в размере 47671 рублей ежемесячно.
Дополнительным соглашением от 25 ноября 2016 года N к трудовому договору от 01 апреля 2010 года N, стороны изменили некоторые условия трудового договора, в частности, на истца возложено исполнение обязанностей начальника отдела обслуживания пассажиров, предоставления услуг в поездах и организации питания пассажиров Куйбышевского филиала АО "ФПК" на время основного отпуска
Чехомова Д.В. с 28 ноября 2016 года по 12 декабря 2016 года. За выполнение дополнительной работы работнику устанавливается доплата в размере
10% от должностного оклада за фактически отработанное время.
Дополнительным соглашением от 11 мая 2018 года к трудовому договору от 01 апреля 2010 года N стороны изменили некоторые условия трудового договора, а именно работник переведен на должность инженера
1 категории Сектора контроля клиентских услуг Куйбышевского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности структурного подразделения АО "ФПК" с 14 мая 2018 года. За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим дополнительным соглашением, работнику устанавливается должностной оклад в размере 34396 рублей ежемесячно. Доплата за разъездной характер работы в соответствии с Положениями о возмещении расходов, связанных со служебным о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников аппарата управления и центров структурных подразделений ОАО "ФПК", постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер, утвержденного распоряжением ОАО "ФПК" от 02 апреля 2012 года N р.
Дополнительным соглашением от 31 марта 2021 года N к трудовому договору от 01 апреля 2010 года N, стороны изменили некоторые условия трудового договора, в частности, работник переводится на должность инженера I категории отдела контроля клиентских услуг Куйбышевского регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок - структурного подразделения акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" с 1 апреля 2021 года с возложением на него трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией. Режим рабочего времени установлен в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка для работников Куйбышевского регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок - структурного подразделения ОА "ФПК". Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени, с учетным периодом 1 месяц. За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим дополнительным соглашением, работнику устанавливается должностной оклад в размере
38626 рублей ежемесячно с последующей индексацией в соответствии с коллективным договором.
Также судом первой инстанции установлено, что в соответствии с
пунктом 4.2. Правил внутреннего трудового распорядка, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, настоящими Правилами и иными локальными нормативными актами АО "ФПК", содержащими нормы трудового права; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
Согласно пункту 6.2. Правил внутреннего трудового распорядка, в связи с невозможностью соблюдения ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени суммированный учет рабочего времени устанавливается для контролера-ревизора пассажирских поездов с периодом учета календарный месяц (шестидневная рабочая неделя). Работники отделения имеют разъездной характер работы, который при наличии выездов оформляется ведомостью учета разъездов формы ФРУ- 12а.
Согласно пункту 6.5. Правил внутреннего трудового распорядка, каждый выход на работу является служебной поездкой, за исключением случаев, когда графиком предусмотрена работа в отделе. При выходе на работу работникам с суммированным учетом рабочего времени оформляется и выдается план-задание на проведение ревизий и проверок под роспись, в котором указывается объект, подразделение, подлежащее ревизии, проверке, время перерыва для отдыха и питания, время начала и окончания работы, время явки в отделение для предъявления отчета о проделанной за день работе.
В случаях, когда работники с суммированным учетом рабочего времени в служебной поездке не выполняют свои служебные обязанности (находятся на станции в ожидании поезда или в пути следования до места проведения ревизии и проверки, или до места завершения служебной поездки), то рабочее время исчисляется из расчета 7 часов на каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения работника в служебной поездке. При нахождении на станции в ожидании поезда или в пути следования менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции.
Согласно пункту 11 Методических указаний по учету рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников Центра внутреннего контроля и аудита ОАО "ФПК", утвержденных распоряжением ОАО "ФПК" от 9 января 2014 года, в соответствии с утвержденными расшифровками маршрутов ревизий и проверок ревизорами поездов при выходе на работу под роспись выдается план-задание на проведение ревизий и проверок, в котором указываются: пассажирские поезда; пункты продажи проездных документов; погрузочные площадки и другие подразделения, подлежащие проверке; участки или объекты, на которых должна быть проведена проверка; время перерывов для отдыха и питания; время начала и окончания работы; время явки в региональное отделение Центра для предоставления отчета о проделанной за день работе.
Согласно пункту 14 Методических указаний, в случаях, когда ревизоры поездов в служебной поездке не выполняют свои служебные обязанности (находятся на станции в ожидании поезда или в пути следования до места про ведения ревизии и проверки или до места завершения служебной поездки), то рабочее время исчисляется из расчета 7 часов на каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения работника в служебной поездке. При нахождении на станции в ожидании поезда или в пути следования менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции.
Пункт 6.2 раздела 6 "Режим рабочего времени и времени отдыха" Правила внутреннего трудового распорядка Общества (утв. начальником отделения В.В. Григорьевым 1 декабря 2017 года NКР КБШ-2, далее - Правила) формулирует режим рабочего времени - "суммированный учет рабочего времени с периодом учета - календарный месяц (6-ти дневная рабочая неделя)" - не предусмотренный действующим трудовым законодательством, а именно статьей 100 Трудового кодекса РФ, то есть Федеральный закон такого вида режима рабочего времени не устанавливает. Кроме того, установление 6-ти дневной рабочей недели по сути является нормированным режимом рабочего времени (с понедельника по субботу с выходным днем воскресенье) и предполагает установление продолжительности рабочего дня накануне выходного дня не более 5 часов.
Разделом 6 Правил и пунктом 14 Указаний определено, что в случае, когда работник с суммированным учетом рабочего времени в служебной поездке не выполняет свои служебные обязанности (находится на станции в ожидании поезда или в пути следования до места проведения ревизии и проверки, или до места завершения служебной поездки), то рабочее время исчисляется из расчета 7 часов на каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения работника в служебной поездке.
При нахождении на станции в ожидании поезда или в пути следования менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что 13 декабря 2019 года Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области на основании распоряжения на проверку от 11 ноября 2019 года проведена внеплановая документарная проверка по обращению Спирихина А.С. По результатам проведенной проверки составлен Акт от 13 декабря 2019 года и вынесено Предписание от 13 декабря 2019 года, согласно которому АО "ФПК" обязано в срок до
14 января 2020 года устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: произвести перерасчет заработной платы Спирихина А.С. за 2018 и
2019 годы за фактически отработанное рабочее время, подтвержденное "планами-заданиями", с учетом, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса РФ денежной компенсации.
Куйбышевской транспортной прокуратурой в адрес Начальника Куйбышевского Регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок - Структурного подразделения АО "ФПК" направлено представление об устранении нарушений трудового законодательства.
Таким образом, учитывая, что Предписание Государственной инспекции труда в Самарской области от 13 декабря 2019 года, установившее нарушения трудового законодательства со стороны АО "Федеральная пассажирская компания", признано законным решением Октябрьского районного суда г.Самары от 12 февраля 2020 года по гражданскому делу N2а-826/2020, вступившим в законную силу 06 октября 2020 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заработная плата истца подлежит перерасчету.
Разрешая требования о взыскании в пользу Пуховой Е.Н. с ответчика недополученной заработной платы и компенсации за сверхурочную работу, с учетом заявления ответчика о пропуске истцом срока обращения, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что за период с мая 2018 года по октябрь 2020 года истцом данный срок по требованиям о взыскании недополученной заработной платы пропущен без уважительных причин, поскольку установленный законом годичный срок по выплате заработной платы за каждый месяц начал течь со дня даты выдачи работнику заработной платы и доказательств уважительности причин пропуска указанного срока суду не представлено.
С учетом указанного, суд первой инстанции, проверив и приняв во внимание расчет, представленный ответчиком, пришел к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания с ответчика невыплаченной заработной платы за фактически отработанное время за период с ноября 2020 года по декабрь 2020 года в размере 54185, 53 рублей, денежной компенсации за сверхурочную работу за период с ноября 2020 года по декабрь 2020 года в размере 62542, 30 рублей, компенсации морального вреда 5000 руб, а всего 121727, 83 рублей.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился, указав, что работодатель ежемесячно выплачивал заработную плату истцу в спорный период, при этом составные части заработной платы истцу были известны. При получении заработной платы в оспариваемый период истец, полагая, что получает ее не в полном объеме, имела реальную возможность проверки правильности начисления заработной платы, в том числе путем обращения к работодателю. Однако за защитой своего нарушенного права она обратилась в суд спустя длительный промежуток времени.
Доводы Пуховой Е.Н. о том, что срок, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации необходимо исчислять, когда истец узнал о нарушенном праве, а именно с октября 2020 года, когда вступило в законную силу решение суда, которым признано законным предписание Государственной инспекции труда о незаконности начисления заработной платы по другим работникам, суд апелляционной инстанции отклонил, как основанные на неверном толковании положений данной нормы.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы о неправильных выводах нижестоящих судебных инстанций о пропуске срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, что действующее законодательство предусматривает возможность восстановления срока для обращения в суд, если работник по уважительной причине не обратился своевременно, что нарушения являются длящимися, и истец узнал о нарушении лишь после вступления в законную силу решения Октябрьского районного суда г.Самары по делу
N 2а-826/2020, то есть с 6 октября 2020 года, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, обосновано отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях. Оценка доказательств, исследованных судами, произведена по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации, а также разъяснениям данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта
2004 года N 2 и обстоятельствам дела.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 10 июня
2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пуховой Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи А.Д.Кириченко
Т.В.Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.