Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В.
судей Черемисина Е.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление Прокуратуры Омской области, поданное через суд первой инстанции 28 декабря 2022 г, на решение Центрального районного суда г. Омска от 21 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г, по административному делу 2а-2623/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Омска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пушкаревой Н.В, объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, поддержавшего доводы кассационного представления, возражения Пышной А.Ю, представляющей интересы Администрации города Омска, Шагурова А.В, представляющего интересы Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Омска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе в интересах Никифоровой Н.М, обратился в Центральный районный суд г. Омска (с учетом уточнения требований), с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выразившегося в непринятии мер к организации работ по надлежащему формированию и утверждению перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности сформировать и утвердить перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, в объеме, обеспечивающим потребности граждан, состоящих на учете в администрации г. Омска.
В обоснование требований указано, что в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2021 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Законом Омской области от 30 апреля 2015 г. N 1741-03 "О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно" установлены порядок и особенности предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, всем членам семьи, зарегистрированной в качестве многодетной семьи, в собственность бесплатно. Статьей 5 указанного закона определено, что земельный участок многодетной семье предоставляется однократно, в границах муниципального района (городского округа) Омской области по месту жительства членов многодетной семьи, из числа земельных участков, включенных в перечень.
Прокуратурой г. Омска проведена проверка соблюдения администрацией г. Омска земельного законодательства, полноты принимаемых мер по обеспечению земельными участками многодетных семей.
По результатам проверки установлено, что с 2011 года на учет с целью бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства поставлено 5 640 многодетных семей; земельными участками обеспечено 19 % от поставленных на учет; в настоящее время на очереди на получение бесплатно земельного участка числится 4 318 многодетных семей, в том числе, семья Никифоровой Н.М. номер очереди которой - 3 352, на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, Никифорова Н.М. поставлена 14 сентября 2015 г.
С 2012 года в целях обеспечения отдельных категорий граждан земельными участками Администрацией г. Омска сформировано и включено в перечень для бесплатного предоставления 1 472 земельных участка, в настоящее время из числа включенных в перечень свободно 115 земельных участков, вид разрешенного использования которых предусматривает индивидуальное жилищное строительство.
Темпы предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительств являются низкими: в 2019 году предоставлено 57 земельных участков, в 2020 году - 23 участка, в 2021 году - 36 земельных участков, что не позволяет обеспечить реализацию прав на улучшение жилищных условий категории граждан, находящихся в потенциально социально уязвимом положении.
Данные обстоятельства возникли ввиду реализации административными ответчиками свободных земельных участков на торгах, а также вследствие несвоевременного включения свободных земельных участков в перечень.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 21 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г, в удовлетворении административных требований отказано.
В кассационном представлении Прокуратура Омской области ставят вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении требований.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационного представления, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что с 2011 г. на учет с целью бесплатного предоставления в собственность земельных участков в г. Омске поставлено 5 640 многодетных семей, с 2012 г. в перечень земельных участков доступных для предоставления указанной категории граждан включено 1 427 земельных участков
За период с 2013 по 2021 гг. Администрацией г. Омска принято 19 постановлений об утверждении перечня земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно, а именно: N N 1334-п, 1335-п и 1336-п от 18 ноября 2013 г, N 472-п от 04 апреля 2014 г, N 547-п от 21 апреля 2014 г, N 1341 -п от 22 октября 2015 г, N 1599-п от 07 декабря 2015 г, N 1732-п от 28 декабря 2015 г, N 213-п от 29 февраля 2016 г, N 779-п от 23 июня 2016 г, N 1317-п от 28 октября 2016 г, N 913-п от 29 августа 2017 г, N 1296-п от 20 декабря 2018 г, N 152-п от 27 марта 2020 г, N 334-п от 1 июня 2021 г, N N 579-п, 580-п от 15 сентября 2021 г, N N 592-п и 593-п от 17 сентября 2021 г.
Постановлением Администрации города Омска от 1 июня 2021 г. N 334-п утвержден перечень земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно, в который включены 13 земельных участков с кадастровыми номерами N
В отношении семи земельных участков по "адрес" с кадастровыми номерами N осуществляются мероприятия по исключению из Единого Государственного реестра недвижимости неактуальных сведений правообладателях и объектов недвижимости в границах земельных участков в целях последующего предоставления для ИЖС.
Проведены мероприятия по включению в перечни земельных, участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно, пяти земельных участков с кадастровыми номерами N в отношении которые аукционы по продаже земельных участков и аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционах (Постановления Администрации города Омска "Об утверждении перечня земельных участков, предоставляемых собственность граждан бесплатно" от 15 сентября 2021 г. NN 579-п. 580-п, от 17 сентября 2021 г. NN 592-п, 593-п)
Предпринимаются меры по формирования земельных участков для предоставления льготной категории граждан в собственность бесплатно земельных участков, переданных Приказом Заместителя Министра обороны Российской Федерации "О передаче земельных участков в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области" 10 июня 2021 г. N 488 из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенных в границах 14-го Военного городка в городе Омске.
В целях изыскания земельных участков, пригодных для предоставления гражданам в рамках Закона Омской области, в 2019 году направлено обращение в Администрацию Омского муниципального района Омской области с просьбой рассмотреть возможность проведения со своей стороны необходимых мероприятий, направленных на изменение границ муниципального образования Омский район Омской области в части включения земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных вблизи деревни Верхний Карбуш Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в границы муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
На основании обращения Никифоровой Н.М, которая постановлением администрации города Омска от 14 сентября 2015 г. N 1194-п была принята на учёт в качеств члена многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительств, проведена прокурорская проверка, показавшая, что с 2011 года на учёт с целью бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства поставлено 5 640 многодетных семей, земельными участками обеспечено лишь 19 % граждан указанной категории. В настоящее время в очереди на получение бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства числится 4 31. граждан данной категории; для вручения извещений о предложении земельных участков для индивидуального жилищного строительства приглашаются граждане, чьи номера очереди, согласно книги учёта, с 520 по 1 747. При этом всего с 2011 года в перечень земельных участков, доступных для предоставления рассматриваемой категории граждан, было включено 1 526 объектов недвижимости.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями части 1 статьи 7, части 2 статьи 38, пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 7 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 2, статьи 39.5, пункта 2 статьи 39.19, пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктов 1-3 пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 4, статьи 5 Закона Омской области от 30 апреля 2015 г..N 1741-ОЗ "О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно", части 3 статьи 8 Устава города Омска, утверждённого Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г..N 92, пунктов 1, 3 раздела I, подпунктов 42-48 пункта 20 раздела III Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26 октября 2011 г..N 452, пришел к выводу, что административным ответчиком не допущено незаконного бездействия, поскольку регулярно осуществляется вовлечение в оборот земельных участков, освободившихся после сноса аварийных многоквартирных домов, для последующего их предоставления для индивидуального жилищного строительства. Так, после сноса аварийных домов в перечни для бесплатного предоставления, включены 18 земельных участков расположенных в поселке "данные изъяты" в районе "адрес", которые предлагаются гражданам, состоящим на учете.
Производится инвентаризация заброшенных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, которые в дальнейшем могут быть предоставлены льготным категориям граждан. В результате первичных мероприятий администрациями административных округов города Омска сформированы перечни, содержащие 45 неиспользуемых земельных участков, расположенных в Советском и Ленинском административных округах города Омска. В отношении указанных земельных участков проводится анализ на предмет наличия правообладателей и расположенных на них объектов капитального строительства с целью принятия дальнейшего решения. Бюджетные ассигнования предусмотрены для выделения в 2022 г..и 2023 г..
Действия административных ответчиков и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по выставлению ряда земельных участков на торги (аукцион) не указывает на виновное бездействие со стороны административных ответчиков в части непринятия мер к организации работ по надлежащему формированию и утверждению перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Уполномоченным органом предпринимаются необходимые меры, по изысканию земельных участков, пригодных для предоставления отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, однако, количество образованных органом местного самоуправления земельных участков в целях предоставления многодетным гражданам обусловлено особенностями развития муниципального образования городской округ город Омск.
Принимая во внимание, что количество образованных органом местного самоуправления земельных участков в целях предоставления многодетным гражданам обусловлено особенностями развития муниципального образования городской округ город Омск, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия административных ответчиков незаконным.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Доводы кассационного представления не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, прокурор приводит доводы, ранее представленные в обоснование административного иска, а также апелляционного представления, настаивая, что административным ответчиком не предпринимаются необходимые меры по исполнению возложенной на него законом обязанности по реализации прав социально незащищённой группы населения - многодетных семей на предоставление земельных участков, что подтверждается как самим фактом существования очередности, количеством семей в ней состоящих, а также количеством фактически предоставленных земельных участков.
Доводы кассационного представления подлежат отклонению.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого бездействия незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 4-П, от 3 февраля 1998 г. N 5-П, от 28 мая 1999 г. N 9-П, от 11 мая 2005 г. N 5-П и др.).
Поскольку выводы судов, изложенные в решении суда первой инстанции и апелляционном определении не основаны на неправильном толковании или применении норм материального или процессуального права, основанием для отказа в удовлетворении требований послужили установленные судом обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии нарушений прав лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с настоящим иском, вследствие оспариваемого бездействия, поскольку органом местного самоуправления осуществляется весь комплекс возможных мероприятий направленных на как на предоставление земельных участков, так и обеспечения прав посредством предоставления денежной выплаты.
При этом наличие очередности предоставления земельных участков само по себе не может, при установленных судами обстоятельствах, свидетельствовать о допущенном незаконном бездействии.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что доводы кассационного представления выводов судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела и не могут служить основанием для отмены судебных актов в обжалуемой части, кассационное представление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 21 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 5 октября 2022 г, оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 марта 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.