Апелляционное определение СК по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда от 14 марта 2023 г. по делу N 33-228/2023
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Житникова Ю.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Шепелевой О.В, заместителя военного прокурора "данные изъяты" рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело N 2-8729/2022 по апелляционным жалобам представителя ответчика: Федерального казённого учреждения "данные изъяты", третьего лица - начальника Федерального казённого учреждения "данные изъяты" на решение 26 гарнизонного военного суда от 7 декабря 2022 г, которым удовлетворено исковое заявление военного прокурора "данные изъяты", поданное в защиту прав и законных интересов "данные изъяты" о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, объяснения заместителя военного прокурора "данные изъяты" возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как следует из материалов дела, военный прокурор "данные изъяты" обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов "данные изъяты"), в котором просил обязать "данные изъяты" произвести истцу доплату к выплаченной заработной плате за период с 1 сентября 2021 г. по 1 августа 2022 г. с учётом районного коэффициента 1, 4, предусмотренного распоряжением Совета Министров "данные изъяты" "Об установлении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных "данные изъяты"
Решением гарнизонного военного суда иск военного прокурора "данные изъяты" удовлетворён.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - "данные изъяты" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобу указывает, что суд пришёл к неверному выводу о том, что действующая система оплаты труда не в полной мере устанавливает дополнительные льготы и преимущества. Судом оставлено без внимания, что "данные изъяты" в полном объёме производятся выплаты в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации "данные изъяты"О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации "данные изъяты" "О мерах по обеспечению социальной защищённости отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих "данные изъяты"
Начальник "данные изъяты". в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе военному прокурору в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что обращение с иском в суд о восстановлении права "данные изъяты" на получение заработной платы с учётом районного коэффициента 1, 4 за период с 1 сентября 2021 г. по 1 августа 2022 г, осуществлено 19 октября 2022 г. и находится за пределами одного года после 5 октября 2021 г, то есть после получения заработной платы за сентябрь 2021 г. и по истечении срока, установленного ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению истца в суд, по делу не установлено, а обращение "данные изъяты" в "данные изъяты" 13 сентября 2022 г. не продлевает указанный срок.
По мнению начальника УФО, поскольку органами прокуратуры в отношении работодателя не выносилось решения об устранении нарушений трудовых прав работника, у которого отсутствовали правомерные ожидания о восстановлении его права во внесудебном порядке и "данные изъяты" не представлено доказательств пропуска срока исковой давности по уважительным причинам, то применение судом первой инстанции разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "данные изъяты" является необоснованным.
Анализируя распоряжение Совета Министров "данные изъяты" положения Конституции Российской Федерации и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих "данные изъяты" Соглашения между Российской Федерацией и "данные изъяты", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях", постановления Правительства Российской Федерации "данные изъяты"О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации", начальник УФО полагает, что поскольку "данные изъяты" работает по трудовому договору "данные изъяты" и ей выплачивается заработная плата с учётом повышения должностного оклада на 50 %, а также компенсационные выплаты к должностному окладу за работу в районе экологического кризиса в размере 30% должностного оклада и за обеспечение космических программ 50% должностного оклада, и отсутствует нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий выплату районного коэффициента гражданскому персоналу Вооружённых Сил Российской Федерации, то правовых оснований для выплаты гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и иных органах Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных "данные изъяты" районного коэффициента 1, 4 к заработной плате не имеется.
По мнению третьего лица, отсутствие у "данные изъяты" права на получение спорной дополнительной выплаты к заработной плате не ограничивает её права по сравнению с иными категориями рабочих и служащих, поскольку ей в спорный период выплачивалась заработная плата с повышением должностного оклада на 50 % и производились иные выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "данные изъяты"
На апелляционные жалобы ответчика и третьего лица военным прокурором "данные изъяты" поданы возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих "данные изъяты". социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих и/или работающих "данные изъяты"", обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено этим Соглашением.
Статьёй 2 Постановления Верховного Совета РСФСР "данные изъяты" "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному Соглашению.
Постановлением Правительства Российской Федерации "данные изъяты" "О мерах по обеспечению социальной защищённости отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих "данные изъяты", и "данные изъяты" отнесена к работе в зоне экологического кризиса.
Статьёй 10.1 Договора аренды "данные изъяты"", заключённого между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "данные изъяты" предусмотрено, что за гражданами Российской Федерации, проживающими "данные изъяты" сохраняются их конституционные права.
Согласно п. 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Статья 37 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статьями 146 и 148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 423 ТК РФ законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР "данные изъяты" "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат названному Кодексу.
На основании пункта 4 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации "данные изъяты", "данные изъяты" являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Оплата труда гражданского персонала организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, в том числе военных комиссариатов, установлена приказом Министра обороны Российской Федерации "данные изъяты"О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации".
Пунктом 11 приложения N 2 к указанному приказу Министра обороны Российской Федерации установлено, что к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего СССР, действующими на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приложению).
Из изложенного следует, что действующая система оплаты труда гражданского персонала организаций Министерства обороны Российской Федерации, в том числе военных комиссариатов, предусматривает возможность применения к заработной плате гражданского персонала таких организаций районных коэффициентов, установленных актами государственных органов Союза ССР. При этом действующий нормативный акт Союза ССР, установивший районный коэффициент, не требует обязательного подтверждения актом государственного органа Российской Федерации.
Распоряжением Совета Министров СССР "данные изъяты" установлен районный коэффициент 1, 4 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, "данные изъяты"
То обстоятельство, что этим нормативным правовым актом установлен районный коэффициент не на территории Российской Федерации, не свидетельствует о невозможности его применения к гражданам Российской Федерации, которые в силу международных соглашений исполняют трудовые обязанности "данные изъяты"
Частью 1 статьи 15 Федерального закона "данные изъяты" "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" установлено, что Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 г. в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
В рамках обеспечения реализации положений "данные изъяты" указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации "данные изъяты" Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения "данные изъяты" Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Согласно "данные изъяты" названного Перечня в него отнесены нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР об установлении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии "данные изъяты" постановления Правительства Российской Федерации "данные изъяты"в редакции постановления Правительства Российской Федерации "данные изъяты" приведённого Перечня в части актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР действует "данные изъяты"
Таким образом, распоряжение Совета Министров СССР "данные изъяты" которое установило районный коэффициент 1, 4 для "данные изъяты" на момент рассмотрения спорных отношений действовало и продолжает действовать до 1 сентября 2025 г.
По делу установлено, что "данные изъяты" работает в "данные изъяты" договору, заключённому истцом "данные изъяты" 4 марта 2019 г.
Заработная плата в период с 1 сентября 2021 г. по 1 августа 2022 г. "данные изъяты" без учёта районного коэффициента 1, 4, установленного распоряжением Совета Министров СССР "данные изъяты"
При таких данных суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о праве "данные изъяты" на получение районного коэффициента 1, 4 к заработной плате, в связи с чем правомерно возложил на "данные изъяты" обязанность по производству спорной выплаты за период с 1 сентября 2021 г. по 1 августа 2022 г.
Довод начальника УФО в апелляционной жалобе об отсутствии у "данные изъяты" на получение районного коэффициента 1, 4 к заработной плате ввиду получения ею заработной платы с учётом повышения должностного оклада на 50 %, компенсационных выплат к должностном окладу за работу в районе экологического кризиса в размере 30 % должностного оклада, за обеспечение космических программ 50 % должностного оклада, является беспредметным, поскольку спорная выплата имеет иную правовую природу и не заменяет указанные дополнительные выплаты.
Разрешая вопрос о пропуске истцом годичного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ч. 2 ст. 392 ТК РФ, суд первой инстанции правильно исходил из того, что "данные изъяты" 13 сентября 2022 г. обратилась к военному прокурору за защитой своих прав и рассчитывала на своевременное принятие этим должностным лицом мер по защите ее прав.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации "данные изъяты" "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвёртая статьи 392 ТК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
К уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 ТК РФ срок.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
При таких данных, поскольку обращение "данные изъяты" в сентябре 2022 г. к военному прокурору за защитой своих прав и рассчитывающей на своевременное принятие этим должностным лицом мер по защите ее прав является уважительной причиной пропуска истцом срока исковой давности, то у суда первой инстанции не имелось оснований для применения положений ч. 2 ст. 392 ТК РФ и отказа военному прокурору в удовлетворении иска о взыскании с ответчика в "данные изъяты" спорных денежных средств за сентябрь 2021 года ввиду пропуска срока обращения в суд.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого судебного постановления и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 7 декабря 2022 г. по иску военного прокурора "данные изъяты", поданному в защиту прав и законных интересов "данные изъяты", оставить без изменения, а апелляционные жалобы "данные изъяты" и начальника Федерального казённого учреждения "данные изъяты" - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14 марта 2023 г.
"Подпись"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.