Апелляционное определение СК по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от 22 сентября 2022 г. по делу N 33а-978/2022
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В, судей: Зинюшина Н.Н, Ярмонова Р.В, при помощнике судьи Гавриловой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-359/2022 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 28 июня 2022 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части - полевая почта N Зубова Евгения Александровича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с необоснованным исключением из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и неначислением инвестиционного дохода на именной накопительный счет (далее - ИНС).
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, 1 сентября 2002 г. в период обучения в военном учебном заведении Зубов заключил первый контракт о прохождении военной службы, а 23 июня 2006 г. в связи с окончанием названного заведения ему присвоено первое офицерское воинское звание лейтенант.
С 1 сентября 2006 г. административный истец был включен в реестр участников НИС и в последующем проходил военную службу по контракту на различных воинских должностях.
23 декабря 2020 г. Зубов уволен с военной службы в запас в связи с истечением срока контракта и с 24 января 2021 г. исключен из списков личного состава воинской части.
После выплаты административному истцу 21 февраля 2022 г. накоплений с ИНС и получения 18 марта 2022 г. ответа на его обращение из ФГКУ "Росвоенипотека", ему стало известно, что в мае 2011 г. он был необоснованно исключен из реестра участников НИС и имевшееся на его ИНС накопления были возвращены в федеральный бюджет, а 28 апреля 2015 г. он был восстановлен в реестре участников НИС. Однако инвестиционный доход за период с мая 2011 г. по май 2015 г. на его ИНС не учитывался.
Полагая свои права нарушенными, Зубов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия Департамента, связанные с неправомерным исключением его из реестра участников НИС на период с мая 2011 г. по май 2015 г.;
- обязать ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчет денежной суммы, равной сумме инвестиционного дохода, которая должна была быть начислена на его ИНС, при условии, если бы он не был незаконно исключен из реестра участников НИС;
- взыскать с МО РФ в его пользу, в связи с его незаконным исключением из реестра участников НИС на период с мая 2011 г. по май 2015 г, денежные средства в размере недополученного им инвестиционного дохода за период, определенный ФГКУ "Росвоенипотека", а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично. Суд признал незаконными действия Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ, связанные с исключением Зубова из реестра участников НИС в 2011 году, обязал МО РФ перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для зачисления на ИНС Зубова сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты" а ФГКУ "Росвоенипотека" учесть указанную сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений на ИНС Зубова. Кроме того суд взыскал с МО РФ в пользу Зубова судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб, в удовлетворении остальных требований отказал.
В апелляционной жалобе представитель МО РФ, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
В обоснование жалобы, приводя положения Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) и Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее - Постановление), указывает на то, что размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС участников НИС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период, а поскольку положенные Зубову накопления были учтены на его ИНС после его открытия в мае 2015 г. и переданы в доверительное управление лишь с 1 июня 2015 г, то законных оснований для начисления дохода от их инвестирования до этого времени не имеется.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4 - 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1888 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который, в силу возложенных на него задач, является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим в том числе функции по включению военнослужащих в реестр участников НИС.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, именной накопительный счёт включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как видно из материалов дела, 1 сентября 2002 г. Зубов заключил первый контракт о прохождении военной службы, а 23 июня 2006 г. ему в связи с окончанием военного учебного заведения присвоено первое офицерское воинское звание лейтенант.
При таких данных в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона административный истец с 1 сентября 2006 г. был включен в реестр участников НИС.
Однако в мае 2011 г. Зубов был необоснованно исключен из указанного реестра, после чего восстановлен в нем только 28 апреля 2015 г, а его ИНС вновь открыт в мае 2015 г. на основании сведений о включении его в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения 1 сентября 2006 г, в связи с чем накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление с мая 2011 г. по май 2015 г. не передавались, а поэтому доходы от их инвестирования получены не были.
По делу установлено, что только после повторного открытия ИНС накопления Зубова стали учитываться ФГКУ "Росвоенипотека" с учётом доходов от их инвестирования, которые за период с 1 сентября 2006 г. по 31 декабря 2020 г. составили лишь "данные изъяты" коп, в то время как согласно п. 21 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2021 г.) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в сентябре 2006 г, должна составлять "данные изъяты"
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в связи с необоснованным исключением административного истца из реестра участников НИС, по вине должностных лиц Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ, накопления на его ИНС необоснованно ФГКУ "Росвоенипотека" учло в меньшем размере, а именно - без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС Зубова за период с мая 2011 г. по май 2015 г. в размере "данные изъяты" коп, что, вопреки ошибочному мнению автора апелляционной жалобы, является нарушением права административного истца, гарантированного ему п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 28 июня 2022 г. по административному исковому заявлению Зубова Евгения Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.