Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 октября 2022 года по административному делу N 2а-645/2022, по административному исковому заявлению Саяпина Е. А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерству финансов РФ, ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждений.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Морозовой С.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Саяпин Е.А. обратился в Колпинский районный суд Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерству финансов РФ, ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, ФСИН России о признании нарушений условий содержания под стражей и конституционных прав администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, причинивших административному истцу физические и нравственные страдания и унижавших его человеческое достоинство, признании неправомерным решения об этапировании для отбывания наказания на расстояние, превышающее 500 км от места постоянного проживания и регистрации, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждений в размере 1700000 руб. и 500000 руб.
В обоснование административного искового заявления Саяпин Е.А. указал, что с 24.09.2016 года по 20.11.2020 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее СИЗО-1) в нечеловеческих условиях, которые не соответствовали российскому законодательству и международным актам. С 24.09.2016 года по 27.12.2017 года Саяпина Е.А. содержали в камере СИЗО-1 8 кв.м, совместно с другими тремя задержанными. Кровати в камере были двухъярусными, пол в камере не имел никакого покрытия. В камере было холодно, присутствовала цементная пыль. Санитарное состояние камеры было ужасным, с потолка осыпалась штукатурка, выступал конденсат на стенах и потолке, грибок и плесень, вентиляция не работала. В камере унитаз не был отгорожен от жилой зоны и находился в 0, 5 метра от стола, на котором принимали пищу, писали письма. В камере была только холодная вода, в которой приходилось умываться, стираться и мыть посуду, из-за чего Саяпин Е.А. подвергался переохлаждению. В душевой отсутствовала вентиляция воздуха, стены были покрыты слизью неизвестного происхождения, работало 2-3 лейки. В душевую выводили один раз в неделю, на помывку всей камеры отводилось 15 мин. Предметы первой необходимости, туалетная бумага, зубная паста, станки, выдавались несвоевременно и не регулярно. Постельные принадлежности выдавались при поступлении в СИЗО не новые, в ужасном состоянии, простыни и наволочки в пятнах неизвестного происхождения. Искусственная вентиляция не работала, окно не открывалось. Саяпин Е.А. являлся некурящим, однако все остальные в камере курили, от чего в камере стоял дым. В камере было плохое освещение, была одна лампочка. В камере была антисанитария, были мыши, клопы, санитарная обработка камер не проводилась. В камере была всегда одна батарея, которая плохо прогревалась, в холодное время года температура в камере приближалась к минусовой. В камере отсутствовал бачок с водой, холодильник, из-за чего продукты портились.
Прогулка была не более 40-50 мин. ежедневно. Стены в прогулочном дворе покрывала "шуба", двор был маленький, неосвещённый, неоснащенный спортивным инвентарём, не было ровного покрытия на земле, передвигаться было травмоопасно. В СИЗО-1 был установлен всего один таксофон, который зачастую не работал, вследствие чего Саяпин Е.А. совершал звонки в лучшем случае один раз в месяц, продолжительностью не более 15 мин. 27.12.2017 Саяпин Е.А. был переведен в новое здание СИЗО-1 в Колпино, где содержали до этапирования в исправительную колонию 20.11.2020. С переездом некоторые нарушения, такие как плохое освещение, жилое пространство, вентиляция, были устранены, однако большинство нарушений осталось. Работал один таксофон, в душевой отсутствовала приток свежего воздуха, питание было скудным, однообразными, холодным, зачастую непригодным к употреблению, фрукты и овощи не выдавались. Практически невозможно было получить элементарную медицинскую помощь, квалифицированная помощь не оказывалась, из-за чего у Саяпина Е.А. была разрушена большая часть зубов. В дни, когда Саяпина Е.А. этапировали в суд и на следственные действиям, подъем осуществлялся в 05 час. 00 мин, в камеру же Саяпина Е.А. возвращали в 23 час. 00 мин, соответственно, в течение двух ночей Саяпин Е.А. был лишен возможности отдыхать положенные 8 часов. При этом в 06 час. 00 мин. Саяпина Е.А. забирали в небольшой, переполненной людьми и прокуренной камере сборного отделения. Течение 4-5 часов Саяпин Е.А. был вынужден ожидать конвоя, в этой камере, не имел зачастую возможности присесть, вечером же в этой же камере в течение 1-2 часов ожидал, пока администрация СИЗО поднимает в камеру. Перевозка Саяпина Е.А. в суды осуществлялась с нарушениями. Во время проведения судебных заседаний с использованием систем видеоконференцсвязи администрация СИЗО запирала Саяпина Е.А. в маленькой клетке, где присесть могли лишь двое, остальным приходилось обращаться к суду стоя.
Из-за условий созданных администрацией СИЗО- 1, в которых Саяпина Е.А. содержали более 4 лет, он был деморализован, чувствовал себя угнетенным. После вступления приговора суда в законную силу, Саяпина Е.А. этапировали для отбывания наказания в Республику Коми г..Печора пос. Миша-Яг в ФКУ ИК-49, находящегося в 1500 км. от г..Санкт-Петербурга, где он постоянно проживает, имел регистрацию и где проживают его близкие. Из-за чрезмерной удаленности, супруга Саяпина Е.А. не имеет возможности навещать его, что необратимо отобразилось на их взаимоотношениях. Из-за удаленности Саяпина Е.А. не мог навещать его брат проживающий в Нижегородской области. Климат в Республике Коми холодный, из-за чего Саяпин Е.А. часто болел. В августе 2021 года Саяпин Е.А. написал ходатайство о переводе его в Нижегородскую область для дальнейшего отбывания наказания, однако ответ из ФСИН России еще не поступил. Административный истец считает, что его права ненадлежащими условиями содержания нарушены, он подвергался риску и угрозе здоровью, ввиду чего подлежит взысканию компенсация.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 октября 2022 года требования административного иска удовлетворены частично, признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по необеспечению надлежащих условий содержания Саяпина Е.А, с ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Саяпина Е.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 126000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчики подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103- ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона.
Следует учитывать, что, при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 содержит разъяснения о том, что при рассмотрении административных дел, связанных с не предоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений, суду надлежит оценить соответствие условий содержания административного истца требованиям, установленным законом, а также дать оценку таким условиям, исходя из невозможности допущения бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения.
В соответствии с п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С введением в действие ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действующее законодательство предусматривает восстановление нарушенных прав лица, содержавшегося под стражей с нарушением условий такого содержания, путем взыскания в его пользу специального вида компенсации за нарушение таких условий. До данного регулирования решался вопрос о взыскании компенсации морального вреда. Однако, настоящая компенсация неразрывно связана не только с самим фактом нарушения условий содержания под стражей, но и с нарушением личных неимущественных прав лица, и (или) посягательством на иные нематериальные блага, обусловленным неправомерными действиями (бездействием), в свете этого имеет однородную природу с компенсацией морального вреда, требуя от суда не только оценки конкретных незаконных действий органов и лиц, допустивших нарушение условий содержания под стражей, но и соотнесения их с тяжестью причиненных страданий с учетом индивидуальных особенностей лица. Тем самым суд должен учесть фактические обстоятельства дела, принять решение в соответствии с принципами разумности и справедливости.
Согласно ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном ст. 77.1 названного Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в ст. 7 установлено, что следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании ст. 28 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает, в том числе, прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.
Согласно ст. 33 того же Федерального закона размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований: раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу.
Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила или ПВР СИЗО).
В силу п. 42 Правил камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
По п. 43 Правил при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Согласно п. 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В рамках п. 45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.
Пунктом 21 Правил определено, что не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
На основании п. 126 Правил для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в СИЗО организуется медицинская часть.
Согласно п. 127 Правил подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.
В силу п. 134 Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.
По п. 136 Правил прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.
Согласно п. 150 гл. XVII Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС, утвержденных Приказом МЮ РФ от 14.10.2005 N 189) подозреваемому или обвиняемому телефонные переговоры с родственниками ли иными лицами предоставляются администрацией СИЗО при наличии технических возможностей и под контролем администрации на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда.
Согласно пункту 15 главы II Приказа N189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка Следственных изоляторов УИС" на период оформления учетных документов, подозреваемые и обвиняемые размещаются камерах сборного отделения на срок не более одних суток. Обвиняемые осужденные доставляются в сборное отделение для этапирования за пределы учреждения после общего подъема (согласно распорядка дня) и размещаются камерах сборного отделения, обеспечиваются надлежащим питанием сухими пайками) и по первому требованию выдается кипяток. Одновременно камерах сборного отделения содержится не более 8 (восьми) человек.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и материалами административного дела подтверждаются следующие обстоятельства.
Саяпин Е.А. с 24.06.2016 года по 27.12.2017 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и "адрес" по адресу: "адрес", "адрес"; с 27.12.2017 года по 20.11.2020 года в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и "адрес" по адресу: "адрес", "адрес".
Согласно справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, Саяпин Е.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с 24.09.2016 года по адресу: "адрес". "адрес", по декабрь 2017 года.
Площадь камерного помещения 8 кв.м, камерные помещения находились в удовлетворительном состоянии, имели оконный проем оборудованный форточкой для доступа свежего воздуха. Камерное помещение оборудовано кроватями, столом, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, настенным зеркалом, радиатором системы водяного отопления, розетками для подключения электроприборов, радиодинамиком, вентиляционной решеткой шахты системы общей вентиляции здания, что позволяло поддерживать комфортный температурно - влажностной режим в помещении, светильниками ночного (40Вт) и дневного (60-75Вт) освещения, также предусмотрено естественное освещение (имеется окно); огороженным санузлом и имеющим сливной механизм; раковиной для умывания с подводкой холодной водопроводной воды, которая соответствует санитарным нормам и подавалась централизованно из городской сети.
Горячее водоснабжение подведено в обязательном порядке к душевым на каждом корпусном отделении для прохождения санитарной обработки (помывки) подозреваемых и обвиняемых во исполнение требований п. 45 приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 года N189. Душевые регулярно подвергались санитарной обработке (моются, чистятся, дезинфицируются). ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России регулярно проводил проверки по соблюдению санитарных правил и выполнению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий). На территории учреждения имелась прачечная. Еженедельно после каждой помывки производилась смена и стирка постельного белья.
В камерных помещениях соблюдались установленные законодательством санитарные нормы, имеется теплоснабжение, а также водоотведение и электроснабжение, для чего получены необходимые заключения о соответствии и заключены договоры с поставщиками топливно-энергетических ресурсов.
Всем заключенным предоставлялось право приобретения в магазине СИЗО-1 в посылках и передачах в постоянное пользование электрических водонагревательных приборов заводского изготовления, что не препятствует реализации его права быть постоянно обеспеченным горячей водой для гигиенических целей и кипяченой водой для питья. По мере возможности администрация учреждения обеспечивала камерные помещения электрическим чайником для общего пользования.
В каждом камерном помещении ежедневно в соответствии с приложением N 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 года N189, назначался в порядке очередности дежурный по камере, в обязанности которого входила уборка камерного помещения с целью не допущения образования грязи. Уборочный инвентарь и тазы для стирки личных вещей выдавались по устному заявлению на период уборки и стирки.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт Петербургу и Ленинградской области регулярно заключает контракты со специализированными организациями на оказание услуг по дератизации и дезинсекции. При выявлении в камере насекомых, лица, находящиеся в данном помещении, обращаются с заявлением к представителю администрации. При подтверждении факта наличия насекомых немедленно проводилась обработка камерного помещения и имущества специальными растворами, а лица, содержащиеся в данном помещении, выводились на санитарную обработку.
В декабре 2017 года Саяпин Е.А. в связи со сменой места дислокации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области фактически содержался по адресу "адрес", и находился там по 20.11.2020 года.
По месту нахождения административного истца ежедневно в соответствии с п. 1 приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 года N 189, в каждом камерном помещении учреждения содержащимися в нем подозреваемыми и обвиняемыми производилась уборка с целью не допущения образования грязи и плесени, в связи с чем, в каждом камерном помещении имелся инвентарь для уборки. Также во всех камерных помещениях своевременно производилась обработка противогрибковым средством всех поверхностей. Регулярно заключались контракты со специализированными организациями на оказание услуг по дератизации и дезинсекции.
Согласно справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, Саяпин Е.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по адресу: Санкт-Петербург, Арсенальная наб, д. 7, с 24.09.2016 года до 15.08.2017 года в камере N 885 (4-х местная камера, площадь камеры 8 кв.м, совместно с Саяпиным Е.А. содержалось не более 4 человек); с 15.08.2017 года до 27.10.2017 года в камере N 265 (4-х местная камера, площадь камеры 8 кв.м, совместно с Саяпиным Е.А. содержалось не более 4 человек); с 27.10.2017 года до 22.12.2017 года в камере N 33 (4-х местная камера, площадь камеры 8 кв.м, совместно с Саяпиным Е.А. содержалось не более 2 человек); с 22.12.2017 года до 27.12.2017 года убывал в другие учреждение; в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области по адресу: "адрес", "адрес", с 27.12.2017 года до 16.02.2018 года в камере N11/11 (4-х местная камера, площадь камеры 30 кв.м, совместно с Саяпиным Е.А. содержалось не более 4 человек); с 16.02.2018 года до 20.11.2020 года в камере N11/37 (4-х местная камера, площадь камеры 30 кв.м, совместно с Саяпиным Е.А. содержалось не более 4 человек).
Камеры N 885, N 265, N 33 имеют площадь 8 кв.м, и оборудованы 2-х ярусными спальными местами (4 спальных места в камере), столом, санитарным узлом, который расположен на уровне пола в удаленном месте камеры и огражден от жилого помещения камеры, что обеспечивает приватность, водопроводной водой, которая соответствует санитарным нормам и подается централизовано из городской сети, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, настенным зеркалом, светильниками ночного (40Вт) и дневного (60-75Вт) освещения, также предусмотрено естественное освещение (имеется окно), розетками для подключения электроприборов, вентиляционной отдушиной, радиодинамиком, централизованным отоплением.
Санитарный узел располагался на уровне пола, в удаленном месте камеры и отдален от стола на расстоянии не менее 2-х метров, огражден перегородкой, изготовленной из древесно-стружечной плиты в металлическом каркасе с запираемой дверцей, высотой 1 м. 50 см, что обеспечивает приватность.
Камеры N 11/11, N 11/37 имеют площадь 30 кв.м, и оборудованы 4-мя одноярусными спальными местами (четыре спальных места), столом, скамьей, умывальником; водопроводной водой (горячей и холодной), которая соответствует санитарным нормам и подается централизовано из городской сети, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, настенным зеркалом, вмонтированным в стену, светильниками ночного и дневного освещения, также предусмотрено естественное освещение (имеется окно), таз для гигиенических целей и стирки одежды, бачком для питьевой воды с подставкой, розетками для подключения электроприборов, вентиляционной отдушиной, урной для мусора, централизованным отоплением, радиодинамиком. В камере имеется два окна. Размер окон составляет 160 на 130 см. (по стеклу). Ячейки оконных решеток имеют размер 18 на 7 см, диаметр вертикального прута 2 см, количество вертикальных прутьев - 16 шт, горизонтальных полос толщиной в 1 см. - 6 штук. Дневное освещение позволяет заявителю иметь возможность чтения в дневное время без дополнительного электрического освещения. Для обеспечения искусственного дневного освещения (с 06-00 до 22-00 часов) в камере установлены люминесцентные лампы мощностью 18 ватт. Светильники в количестве трёх штук, рассчитанные на четыре такие лампы каждый, размещены в центре потолка и включаются в дневное время суток при недостаточном естественном освещении, вызванным плохими погодными условиями.
В ночное время (с 22-00 до 06-00 часов) включается только дежурное освещение. Для этого над входом в камеру имеется специальная ниша, в которой установлена одна лампа накаливания (40 ватт), отгороженная от камерного помещения полупрозрачной перегородкой, что способствует спокойному ночному отдыху. Камеры оборудованы отдельным туалетом. Туалет имеет плотно закрывающуюся дверь. Камеры обеспечивались телевизорами и холодильниками по возможности. Сведения об оснащении камерных помещений, в которых содержался Саяпин Е.А, телевизором, холодильником в ФКУ СИЗО-1 отсутствуют в связи с тем, что подобные учетные данные не ведутся. Во всех камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области имеется естественная постоянная вентиляция, которая обеспечивает доступ воздуха через оконные проемы камер. Вентиляция осуществляется через вентиляционные шахты, которыми оборудованы камеры учреждения.
Саяпину Е.А. не реже одного раза в неделю предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
При поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области Саяпин Е.А. был обеспечен индивидуального пользования постельными принадлежностями (матрац, подушка, одеяло), постельным бельем (две простыни, наволочка) полотенцем в полном объеме согласно норме 6 Приказа Минюста России г 03.12.2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия сужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах".
Согласно журналам учета телефонных переговоров подозреваемых, обвиняемых и осужденных Саяпину Е.А. предоставлены телефонные звонки 20.01.2017, 07.02.2018, 11.04.2018, 30.05.2018, 30.07.2018, 09.08.2018, 04.09.2018, 02.11.2018, 30.12.2018, 04.02.2019.
Продолжительность телефонных звонков составляет 15 минут.
Согласно журналу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области регистрации телефонных переговоров осужденных содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (начат 16.12.2016 года; 23.06.2017 года) Саяпин Е.А. осуществлял телефонный звонок.
Согласно журналу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области регистрации телефонных переговоров осужденных содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (начат 08.02.2018 года; 18.03.2019 года) Саяпин Е.А. осуществлял телефонный звонок.
В период нахождения Саяпина Е.А. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, помещения для проведения видео-конференц-связи оборудовались скамейкой, огораживающей решеткой (для ограничения доступа лиц держащихся в СИЗО к оборудованию ВСК) в соответствии с Соглашением N Д-14ю/36 от 18.04.2014 о взаимодействии в области использования видеокоференц-связи между Верховным Судом Российской Федерации, судебным Департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и федеральной службой исполнения наказаний.
Этапирование в ИВС и суды города производился по прибытию конвоя, который прибывает за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, начиная с 07 ч. 00 м.
В дни, когда Саяпин Е.А. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области (Арсенальная наб.) этапировался в суды, подъем осуществляется по распорядку, в 06 часов 00 минут. Этапируемые до прибытия конвоя содержатся в помещениях сборного отделения площадью 8, 8 кв.м, оборудованных отгороженным санузлом, раковиной и скамейками, окном, системой естественной и принудительной вентиляции. Норма площади на одного заключенного для помещений такого типа не установлена. Время ожидания конвоя в среднем не превышает трех часов. Горячая вода раздается ежечасно. Раздельное содержание лиц, содержащихся под стражей для помещений такого типа не установлено.
В дни, когда Саяпин Е.А. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области (Колпинская, д. 9) этапировался в суды подъем осуществляется по распорядку, в 06 часов 00 минут. Этапируемые до прибытия конвоя содержатся в помещениях сборного отделения площадью 16 кв.м, оборудованных отгороженным санузлом, раковиной и скамейками. В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области предусмотрено 18 помещений для ожидания конвоя, в которых содержится не более 14 человек, норма площади для такого типа не установлена. Время ожидания конвоя в среднем не превышает трех часов. Горячая вода раздается ежечасно. Раздельное содержание лиц, содержащихся под стражей для помещения такого типа не установлено.
Согласно покамерной карточке Саяпин Е.А. был обеспечен вещевым довольствием.
Камерные помещения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, где содержался Саяпин Е.А, имеют стены и потолок, находящиеся в нормальном техническом состоянии (пригодны к использованию по функциональному назначению без проведения ремонта, имеет незначительные дефекты отделки), и которое соответствуют требованиям СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отелочные покрытия".
Камерные помещения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, где содержался Саяпин Е.А, имеют полы с линолеумным покрытием и не противоречат строительным нормам и правилам (СНиП 2.03.13-88), предусматривающим, в том числе, линолеумные полы в жилых помещениях (комнатах в квартирах, домах отдыха и т.п.).
Саяпин Е.А. при содержании в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с 24.09.2016 года по 20.11.2020 года ежедневно обеспечивался бесплатным трехразовым горячим питанием по норме 2, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
Организация питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждении осуществляется в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 02.09.2016 N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
Обеспечение питанием осужденных, подозреваемых и обвиняемых, находящихся в учреждении, осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых на основании данных дежурной части, отдела специального учета и медицинского подразделения и утверждаемых начальником СИЗО-1, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых и их количестве по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания, в том числе и количество лиц, нуждающихся в индивидуальном рационе питания.
На основании утвержденных начальником СИЗО-1 ежедневных справок бухгалтерией учреждения на пищеблок выписываются продукты, положенные по нормам питания.
Согласно Приказа ФСИН России от 02.09.2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" при конвоировании из одного учреждения УИС в другое, с пребыванием в пути более 6 часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам.
Осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ИРП при конвоировании в суды. Накладная на выдачу ИРП выписывается бухгалтерией учреждения на основании данных отдела специального учета о количестве человек, убывающих в суды.
Продукты на склад учреждения поступают централизованно через У ФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и сопровождаются необходимыми документами, подтверждающими качество.
Первые блюда в соответствии пунктом 59 приказа ФСИН России от 02.09.2016 года N 696 приготавливаются на основе мясокостного куриного бульона. Суточные нормы мяса и рыбы доводятся ежедневно в полном объеме и планируются к выдаче в один прием пищи: рыба - на ужин (в припущенном или запеченном виде), мясо - на обед к первому и второму блюду. Выход рыбных и мясных порций соответствует приложению N 6 приказа ФСИН России от 02.09.2016 года N 696.
При отсутствии продукта, а также для разнообразия питания может проводиться замена одних продуктов питания другими в соответствии с нормами замены, утвержденными приказом Минюста РФ от 17.09.2018 года N 189.
Перед приготовлением пищи все крупы, овощи и картофель проходят первичную обработку.
Приготовление пищи организуется в соответствии с раскладкой продуктов и технологией ее приготовления. Все блюда приготавливаются в соответствии с технологическими картами приготовления пищи.
Нарушения технологии приготовления блюд не допускаются. Выход готовых блюд на пищеблоке и качество продукции ежедневно контролируется медицинским работником, дежурным помощником начальника следственного изолятора и сотрудником службы тыла с отметкой в журнале "Контроля за качеством приготовления пищи".
В целях обеспечения дополнительного контроля за качеством и безопасностью приготовленных блюд производится отбор суточных проб приготовленных блюд каждого приема пищи.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области регулярно заключает контракты со специализированными организациями по проведению лабораторных исследований готовой продукции по органолептическим и микробиологическим показателям, а также на соответствие готовой пищи энергетической ценности.
Специализированной организацией факты несоответствия готовой пищи по органолептическим и микробиологическим показателям и энергетической ценности не выявлены.
При поступлении в учреждение подозреваемые, обвиняемые и осужденные обеспечиваются для индивидуального пользования постельными принадлежностями (матрац, подушка, одеяло), постельным бельем (две простыни, наволочка), полотенцем в полном объеме согласно норме 6 Приказа Минюста России от 03.12.2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах".
В соответствии с указанным выше Приказом Минюста России срок эксплуатации подушки, матраца, одеяла с синтетическим наполнителем в следственных изоляторах составляет 4 года, ватной подушки и ватного матраца - 3 года; одеяла полушерстяного - 3 года; простыней и наволочек - 1 год.
Списание постельных принадлежностей и мягкого инвентаря, выработавших сроки эксплуатации и непригодных для дальнейшего использования, а также выдача новых постельных принадлежностей проводится регулярно, согласно норме N 6 Приказа Министерства Юстиции от 03.12.2013 года N216.
Согласно п. 40 приказа Минюста России от 14.10.2005 года N 189 по заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете по установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 года N 205 нормам выдаются индивидуальные средства гигиены:
- мыло туалетное - 50 грамм (на 1 человека в месяц);
- зубная паста - 30 грамм (на 1 человека в месяц);
- одноразовая бритва - 6 шт. (на 1 человека на месяц).
Согласно п. 41 приказа Минюста России от 14.10.2005 г. N189 для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются:
- мыло хозяйственное (200 грамм на человека в месяц);
- туалетная бумага (25 метров на человека в месяц).
Для обеспечения лиц, содержащихся в следственных изоляторах, постельными принадлежностями, мягким инвентарем по норме N 6, индивидуальными средствами гигиены материально-ответственные лица из числа сотрудников отдела режима и надзора, закрепленные за режимными корпусами, осуществляют получение данного имущества со склада учреждения и организовывают его выдачу.
Поставки материально-бытового обеспечения для спецконтингента осуществляются в централизованном порядке.
Нарушений указанных правил выявлено не было.
Согласно справке ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России Саяпин Е.А. поступил в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 24.09.2016 года. При поступлении проходил медицинский осмотр и обследование. Жалоб не предъявлял. Состояние здоровья удовлетворительное. Свежие телесные повреждения выявлены: ссадины по задней поверхности левой голени.
Имеется справка из СПб ГБУЗ "Елизаветинская больница" от 24.09.2018 года N 61337 с диагнозом: хронический гайморит, вне обострения.
В анамнезе со слов: варикоцеле слева в 2014, разрыв ПКС в 2011, 2012, 2013. Обследование: анализы крови на RW N 229 и Ф-50 N 6926 от 25.09.2016 - отрицательные. ФЛГ органов грудной клетки от 25.09.2016, 12.05.2017, 20.11.2017, 26.05.2018, 08.01.2019, 07.07.2019, 07.01.2020, 11.07.2020 - без патологических изменений.
27.08.2018 года осмотрен врачом-хирургом филиала "Больница N2" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России. Диагноз: растяжение связок левого коленного сустава. Металле остеосинтез от 2013. Деформирующий остеоартроз левого коленного сустава. Даны рекомендации.
10.03.2017 года осмотрен врачом-неврологом филиала "Больница N1" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России. Диагноз: посттравматическая энцефалопатия 1 ст. Даны рекомендации.
24.09.2016 года осмотрен врачом-психиатром, врачом-психиатром- наркологом филиала "Больница N 2" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России - без психических патологий, патологических зависимостей от алкоголя, опиатов, стимуляторов и других ПАВ не обнаруживает. В стационарном лечении не нуждается.
14.06.2019 года осмотрен фельдшером филиала "Больница N2" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России. Жалобы на выпадение волос. На момент осмотра состояние удовлетворительное. Диагноз: растяжение связок левого коленного сустава. Металлоостеосинтез от 2013 года. Деформирующий остеоартроз левого коленного сустава.
Посттравматическая энцефалопатия 1 ст. Получает амбулаторное лечение в полном объеме. Даны рекомендации.
27.08.2019 года осмотрен врачом-хирургом филиала "Больница N2" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России. Диагноз: растяжение связок левого коленного сустава. Металлоостеосинтез от 2013 года. Деформирующий остеоартроз левого коленного сустава. Посттравматическая энцефалопатия 1 ст. Даны рекомендации.
В настоящее время состояние здоровья удовлетворительное, в стационарном лечении не нуждается. Этапом следовать может.
Противопоказаний для отбывания наказания в отдельных местностях РФ, согласно приказа МЗ/МЮ РФ N346/254 от 28.08.2001, не имеет. Трудоспособен. Группы инвалидности не имеет.
20.11.2020 года убыл в Си-2 Сосногорск со всей медицинской документацией.
С учетом изложенного судом первой инстанции доводы административного истца были отклонены, учитывая отсутствие доказательств нарушения норм действующего законодательства, причинения вреда здоровью административного истца, причинения ему нравственных страданий вследствие несоответствия условий содержания истца в указанных учреждениях при наличии вины сотрудников, должностных лиц учреждения, или при наличии их противоправных действий. Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что условия содержания административного истца в исследуемой по данным доводам части соотносятся с требованиями вышеуказанных норм действующего законодательства, а также Правил, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", доказательств обратного суду не представлено.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в камерах, в которых содержался административный истец, имелся унитаз со сливным бачком и раковина, унитаз был отгорожен, о чем представлена справка. Административный истец находился в камерах с лицами одного пола. Стол находился на расстоянии не менее 2 м. от унитаза. Само по себе нахождение стола в камере, которая имеет площадь 8 кв.м, неизбежно субъективно может оцениваться как его нахождение рядом с унитазом, расположенным в той же камере, однако нахождение данных объектов материально-бытового обеспечения в каждой камере направлено на соблюдение гарантий прав лиц, содержащихся в следственном изоляторе, не может расцениваться как нарушение прав таких лиц. Конкретное место размещения мебели Правилами не регламентируется.
Освещение обеспечивалось наличием осветительных приборов с соблюдением режима их переключения, естественным освещением.
Сведений о невозможности реализации бытовых и иных нужд ввиду отсутствия достаточного освещения не имеется.
Вентиляция камер обеспечивалась как наличием естественной вентиляции, так и принудительной вытяжной вентиляцией круглосуточно, что не может свидетельствовать о нарушениях прав истца.
Камеры, в которых содержался административный истец, были оборудованы необходимой мебелью на каждого содержащегося лица в камере.
Холодное водоснабжение в камеры обеспечивалось, представлялась питьевая вода. Факт отсутствия горячего водоснабжения не опровергался, однако, представлены сведения о выдаче водонагревательных приборов, что не противоречит п. 43 Правил, и данное обстоятельство подтверждено объяснениями истца о наличии водонагревательного прибора.
В учреждении ежемесячно проводилась профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация, санитарная обработка камер, по эпидемическим показаниям и при выявлении насекомых и грызунов.
Температура в камерных помещениях в летний и зимний период, а также влажность воздуха находилась в пределах нормы, неприятного запаха в камерных помещениях отсутствовал.
Стены и потолок в камерных помещениях, находятся в нормальном техническом состоянии, пригодны к использованию по функциональному назначению без проведения ремонта, соответствуют требованиям СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия" и "СП 71.13330.2017. Свод правил. Изоляционные и отделочные покрытия.
Полы в камерных помещениях в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области соответствуют нормам и правилам СНиП 2.03.13-88.
Административный истец в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обеспечивался питанием в соответствии Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службе исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", качество приготовления пищи соответствовало установленным стандартам.
Предоставление в камеры телевизоров и холодильников обусловлено наличием у учреждения соответствующей возможности обеспечения данных объектов, которая, согласно справкам ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в данном случае отсутствовала, что также не может быть расценено как прямое нарушение прав истца.
Прогулочные дворы на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области соответствуют нормам требования п. 136 Приказа Минюста России от 14.10.2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", прогулочные дворы оборудованы необходимым инвентарём, в том числе скамейками, урнами, навесом от дождя из жестяной кровли. Также в прогулочных дворах имелась возможность заниматься физическими упражнениями, спортивный инвентарь выдавался, пожелаю.
В учреждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области помывка осуществлялась не реже одного раза в неделю, не менее 15 минут, душевые кабинки, соответствовали гигиеническим нормам, оборудованы вешалками для переодевания, распылителями в каждой, находились весь период содержания административного истца в исправном состоянии.
Согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 года N 189, Саяпин Е.А. был обеспечен индивидуальным спальным местом, которым пользовался только он. При поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в соответствии с вышеуказанным приказом он получал норму вещевого довольствия подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Нарушений указанных нормативных актов в том числе в части организации питания, а также режима совместного размещений в камерах не было.
Помывка осуществлялась в сроки и с периодичностью, установленными Правилами, смена постельных принадлежностей и полотенец осуществлялась после каждой помывки.
В период нахождения Саяпина Е.А. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области медицинская помощь оказывалась по заявлению обратившегося лица в полном объеме.
В дни, когда Саяпин Е.А. этапировался из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области до прибытия конвоя, содержался в помещениях сборного отделения площадью 8, 8 кв.м, и 16 кв.м, оборудованных отгороженным санузлом, раковиной и скамейками, окном, системой естественной и принудительной вентиляции. Норма площади на одного заключенного для помещений такого типа не установлена. Время ожидания конвоя в среднем не превышает трех часов.
Размещение по камерам в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области осуществлялось и осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Пунктом 4 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" установлено, что для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Положения ст. 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не носят императивного характера, а ставят размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах курящих отдельно от некурящих в зависимость от имеющихся возможностей.
Размещение по камерам некурящие с курящимися не является обязанностью или обязательным ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, предполагает возможность такого вида размещение.
Согласно представленным доказательства ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Саяпин Е.А. совершал телефонные звонки.
Согласно бухгалтерской справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области у Саяпина Е.А. имелись на счету денежные средства, что позволяло ему приобрести индивидуальные средства гигиены.
Помещение для проведения видеоконференцсвязи было оборудовано необходимой мебелью, в том числе скамейкой и столом.
При этом судебная коллегия учитывает, что указанные административным истцом бытовые неудобства не могут быть признаны унижающими человеческое достоинство и причиняющие лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. Требование о возмещении вреда, причиненного ухудшением состояния здоровья административного истца, не заявлено. Административным истцом не представлено бесспорных и достаточных доказательств противоправности действий должностных лиц, а также того, что в результате его содержания ему причинен реальный вред, глубокие физические или психологические страдания.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции в указанной части доводов административного иска не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
При этом административным истцом в опровержение представленной совокупности доказательств, не представлено бесспорных и достаточных доказательств противоправности действий должностных лиц, а также того, что в результате его содержания ему причинен реальный физический вред, глубокие физические или психологические страдания, доказательств нарушения принадлежащих ему каких-либо неимущественных прав и личных нематериальных благ, а принимаемые в отношении него меры являлись чрезмерными и выходили за пределы минимального уровня суровости, в частности, для целей применения статьи 3 Конвенции.
Также судебная коллегия по административным делам Санкт-петербургского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав административного истца, связанных с избранием ему места содержания.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, по общему правилу, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Согласно ч. 2 ст. 81 УИК РФ, осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает запрет на направление осужденных к лишению свободы лиц для отбытия наказания в исправительные учреждения, расположенные в субъектах вне места их постоянного проживания. Применение положений ч. 2 ст. 73 УИК Российской Федерации должно обусловливаться объективными причинами, таких как отсутствие в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, и не может само по себе указывать на нарушение личных прав граждан, поскольку приведенные нормы направлены, в том числе, на соблюдение прав самих осужденных, которым должны обеспечиваться надлежащие социально-бытовые условия содержания.
Согласно сведениям ФСИН России, во изменение указания ФСИН России от 11.06.2019 года N исх-03-42376 до особого распоряжения разрешается направлять из СИЗО осужденных строгого режима бывших работников судов и правоохранительных органов, в том числе, за преступления, перечисленные в ч. 4 ст. 73 УИК Российской Федерации, а также которым на основании ч. 2 ст. 78 УИК Российской Федерации изменен вид исправительного учреждения с особою на строгий, до ареста проживавших в: Республике Карелия, Мурманской, Псковской областях, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в распоряжение УФСИН России по Республике Коми, Калужской, Липецкой, Орловской, Смоленской, Тамбовской областях в распоряжение У ФСИН России по рязанской области. Прекратить направление указанной категории осужденных в УФСИН России по Республике Мордовия.
Направление Саяпина Е.А. для отбывания наказания в исправительное учреждение ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми не противоречит закону и не нарушает охраняемых законом прав и свобод истца.
Доказательств, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных законом, для перевода Саяпина Е.А. в исправительное учреждение, расположенное в пределах Санкт-Петербурга, материалы дела не содержат. Саяпин Е.А. не лишен возможности обратиться с заявление о переводе его в иное учреждение в органы исполнительной власти.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска в указанной части.
Между тем, в течение названного административным истцом периода времени содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области он содержался в камерах площадью 8 кв.м, и 30 кв.м.
В камере N 885, N 265 за период с 24.06.2016 года по 27.12.2017 года площадью 8 кв.м, содержалось от 2 до 4 человек. За период с 27.12.2017 года по 20.11.2020 года в камере N 11/11 иN 11/37 площадью 30 кв.м, содержалось от 1-4 человек и на одного человека в среднем приходилось 6 кв.м, за указанный период нарушений нормы площади не имелось.
Таким образом, имели место нарушения соответствующих прав административного истца ввиду переполненности камер, в которых он содержался, в течение 274 дней, определенных в период с 24.06.2016 года по 27.12.2017 года, нахождения в учреждении. Так, при площади камер 8 кв.м, в них находились в отдельные периоды 3-5 человек, в связи с чем на каждого приходилось по 1, 6-2, 67 кв.м, и количество лиц, содержащихся в них, не обеспечивало ему предусмотренную национальным законодательством норму площади в 4 кв.м.
В силу статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (часть 1).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона (часть 5).
Суд первой инстанции, рассматривая требования административного истца и признавая ненадлежащими условия его содержания под стражей в части нарушения норм санитарной площади в камере, приходящихся на одного человека, исходил из требований положений Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также закрепленного статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод принципа недопустимости пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
Судебной коллегией по административным делам Санкт-Петербургского городского суда проверен ежедневный количественный контингент лиц, содержащихся в следственном изоляторе, установленный судом первой инстанции, в камерах, где содержалась административный истец. Расчет суда первой инстанции является верным.
Как установлено материалами дела, из нарушений указанных административным истцом, были подтверждены нарушение существенного санитарной нормы площади, приходящейся на одного человека в вышеуказанный период, что само по себе является нарушением прав. Иные нарушения содержания под стражей, указанные административным истцом, в ходе судебного разбирательства в суде первой и апелляционной инстанции не нашли своего подтверждения, в материалы административного дела таких доказательств не содержат.
То обстоятельство, что иные нарушения условий содержания Саяпина Е.А. в учреждении установлены не были, не может являться основанием для отказа административному истцу в компенсации, поскольку оснований полагать, что указанные условия содержания в достаточной степени могли компенсировать истцу нравственные страдания, вызванные несоблюдением требований о норме санитарной площади, изначально установленной на одного человека в ограниченном размере у судебной коллегии отсутствуют.
Частью 7 статьи 227.1 названного кодекса установлено, что решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 227 Кодекса, а также дополнительно содержать в мотивировочной части:
сведения об условиях содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях (подпункт "а" пункта 1);
обоснование размера компенсации и наименование органа (учреждения), допустившего нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (подпункт "б" пункта 1);
мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении (подпункт "в" пункта 1).
Исходя из анализа приведенных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, компенсаторного механизма присуждения компенсации за нарушение условий содержания, для правильного разрешения вопроса о размере компенсации необходимо учитывать в совокупности характер выявленных нарушений условий содержания, их длительность, какие последствия они повлекли именно для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей (например, возраст, состояние здоровья), были ли они восполнены каким- либо иным способом. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации должны быть приведены в судебном акте во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, с учетом установленных по делу обстоятельств, личности административного истца, причиненных административному истцу установленными нарушениями страданий с учетом его индивидуальных особенностей, возраста и состояния здоровья, длительности нарушения его прав, существенного нарушения нормы площади, приходящейся на одного человека (менее 3 кв.м, менее 2 кв.м.) судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда правильно признала, что судом первой инстанции правильно определен размер компенсации, указаны мотивы и обоснование такого размера компенсации, сумма компенсации за нарушение условий содержания под стражей не является завышенной, отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствуют восстановлению нарушенных прав административного истца, поскольку такой размер компенсации, исходя из вышеустановленного значительного объема, характера и периода допущенных нарушений условий содержания, последствий таких нарушений, фактических обстоятельств данного дела, является наиболее соразмерным.
Таким образом, сумма присужденной компенсации, за нарушение условий содержания под стражей в 126 000 рублей, исходя из принципа справедливости, с учетом установленных стандартов и обстоятельств.
Указание в жалобе на отсутствие нарушения прав административного истца, поскольку лица, содержащиеся в камерах, были обеспечены спальными местами, отсутствовала переполненность камер, а также наличие периода, когда норма площади достигала установленные законом 4 метра, являются несостоятельными, поскольку установлены нарушения действующего законодательства в части обеспечения нормы площади на одного человека в размере менее 4 метров, и в рамках данного периода определено содержание административного лица значительный период в камерах, когда площадь на одного человека была менее 3 кв.м, а также 2 кв.м, что само по себе является нарушением условий содержания под стражей.
Доводы жалобы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Как указано в Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2020), подготовленном Верховным Судом Российской Федерации, Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд.
Кроме того судебная коллегия полагает необходимым отметить, что неотчуждаемость основных прав и свобод человека, принадлежность их каждому от рождения предполагают необходимость установления гарантий, одной из которых является право каждого на судебную защиту, не подлежащее ограничению (ст.ст. 46 и 56 Конституции Российской Федерации).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В данном случае Саяпиным Е.А. заявлены требования об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, связанных с условиями его содержания в местах лишения свободы, что не предполагает возможности отказа в судебной защите.
В соответствии с частями 8 и 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом действий (бездействия).
По делу судом установлено неполное соответствие условий содержания административного истца в исправительном учреждении предусмотренным законом требованиям. Ненадлежащими условиями содержания административному истцу причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, и которые повлекли нарушение его прав на надлежащее обеспечение жизнедеятельности, в связи с чем правомерным является взыскание в пользу административного истца компенсации за ненадлежащие условия содержания.
При этом не имеет правового значения факт убытия административного истца из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области, поскольку в настоящее время административный истец находится под стражей, срок отбытия наказания у него не истек, срок обращения в суд считается не пропущенным.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Таким образом, законом прямо предусмотрено взыскание компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей при отсутствии вины органов государственной власти и должностных лиц, а так же взыскание данной компенсации с главного распорядителя бюджетных средств - ФСИН России, а не с Министерства финансов Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 октября 2022 года по административному исковому заявлению Саяпина Е. А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерству финансов РФ, ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России, ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждений, оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 06 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.