Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 26 января 2023 года кассационную жалобу Давыдова А.С. на решение Промышленного районного суда города Самары от 1 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 июля 2022 года по административному делу N 2а-1345/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области к Давыдову А.С. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области Юсубова Ю.Э, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Давыдов А.С. с 30 сентября 2010 года зарегистрирован в качестве адвоката, является плательщиком страховых взносов.
Налоговым органом Давыдову А.С. посредствам выгрузки в личный кабинет налогоплательщика направлено требование N 934 по состоянию на 19 января 2021 года об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 руб. и пени в сумме 21, 49 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 руб. и пени в сумме 82, 74 руб. Установлен срок исполнения до 24 февраля 2021 года.
В связи с неисполнением названного требования Межрайонная ИФНС России N 22 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка N 45 Промышленного судебного района города Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
3 августа 2021 года мировым судьей судебного участка N 45 Промышленного судебного района города Самары Самарской области вынесен судебный приказ, который в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения 26 августа 2021 года отменён.
24 декабря 2021 года Межрайонная ИФНС России N 22 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Промышленного районного суда города Самарs от 1 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 июля 2022 года, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области удовлетворено, с Давыдова А.С. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 32 448 руб. и пени за период с 1 января 2021 года по 18 января 2021 года в размере 82, 74 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год в размере 8 426 руб. и пени за период с 1 января 2021 года по 18 января 2021 года в размере 21, 49 руб.; государственная пошлина в размере 1 429, 35 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Давыдов А.С. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, что требование N 934 по состоянию на 19 января 2021 года по почте заказным письмом либо на адрес личного кабинета налогоплательщика налоговым органом направлено не было. В материалах дела отсутствует уведомление о вручении требования. Кроме того, в судебном заседании 24 февраля 2022 года им через ноутбук ASUS, подключенный к сети "Интернет", была предоставлена страница личного кабинета налогоплательщика, в личном кабинете через вкладку "требования об уплате" скачать файл с требованием N 934 не представлялось возможным, так как на мониторе ноутбука отображалась "ошибка в формировании документа". Ссылается на то, что в подтверждение оплаты недоимки по страховым взносам в материалы дела были предоставлены платежные поручения N 185513 от 31 декабря 2020 года на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в размере 8 112 руб. и N 178970 от 31 декабря 2020 года на обязательное медицинское страхование в размере 2 107 руб. Указанные суммы страховых взносов были уплачены 31 декабря 2020 года, т.е. как того требуют положения пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации (не позднее 31 декабря текущего календарного года). Однако данные платежные документы не были приняты судебными инстанциями как надлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов в юридически значимый период.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заместителем начальника Межрайонная ИФНС России N 22 по Самарской области представлены письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона Федерального закона от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб, - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб, - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года (29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года) плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 руб. за расчетный период 2018 года, 6 884 руб. за расчетный период 2019 года и 8 426 руб. за расчетный период 2020 года.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона Федерального закона от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Положениями части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что основания для взыскания суммы задолженности обязательных платежей у налогового органа имелись; предусмотренный федеральным законом срок обращения в суд соблюден; расчет размера взыскиваемой денежной суммы осуществлен верно.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведё ФИО2 выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о том, что налоговым органом не соблюден порядок направления ФИО1 требования, является несостоятельным и подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, Давыдов А.С. зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Согласно пункту 10 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом ФНС России от 27 февраля 2017 года N ММВ-7-8/200@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (далее - Порядок), датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
Согласно пункту 23 Порядка ведения личного кабинета датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки.
Физическое лицо, имеющее личный кабинет налогоплательщика, обязано контролировать получение уведомлений налогового органа через указанный информационный ресурс.
В подтверждение факта отправки требования от 19 января 2021 года N 934 в материалы дела представлен скриншот личного кабинета налогоплательщика, подтверждающий выгрузку требования, скриншот из личного кабинета вкладка "история действий", согласно которому налогоплательщик осуществлял вход в личный кабинет, что подтверждает наличие доступа Давыдова А.С. к личному кабинету налогоплательщика.
Приказом ФНС России от 13 июня 2013 года N ММВ-7-6/196@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, действовавшие в период возникновения спорных правоотношений (далее - Методические рекомендации).
В пункте 1 Методических рекомендаций приведены понятия, используемые в данном нормативном правовом акте.
Так, электронный документ - документ, представленный в электронной форме, в соответствии с требованиями формата для данного вида документа.
Сообщение об ошибке - формируемое получателем для отправителя технологическое электронное сообщение (без вложений), информирующее отправителя о получении электронного документа, содержащего ошибки, или о невозможности его расшифровывания. Текст, содержащий информацию об ошибке, содержится в теле сообщения об ошибке.
Как следует из содержания пункта 2.4 Методических рекомендаций, в процессе электронного документооборота стороны обмениваются электронными документами, в том числе сообщением об ошибке.
В случае невозможности расшифровать поступивший электронный документ получатель формирует и направляет адресату-отправителю сообщение об ошибке.
Пунктом 6.3 Методических рекомендаций предусмотрено, что извещения о получении и сообщения об ошибке хранятся в хранилище электронных документов не менее шести месяцев по завершении процедуры документооборота.
Между тем сведения о сбое в работе сервиса "Личный кабинет налогоплательщика физического лица" у налогового органа отсутствуют (л.д. 65). Сведения об ошибке при формировании документа по состоянию на 30 января 2021 года, на которые ссылается Давыдов А.С. (л.д. 47, 48), налоговому органу не сообщались.
Устанавливая принцип справедливости, нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подразумевают недопустимость злоупотребления правом.
Учитывая, что положения статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации связывают право налогового органа на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с наличием у налогоплательщика задолженности по обязательным платежам и неисполненным требованием об уплате взыскиваемой денежной суммы в добровольном порядке или пропуском указанного в таком требовании срока уплаты денежной суммы, заявление налогоплательщика о факте наличия ошибки при формировании налогового документа лишь при рассмотрении административного иска в суде не свидетельствует о добросовестном использовании им предоставленных законом прав. С заявлением о направлении требования на бумажном носителе Давыдов А.С. не обращался.
Исходя из приведенного, ссылка в кассационной жалобе на ошибку в формировании требования N 934 несостоятельна.
Довод кассационной жалобы о частичном погашении задолженности не может быть принят во внимание.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3, подпунктами 4 и 5 пункта 4, пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях:
неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
если на день предъявления налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик (иное лицо) имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
Представленные суду платежные поручения от 31 декабря 2020 года (л.д. 42, 43) не содержат указания на назначение платежа. При этом у Давыдова А.С. имелась задолженность по страховым взносам за 2018 год.
В этой связи налоговым органом обоснованно отнесены перечисленные 31 декабря 2020 года суммы в счет имеющейся у Давыдова А.С. задолженности по страховым взносам за 2018 год.
Ссылка Давыдова А.С. на то, что 29 апреля 2022 года налоговый орган отказал в удовлетворении заявления от 12 апреля 2022 года о зачете платежей в счет страховых взносов за 2020 год, не может быть принята во внимание, поскольку уточнение платежа влечет образование недоимки по ранее неисполненному требованию.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда города Самары от 1 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Давыдова А.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 3 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.