Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арутюновой Оксаны Александровны, Лезгинцевой Анны Рафиковны, Семенова Дмитрия Григорьевича к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания о взыскании заработной платы, по кассационным жалобам Арутюновой Оксаны Александровны, Лезгинцевой Анны Рафиковны, Семенова Дмитрия Григорьевича на решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 июля 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 11 октября 2022 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения Арутюновой О.А, Лезгинцевой А.Р, Семенова Д.Г. поддержавших, доводы кассационных жалоб, судебная коллегия
установила:
Арутюнова О.А, Лезгинцева А.Р, Семенов Д.Г. обратились в суд с исковым заявлением к АМС Моздокского района РСО-Алания об обязании произвести доначисление заработной платы в связи с несвоевременной индексацией зарплаты и выплаты доначисленной зарплаты, взыскании с ответчика процентов из расчета 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм заработной платы.
Решением Моздокского районного суда Республики Северной Осетии-Алании от 19 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 11 октября 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено обязать Администрацию местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания восстановить нарушенные трудовые права Арутюновой О.А. и произвести доначисление и выплату недополученной заработной платы в связи с несвоевременной индексацией за 2017 год в сумме 39 019, 09 руб, за 2018 года - в сумме 49 451, 13 руб, за 2019 год - в сумме 25 921, 38 руб.
Взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в пользу Арутюновой О.А. проценты (денежную компенсацию) по состоянию на 20 апреля 2022 года за несвоевременную выплату индексации зарплаты за 2017 год в сумме 18 190, 71 руб, за 2018 год - в сумме 18 318, 61 руб, за 2019 год - в сумме 7 731, 23 руб.
Обязать Администрацию местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания восстановить нарушенные трудовые права Лезгинцевой А.Р. и произвести доначисление и выплату недополученной заработной платы в связи с несвоевременной индексацией за 2017 год в сумме 48 596, 37 руб, за 2018 года - в сумме 48 686, 20 руб, за 2019 год - в сумме 24 562, 43. руб.
Взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в пользу Лезгинцевой А.Р. проценты (денежную компенсацию) по состоянию на 20 апреля 2022 года за несвоевременную выплату индексации зарплаты за 2017 год в сумме 20 827, 52 руб, за 2018 год - в сумме 18 391, 78. руб, за 2019 год - в сумме 7 357, 10 руб.
Обязать Администрацию местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания восстановить нарушенные трудовые права Семенова Д.Г. и произвести доначисление и выплату недополученной заработной платы в связи с несвоевременной индексацией за 2017 год в сумме 24 114, 97 руб, за 2018 года - в сумме 22 405, 31 руб, за 2019 год - в сумме 16 669, 88 руб.
Взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в пользу Семенова Д.Г. проценты (денежную компенсацию) по состоянию на 20 апреля 2022 года за несвоевременную выплату индексации зарплаты за 2017 год в сумме 10 965, 43 руб, за 2018 год - в сумме 12 3055, 22 руб, за 2019 год - в сумме 5 044, 37 руб.
В удовлетворении остальных исковых требований Арутюновой О.А, Лезгинцевой А.Р, Семенова Д.Г. к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания - отказано.
В кассационной жалобе Арутюновой О.А, Лезгинцевой А.Р, Семеновым Д.Г. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, усмотрев возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 25 - ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также указанный Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Статья 22 Федерального закона N 25 - ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и пункты 1, 2 статьи 18 Закона РСО-Алания от 31 марта 2008 года N7-РЗ "О муниципальной службе в Республике Северная Осетия-Алания" определяют, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего п соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 18 Закона РСО- Алания "О муниципальной службе в Республике Северная Осетия-Алания" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих в соответствии с принципом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия- Алания. Размер должностного оклада и оклада за классный чин, а также размер дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия- Алания.
Согласно статье 11 Решения Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года N200 "О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района" (с учетом изменений, внесенных Решением Собрания от 08 июля 2011 года N334) увеличение (индексирование) денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, и окладов денежного содержания муниципальных служащих в ОМС Моздокского района в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, производится ежегодно в срок, не позднее 25 декабря очередного финансового года, за период подлежащий индексации, и в пределах размера индекса потребительских цен Росстата за соответствующий период. При этом увеличение (индексирование) может производиться не выше размеров, установленных для лиц, замещающих государственные должности РСО-Алания и государственных гражданских служащих РСО-Алания.
Частью 1 статьи 236 ТКРФ предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока, соответственно, выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Исходя из данных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Арутюнова О.А, Лезгинцева А.Р, Семенов Д.Г. работают в АМС Моздокского района на различных должностях по трудовому договору: Арутюнова О.А. в должности главного специалиста-экономиста отдела по управлению имуществом с 21.09.2018 в порядке перевода из Комитета по управлению имуществом, Лезгинцева А.Р. в должности главного специалиста отдела по управлению имуществом с 21.09.2018 г. в порядке перевода из Комитета по управлению имуществом, Семенов Д.Г. на должности водителя с 30.03.2009.
Данное обстоятельство подтверждается представленными трудовыми книжками истцов, из которых также следует, что Арутюнова О.А. с августа 2002 г, Лезгинцева А.Р. с марта 2008 года являлись сотрудниками Комитета по управлению имуществом. После присоединения Комитета по управлению имуществом к АМС Моздокского района РСО-Алания они в порядке перевода с 21 сентября 2018 года приняты на вышеуказанные должности.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ комитет по управлению имуществом АМС Моздокского района РСО-Алания как отдельное юридическое лицо создан 23 октября 1992 года, деятельность Комитета по управлению имуществом как юридического лица прекращена путем реорганизации в форме присоединения 09 октября 2018 года. Правопреемник - АМС Моздокского района РСО-Алания.
На основании положения об АМС Моздокского района РСО-Алания (приложение к решению Собрания представителей Моздокского района N 67 от 16.01.2013 года) АМС района является юридическим лицом - муниципальным казенным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование - Моздокский район РСО-Алания (п.2.1 Положения).
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Арутюнова О.А, Лезгинцева А.Р, Семенов Д.Г. как муниципальные служащие имеют право на оплату труда с учетом индексации.
Суд первой инстанции принял во внимание, что решением Моздокского районного суда от 19 апреля 2021 года удовлетворены исковые требования прокурора Моздокского район РСО-Алания в интересах работников администрации местного самоуправления Моздокского района РСО- Алания, в том числе и Арутюновой О.А, Лезгинцевой А.Р, Семенов Д.Г. к АМС Моздокского района РОС-Алания о признании незаконными бездействия АМС, уклоняющейся от индексации денежного содержания муниципальных служащих за период с 2017 по 2019 годы, обязании предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на индексацию заработной платы за указанные периоды, обязании произвести индексацию в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Сославшись на преюдициальное значение решения суда от 19 апреля 2021 года, суд удовлетворил исковые требования за периоды 2017, 2018, 2019 года, признав расчет денежных сумм подлежащих взысканию, представленный ответчиком верным.
Отказывая в иске в остальной части, суд первой инстанции принял во внимание заявление ответчика о пропуске срока, предусмотренного статьей 392 ГПК РФ, и руководствовался разъяснения содержащимися в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учел, что заработная плата истцу с учетом индексации не начислялась.
Суд первой инстанции отметил, что решение собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 8 июля 2011 г. N334 "О внесении изменений в Решение Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года N200 "О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района", предусматривающим увеличение (индексирование) денежного вознаграждения муниципальных служащих в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, было опубликовано в районной газете 20 июля 2011 года и было доступно для ознакомления.
Об индексации денежного вознаграждения муниципальных служащих в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги истцы могли узнать и из решения собрания представителей Моздокского района РСО - Алания N 59 от 26 декабря "О временном приостановлении действия статьи 11 Решения Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года N 200" опубликованном в газете 29 декабря 2012 г.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Судом первой и апелляционной инстанций, с учетом, установленных по делу обстоятельств правильно применены положения ст. 392 Трудового кодекса и разъяснения, содержащиеся в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Истцами заявлены исковые требования о доначислении заработной платы и ее выплате с учетом индексации, взыскании денежной компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса.
Юридически значимые обстоятельства при разрешении исковых требований, судами установлены правильно.
Факт того, что заработная плата в заявленном истцами размере не начислялась, не оспаривается ни одной из сторон.
Ссылка кассаторов на решение Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания N 348 от 29 декабря 2020 года о том, что срок на предъявление иска не пропущен, основаны на неверном толковании кассатором норм материального права и положений решения N 348 от 29 декабря 2020 года.
Согласно решению Собрания представителей Моздокского района РСО- Алания N 348 от 29 декабря 2020 года, постановлено увеличить(индексировать)размеры окладов денежного содержания, лиц, замещающих должности муниципальной службы и муниципальных служащих с 1 января 2021 года за 2016 год на 5, 39 %.
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.
Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Решения Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года N200 "О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района" (с учетом изменений, внесенных Решением Собрания от 08 июля 2011 года N334) увеличение (индексирование) денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, и окладов денежного содержания муниципальных служащих в ОМС Моздокского района в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, производится ежегодно в срок, не позднее 25 декабря очередного финансового года, за период подлежащий индексации, и в пределах размера индекса потребительских цен Росстата за соответствующий период.
При этом увеличение (индексирование) может производиться не выше размеров, установленных для лиц, замещающих государственные должности РСО-Алания и государственных гражданских служащих РСО-Алания.
Таким образом, система оплаты труда в органах местного самоуправления устанавливается правовыми актами представительного органа и у ответчика отсутствовала обязанность предусмотренная законом об ознакомлении истца с решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года N200 "О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района".
Указанное решение было опубликовано в местной газете "Время, события, документы" в номере от 20 июля 201211года N 55.
Опубликованные муниципальные правовые акты применяются после их опубликования и никаких дополнительных механизмов доведения их до сведения населения законодатель не устанавливает.
В связи с чем, доводы кассационных жалоб о том, что ответчик не ознакомил истцов с указанными нормативным актами, судебной коллегий отклоняются.
В коллективном обращении к Главе администрации местного самоуправления об индексации заработной платы от 15 сентября 2020 года, заявители ссылаются на нормативный акт - решение Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года N200 "О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района", и просят проиндексировать заработную плату за 2016, 2017, 2018 и 2019 год, что бесспорно подтверждает факт того, что с указанными нормативными актами истцы была знакомы.
Доводы кассационной жалобы Арутюновой О.А. о том, что она прекратила трудовые отношения с ответчиком в период судебного разбирательства, что суды не установили данное обстоятельство, что расчет при увольнении сделан неверно, что суд первой инстанции необоснованно принял во внимание расчет представленный ответчиком не заслуживают внимания.
Суд первой инстанции разрешилисковые требования в соответствии с положениями статьи 196 ГПК РФ.
Арутюновой О.А. не представлено доказательств, отвечающих принципу относимости и допустимости о том, что представленный расчет администрацией является неверным.
Как следует из материалов дела, заработная плата кассаторам выплачивалась с учетом произведенного увеличения на процент инфляции с дат, указанных в муниципальных правовых актах о проведении индексации.
Так индексация в соответствии с муниципальными правовыми актами за 2012 и 2013 годы была применена при выплате заработной платы с 1 января 2014 года и выплачивалась с этой даты.
Индексация за 2014 год, была применена с 1 января 2017 года, за 2015 год применена с 1 декабря 2019 года, за 2016 год применена с 1 января 2021 года и выплачивалась с этих дат.
Индексация за 2017, 2018, 2019 применена и выплачивалась с 1 января 2022 года.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций, Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции учитывает, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Доводы жалобы являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 июля 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 11 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.