Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Карповой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-238/2022 по иску Ивановой Татьяны Рудольфовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за нарушении срока выплаты денежных средств, компенсации морального вреда, по встречному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N12 по Тюменской области к Ивановой Татьяне Рудольфовне о взыскании обязательных выплат в виде материальной помощи, по кассационным жалобам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Тюменской области на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванова Т.Р. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИНФС России N 12 по Тюменской области (далее МИФНС N 12 по Тюменской области, Инспекция), в котором просила взыскать задолженность по денежному содержанию за время нахождения в очередных оплачиваемых отпусках за период с 2018 - 2021 год в размере 68 846 руб. 94 коп, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3 351 руб. 87 коп, денежную компенсацию (проценты) за задержку выплаты задолженности по денежному содержанию за время нахождения в очередных оплачиваемых отпусках и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с её начислением по день фактического расчета, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
В обоснование исковых требований указала, что на основании служебного контракта N 162 от 03 сентября 2007 года на проходила государственную гражданскую службу в МИФНС России N 12 по Тюменской области в должности государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности. Приказом от 29 марта 2021 года N 2.1.1-03/97-К уволена с государственной гражданской службы по сокращению штата. После увольнения для проверки обоснованности произведённых ей выплат она обратилась с заявлением к ответчику. Проверив предоставленные им расчеты и установив, что расчет отпускных за 2018-2021 год, компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск был произведен из среднего заработка, в расчет которого не включены выплаты материального стимулирования, она обратилась с заявлением в Ишимскую межрайонную прокуратуру Тюменской области с целью проведения проверки по данному факту. После внесения в адрес ответчика акта прокурорского реагирования, инспекцией добровольно выплачена компенсация в размере 48 406, 36 руб. в погашение задолженности четырехмесячного денежного содержания, выплаченного при увольнении. Считает, что МИФНС России N 12 по Тюменской области нарушены её трудовые права, как государственного гражданского служащего, неправильно определён размер среднего заработка для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск. При расчёте среднего заработка неправомерно не учтены суммы выплаченных премий, а также средства материального стимулирования. Произведенная проверка расчёта сумм отпускных, выплаченных в период 2018-2021 годов на основании данных, отражённых в справках о доходах физических лиц, показала занижение выплат отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск. Считает, что задолженность по указанным выплатам должна быть произведена с начислением денежной компенсации за нарушение сроков выплат.
Просила восстановить срок на обращение в суд с требованиями о взыскании денежного содержания за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках, поскольку о невыплате указанных сумм и нарушении своего права она узнала при увольнении.
Межрайонной ИФНС России N 12 по Тюменской области предъявлен встречный иск к Ивановой Т.Р. о взыскании в доход федерального бюджета сумм обязательных выплат в виде материальной помощи в целях социальной поддержки.
В обосновании встречных исковых требований истец указал, что в соответствии с действующим законодательством средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. При этом данные средства материального стимулирования не предусматриваются при расчете и формировании фонда оплаты труда. Из доведенного фонда оплаты труда выплачивается заработная плата, отпускные, материальная помощь к отпуску, единовременная выплата к отпуску, компенсация при увольнении, единовременные выплаты в связи с ведомственными награждениями (почетные грамоты, медали, ордена). Фонд оплаты труда доводится на год и доведенные лимиты должны быть использованы до конца финансового года в полном объеме, поэтому сумма неиспользованного фонда оплаты труда, которая остается после всех обязательных выплат, была выплачена государственным гражданским служащим в виде материальной помощи в целях социальной поддержки, в том числе Ивановой Т.Р. была начислена (и выплачена за минусом налога на доходы физических лиц) в размере 106 126 руб, в том числе за 2018 год 34 804 руб, за 2019 год 28 890 руб, за 2020 год 38 882 руб, за 2021г. 3 550 руб. Включение при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске сумм материального стимулирования повлечет за собой отсутствие сумм неиспользованного фонда оплаты труда и, как следствие, невыплату государственным гражданским служащим материальной помощи в целях социальной поддержки. Исчисление сумм денежного содержания за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках по методике, указанной в исковом заявлении Ивановой Т.Р, не соответствует методике, доведенной до налогового органа, и повлекло бы невыплату обязательных выплат в виде материальной помощи в целях социальной поддержки. Таким образом, Ивановой Т.Р. не подлежала выплате материальная помощь в целях социальной поддержки в сумме 65 089 руб. 36 коп.
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 26 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 сентября 2022 года, исковые требования Ивановой Т.Р. удовлетворены частично: с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области в пользу Ивановой Т.Р. взыскана задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках за период с 25 февраля 2021 года по 12 марта 2021 года в размере 6822, 54 руб, за 15 марта 2021 года в размере 485, 04 руб, проценты за задержку выплаты отпускных в размере 737, 96 руб, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3 351, 87 руб, проценты за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 636, 30 руб, с удержанием из указанных сумм налога на доходы физических лиц, с начисление компенсации за несвоевременную выплату денежных средств по день фактического расчета включительно. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области в пользу Ивановой Т.Р. взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 18 000 руб. в удовлетворении остальной части требований Ивановой Т.Р. и в удовлетворении встречного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Тюменской области отказано.
В кассационных жалобах Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Тюменской области просят отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывают на то, что материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, осуществляемое за счет бюджетных ассигнований, является самостоятельным видом выплат и не относится к дополнительным выплатам, которые входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего территориальных органов ФНС России. На выплату средств материального стимулирования фонд не формируется, средства материального стимулирования доводятся сверх установленного фонда. Считают, что при исчислении среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск обоснованно не учитывалось материальное стимулирование, выплачиваемое сверх фонда оплаты труда. Выражают несогласие с взысканием в пользу истца компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что истцом не приведены доказательства нарушения ее нематериальных благ и трудовых прав, выражают на несогласие с определенным судом размером взысканных в пользу истца судебных расходов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Иванова Т.Р. на основании служебного контракта N162 от 03 сентября 2007 года состояла на государственной гражданской службе в МИФНС России N 12 по Тюменской области в должности специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности.
В соответствии с условиями заключенного с Ивановой Т.Р. служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы ей установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением утвержденным Представителем нанимателя, кроме единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Впоследствии дополнительными соглашениями к контракту в денежное содержание включены оклад в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячная надбавка за выслугу лет.
С 2018 года по 2021 годы Ивановой Т.Р. производились выплаты в виде материального стимулирования.
31 марта 2021 года Иванова Т.Р. уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании приказа от 29 марта 2021 года N 2.1.1-03/97-К.
21 мая 2021 года Иванова Т.Р. обратилась в Ишимскую межрайонную прокуратуру с заявлением об организации проверки по вопросу расчета и выплаты отпускных, компенсации отпуска при увольнении.
По результатам рассмотрения заявления Ивановой Т.Р. в адрес начальника Инспекции вынесено представление об устранении нарушений закона.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Ивановой Т.Р, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", разъяснениями, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N14-04-05/34482, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, которые необходимо учитывать при расчете сумм ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем признал обоснованными требования Ивановой Т.Р. о взыскании в ее пользу задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках.
Разрешая ходатайство ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд по требованиям о взыскании недоначисленных выплат за время очередного оплачиваемого отпуска, установив, что с иском в суд Иванова Т.Р. обратилась 17 декабря 2021 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок на обращение в суд, установленный положениями части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по требованиям о взыскании недоплаченных отпускных выплат за период с 25 февраля 2021 года по 12 марта 2021 года, за 15 марта 2021 года не пропущен, а срок обращения по требованиям о взыскании недоначисленных выплат за 2018, 2019, 2020 годы на момент обращения истца в суд истек, доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено.
Проверяя предоставленные истцом и ответчиком расчеты недоплаченных денежных сумм, суд, определилк взысканию в пользу истца задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках за период с 25 февраля 2021 года по 12 марта 2021 года в размере 6 822, 54 руб, за 15 марта 2021 года в размере 485, 04 руб, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3 351, 87 руб, указав на то, что взыскание данных денежных средств надлежит осуществлять за вычетом подлежащего уплате НДФЛ.
Установив, что образовавшаяся задолженность своевременно не выплачена, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за нарушение срока выплаты отпускных в размере 737, 96 руб, за нарушение срока выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 636, 30 руб, с её начислением по день фактического расчета включительно.
Установив, что ответчиком нарушены трудовые права истца, суд руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о взыскании с МИФНС России N 12 по Тюменской области в пользу Ивановой Т.Р. компенсации морального вреда в сумме 3 000 руб.
Разрешая встречный иск МИФНС России N 12 по Тюменской области, суд первой инстанции, не установив предусмотренных статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации оснований (в том числе счетной ошибки, вины работника в невыполнении норм труда, неправомерных действий работника) для взыскания выплаченных истцу в качестве оплаты труда (материальной помощи) денежных средств, и приняв во внимание, что приказы о выплате материальной помощи работникам за указанный во встречном иске период, в том числе Ивановой Т.Р, не отменены, в удовлетворении требований отказал.
Установив, что Ивановой Т.Р. связи с рассмотрением настоящего дела понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб, суд первой инстанции с учетом объема проделанной представителем работы, категории рассматриваемого спора, продолжительности судебного разбирательства пришел к выводу о том, что заявленные требования о возмещении расходов на оплату услуг представителя подлежат частичному удовлетворению в размере 18 000 руб.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Настаивая на отмене судебных постановлений, заявители ссылаются на то, что материальное стимулирование, выплачиваемые за счет бюджетных ассигнований не относится к дополнительным выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты очередного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск.
Указанные доводы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции, обоснованно признаны несостоятельными.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Ивановой Т.Р. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск.
Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку факт нарушения трудовых прав истца достоверно установлен судами.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Таким образом, данная категория дел носит оценочный характер, и суд вправе при определении размера компенсации морального вреда, учитывая вышеуказанные нормы закона, с учетом степени вины ответчика, определить размер денежной компенсации морального вреда по своему внутреннему убеждению, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Поскольку при разрешении спора судами установлен факт нарушения работодателем трудовых прав Ивановой Т.Р, суды пришли к обоснованному выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда.
Доводы жалоб, выражающие несогласие с размером взысканных судами расходов на оплату услуг представителя, не могут являться основанием для отмены или изменения решений судов в указанной части, в ввиду их несостоятельности.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, в связи с чем управомоченной на возмещение таких расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда: истец - при удовлетворении иска, ответчик - при отказе в удовлетворении исковых требований.
Статья 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов на оплату услуг представителя, с целью установления баланса между правами лиц, участвующих в деле. Критерием для определения размера подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя является их разумность.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 постановления).
Отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы ответчика, третьего лица, суд апелляционной инстанции, учитывая принципы разумности и справедливости, приняв во внимание характер, длительность и сложность спора, объем проделанной представителем работы, соотношение судебных расходов с объемом защищаемого права, количество судебных заседаний, пришел к правильному выводу о том, что взысканная в пользу истца сумма расходов на оплату услуг представителя не является завышенной, соответствует принципам разумности и соразмерности.
Доказательств того, что взысканная в возмещение расходов на оплату услуг представителя сумма является завышенной, материалы дела не содержат.
Ссылка заявителей в кассационных жалобах на иную сложившуюся судебную практику по аналогичным делам в части определения размера представительских расходов, подлежащих взысканию в пользу истца, не может быть принята во внимание, так как суд рассматривает дело с учетом конкретных обстоятельств и в соответствии с представленными доказательствами.
Вопреки доводам заявителей при разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела. Все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, основаны на субъективном толковании ответчиком, третьим лицом норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителей не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ишимского городского суда Тюменской области от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.