Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Ковалевской В.В, Шабаловой О.Ф.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело N 2-2758/2022 (УИД: 38RS0032-01-2022-002363-63) по исковому заявлению Чураковой Екатерины Николаевны к администрации г. Иркутска о предоставлении жилого помещения, встречному исковому заявлению администрации г. Иркутска к Чураковой Екатерине Николаевне об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение, выселении
по кассационной жалобе администрации г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 26 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, пояснения прокурора Волковой А.Г, возражавшей против доводов жалобы, представителя Чураковой Е.Н. - Бухало А.Г, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Чуракова Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Иркутска, в котором просит признать за ней право на предоставление взамен принадлежащего ей жилого помещения другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, равнозначного ранее занимаемому жилому помещению не менее 49 кв.м, расположенного в черте г. Иркутска в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 г, в 2019-2025 гг.", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 01 апреля 2019 г. N 270-пп; обязать администрацию г. Иркутска предоставить ей взамен принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению не менее 49 кв.м, расположенного в черте города Иркутска в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 г, в 2019-2025 гг.", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 01 апреля 2019 г. N 270-пп.
Требования мотивированы тем, что Чураковой Е.Н. принадлежитна праве собственности 2-комнатная квартира, находящаяся на 2 этаже2-этажного брусчатого дома, общей площадью 49 кв.м, расположенногопо адресу: "адрес", на основании договораот 20 января 1999 г. передачи жилых помещений в собственность граждан.
В 2012 году жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в 2019 году включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
По обращению Чураковой Е.Н. в администрацию г. Иркутскас заявлением о предоставлении жилого помещения получен ответот 31 марта 2022 г. N 945-70-1310/22 о том, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд регулируется нормами статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предусматривающей выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.
Ответ нельзя признать правильным, поскольку право лицана обеспечение его жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома, в котором гражданину на праве собственности принадлежит жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любогоиз названных способов возникло в связи с принятием постановления Правительства Иркутской области от 01 апреля 2019 г. N 270-пп"Об утверждении региональной адресной программы Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской областииз аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 г, в 2019-2025 годах".
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ей квартира, включен, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства.
В процессе рассмотрения дела администрацией г. Иркутска подано встречное исковое заявление, в котором просит изъять у Чураковой Е.Н. для нужд муниципального образования г. Иркутск жилое помещение - квартиру N общей площадью 49 кв.м, этаж 2, расположенную в доме N "адрес", с кадастровым номером N;
определить размер подлежащего выплате Чураковой Е.Н. возмещения за принадлежащее Чураковой Е.Н. изымаемое жилое помещение - квартиру N общей площадью 49 кв.м, расположенную по адресу: "адрес", кадастровый номер N, с учетом рыночной стоимости доли в праве на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", площадью 2066 кв.м.;
прекратить право собственности Чураковой Е.Н. на жилое помещение - квартиру N общей площадью 49 кв.м, расположенную по адресу: "адрес", кадастровый номер N, с прекращением доли, пропорциональной площади изымаемого жилого помещения, в праве общей долевой собственности на общее имуществов многоквартирном доме по адресу: "адрес", включая долю, пропорциональную площади жилого помещения, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", площадью 2066 кв.м.;
признать за муниципальным образованием г. Иркутск право собственности на жилое помещение - квартиру N общей площадью 49 кв.м, расположенную по адресу: "адрес" кадастровый номер N;
выселить Чуракову Е.Н. из жилого помещения - квартиры N общей площадью 49 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", с кадастровым номером N.
Требования мотивированы тем, что после признания многоквартирного дома по адресу: "адрес" аварийным и подлежащим сносу собственникам помещений предписано осуществить в установленном законом порядке расселение граждан и снос указанного многоквартирного дома в течение 1, 5 лет со дня принятия данного распоряжения.
Поскольку требование о сносе собственниками не было выполнено, то по результатам аукциона между администрацией г. Иркутскаи ООО СК "Регион Сибири" заключен договор от 21 января 2013 г. N о развитии застроенной территории.
Письмом администрации г. Иркутска от 28 января 2021 г. N в адрес Чураковой Е.Н. направлено уведомление о принятии постановления администрации г. Иркутска от 25 января 2021 г. N об изъятии принадлежащего ей жилого помещения, а также земельного участка для нужд муниципального образования г. Иркутск, с приложением копии данного постановления.
Суд не вправе обязывать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 26 июля 2022 г. исковые требования Чураковой Е.Н. удовлетворены, встречные исковые требования администрации г. Иркутска оставлены без удовлетворения.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Администрацией, извещенной надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, неявившейся в судебное заседание кассационного суда, подана кассационная жалоба, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение.
В обоснование кассационной жалобы ее заявитель приводит следующие доводы: судами не рассмотрено по существу встречное требование, так как не дана оценка имеющимся договорным отношениям между администрацией и обществом; судами фактически оценены только обстоятельства по первоначальным требованиям; судами не дана оценка существенным обстоятельствам дела, как и имеющимся место быть договору о развитии застроенной территории; выводы судов необоснованны, сделаны без учетов доводов администрации; суды не учли, что в данном случае возможен только выкуп жилого помещения, в связи с чем заявлены встречные требования об определении размера, подлежащего выплате возмещения за принадлежащее Чураковой Е.Н. жилое помещение; судами нарушены нормы материального и процессуального права.
Представителем Чураковой Е.Н. - Бухало А.Г. и прокуратурой Иркутской области представлены письменные возраженияна кассационную жалобу, в которых просят принятые по делу судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, отзывы на нее, изучив материалы дела, проверив судебные акты на предмет их законностив порядке статей 379.6, 390 ГПК РФ, кассационный суд не нашел оснований для их отмены, в связи со следующим.
Судами установлено и из материалов дела следует, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 49 кв.м, кадастровый номер N является Чуракова Е.Н. (выписка из ЕГРН).
Право собственности Чураковой Е.Н. на указанное жилое помещение было зарегистрировано 10 марта 1999 г. (номер государственной регистрации N) на основании договора передачи жилых помещенийв собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 04 октября 2012 г. N 115 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийными подлежащим сносу.
В соответствии с распоряжением комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 10 октября 2012 г. N многоквартирный дом, в котором находится спорная квартира, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений предписано осуществить снос дома и расселение граждан в течение 1, 5 лет со дня принятия распоряжения.
Между администрацией г. Иркутска и ООО Строительная компания "Регион Сибири" 21 января 2013 г. заключен договор N о развитии застроенной территории, расположенной в "адрес".
Согласно пункту 1.1. договора ООО Строительная компания "Регион Сибири" в целях развития застроенной территории, расположеннойв "адрес", площадью 29 297 кв.м, решениео развитии которой принято решением Думы города Иркутскаот 26 октября 2012 г. N, согласно схеме застроенной территории (приложение N 1 к договору) обязуется в установленные договором сроки своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить предусмотренные настоящим договором обязательства, администрация "адрес" обязуется создать необходимые условия для выполнения предусмотренных настоящим договором обязательств.
Пунктом 3.1. договора предусмотрен срок исполнения обязательств - до 31 декабря 2024 г.
Дополнительным соглашением от 27 апреля 2015 г. N к договору утверждены приложение N 1 "Список жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма", приложение N 2 "Список благоустроенных жилых помещений, расположенных на территории г. Иркутска для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений", приложение N 3 "График передачи жилых помещений в собственность муниципального образованияг. Иркутск".
Согласно содержанию указанных приложений к договору N, жители многоквартирного дома по "адрес" подлежали переселению в срок до 31 декабря 2021 г.
Вместе с тем, истцу жилое помещение в указанный срок предоставлено не было.
Постановлением администрации г. Иркутска от 25 января 2021 г.N 031-06-21/21 принято решение об изъятии земельного участкас кадастровым номером N и жилых помещенийв многоквартирном доме для нужд муниципального образования г. Иркутска.
Дом включен в региональную адресную программу Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковымдо 01 января 2017 г, в 2019-2025 гг.", утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 01 апреля 2019 г. N 270-пп.
Программой предусмотрен окончательный срок расселения многоквартирного дома по адресу "адрес" -до 31 декабря 2021 г.
Чуракова Е.Н. 02 марта 2022 г. обратилась в администрациюг. Иркутска с заявлением, в котором просила предоставить ей взамен жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению не менее 49 кв.м, расположенное в черте г. Иркутска в рамках реализации указанной региональной адресной программы.
На данное обращение получено письмо администрации г. Иркутскаот 31 марта 2022 г. N 945-70-1310/22, в котором ответ Чураковой Е.Н.по существу дан не был, заявителю разъяснены положения частей 7, 8 статьи 32 ЖК РФ.
Удовлетворяя исковые требования Чураковой Е.Н, суды исходили из их обоснованности и доказанности, не усмотрев правовых оснований для удовлетворения встречного иска администрации г. Иркутска, в связи со следующим.
Так, частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации гарантируется, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу части б статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7 статьи 32 ЖК РФ).
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с частью 9 статьи 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
В данном случае спорные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда", и, действуя добросовестно, в условиях правовой определенности истец (по встречному иску ответчик) вправе рассчитывать, как собственник, на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Названный Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 ЖК РФ.
Исходя из вышеустановленных обстоятельств дела, правильно применив нормы материального права к возникшим правоотношениям, оценив собранные по делу доказательства на основании статьи 67 ГПК РФ, суды, установив, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, включен в региональную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, истец имеет право выбора: получить выкупную ценуза изымаемое жилое помещение или получить в собственность иное жилое помещение, равноценное изымаемому, пришли к верному выводу об удовлетворении иска Чураковой Е.Н. и отказе в удовлетворении требований встречного иска.
При этом суды обоснованно отметили, что факт включения аварийного жилого помещения в соответствующую региональную адресную программу предоставляет истцу по первоначальному иску право выбора между способами компенсации за изымаемое жилое помещение.
Отклоняя доводы администрации о необходимости возложения обязанности по предоставлению жилья на организацию-застройщика, суды верно указали на то, что в силу существующего правового регулирования обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение возложена на собственника жилого фонда, которым в данном случае является администрация (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Полномочия, возложенные на ответчика (истца по встречному иску)в силу закона, не могут быть переданы третьему лицу, которое, в свою очередь, уклоняется от исполнения этой обязанности.
Аргументы о необоснованном отказе в проведении судебной оценочной экспертизы (что является правом суда в силу статьи 79 ГПК РФ) были рассмотрены апелляционным судом, обоснованно и аргументированно отклонены.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой нижестоящих судов, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешает дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопреки утверждениям кассатора, судами исследованы все юридически значимые обстоятельства по делу, правила оценки доказательств (статьи 56, 59, 60, 67 ГК РФ) ими соблюдены, принципы гражданского процессуального законодательства (статья 12 ГПК РФ) не нарушены.
Довод жалобы о необоснованности выводов судов со ссылкой на судебную практику отклоняется, поскольку не свидетельствует о неправильном применении норм права с учетом установленных фактических обстоятельств по делу.
В целом все доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела, обоснованно отклонены с указанием соответствующих мотивов, с чем суд кассационной инстанции соглашается; приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении ими норм права, сводятся к установлению иных обстоятельств по обособленному спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Вопросы доказывания и оценки доказательств, на которых основаны доводы жалобы, не составляют оснований для кассационного пересмотра судебных постановлений (статьи 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ).
Нарушений норм материального либо процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены судебных актов, постановленных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 26 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.