Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-674/2022 (УИД 24RS0002-01-2021-008709-21) по иску Гениной Е.А. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" о взыскании заработной платы, отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, оплаты труда за сверхурочную работу, персональной выплаты за сложность и напряженность, излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Гениной Е.А. на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 15 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Генина Е.А. (далее по тексту - Генина Е.А, истец) обратилась в суд с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" (далее по тексту - КГБУЗ "Ачинская МРБ") о взыскании заработной платы, отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, оплаты труда за сверхурочную работу, персональной выплаты за сложность и напряженность, излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что между ней и ответчиком 1 января 2017 г..был заключен трудовой договор N о приеме ее на работу в качестве фельдшера скорой медицинской помощи фельдшерской выездной бригады Станции скорой медицинской помощи (ССМП), а также трудовой договор N от 1 июня 2018 г..в порядке внутреннего совместительства и дополнительные соглашения к ним, в соответствии с которыми ей была установлена профессиональная квалификационная группа (ПКГ) 2 уровень 4, а также установлены следующие надбавки: районный коэффициент - 30%; за стаж работы в южных районах Красноярского края - 30%; за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 4%; за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения - 75%. Истцу присвоена высшая квалификационная категория. Положением об оплате труда предусмотрены выплаты стимулирующего характера, рассчитанные согласно оценке результативности и качества труда. Трудовыми договорами ей установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительные отпуска - 8 и 14 дней, а также 3 дня за непрерывную работу свыше трех лет в выездных бригадах скорой помощи. С целью проверки правильности начисления ей заработной платы, ею были запрошены у работодателя соответствующие документы, после предоставления которых, было установлено, что заработная плата с учетом всех подлежащих выплат начислялась ей не в полном объеме, оплата сверхурочных часов работы не производилась, выходные дни не предоставлялись. Норма часов применяется свыше 36 часов в неделю, оплата сверхурочных часов не производится, оклад рассчитан без учета квалификационной категории. При исчислении заработной платы, по мнению истца, ответчик выплаты за работу в праздничные и выходные дни, а также за работу в ночное время производил не в полном объеме.
Также истцу никогда не производилась выплата предусмотренной пунктом 4.5 Положения об оплате труда персональной выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы в размере 10% должностного оклада.
С учетом уточнения своих исковых требований, Генина Е.А. просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную ей заработную плату за период с ноября 2020 года по октябрь 2021 года, выплаты за сверхурочную работу, персональную выплату за сложность и напряженность, незаконно удержанный НДФЛ, отпускные выплаты, всего согласно представленному расчету в общей сумме 814 993 рубля 95 копеек, а также компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы и компенсацию морального вреда за нарушение ее трудовых прав в размере 100 000 рублей.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 15 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 октября 2022 г, постановлено исковые требования Гениной Е.А. удовлетворить частично.
Взыскана с государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" в пользу Гениной Е.А. компенсация морального вреда в размере 2 000 рублей.
На краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" возложена обязанность осуществить возврат Гениной Е.А. излишне удержанного за период с ноября 2020 года по октябрь 2021 года налога на доходы физических лиц с выплат, произведенных на основании пунктов 8.3 и 8.8 приказа Министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N-орг.
В удовлетворении остальной части исковых требований Гениной Е.А. отказано.
Взыскана с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" в доход муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Гениной Е.А. на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 15 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 октября 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании трудового договора от 01 января 2017 года N, заключенного после реорганизации медицинского учреждения, Генина Е.А. принята на основную работу в КГБУЗ "Ачинская МРБ" в качестве фельдшера скорой медицинской помощи фельдшерской выездной бригады ССМП на неопределенный срок, датой начала работы истца в учреждении является 03 мая 2001 года.
В соответствии с заключенным трудовым договором работнику установлена 39- часовая рабочая неделя, режим работы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, иными локальными нормативными актами. За выполнение трудовых обязанностей работнику установлен должностной оклад в размере 4 536 рублей, а также выплаты компенсационного характера - районный коэффициент - 30% и северная надбавка - 30%; выплаты стимулирующего характера - за продолжительность работы в учреждениях здравоохранения в размере 75%. Предусмотрено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков: основного продолжительностью 28 календарных дней, дополнительного - 8 календарных дней за работу в южных районах Красноярского края, дополнительного - 14 календарных дней за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительного - 3 календарных дня за непрерывную работу свыше 3-лет в выездных бригадах скорой медицинской помощи.
Кроме того, с 01 июня 2018 года Генина Е.А. была принята на работу в КГБУЗ "Ачинская МРБ" по внутреннему совместительству в качестве фельдшера скорой медицинской помощи фельдшерской выездной бригады ССМГ1 на неопределенный срок на основании трудового договора от 01 июня 2018 года N, по условиям которого работнику установлен сменный характер работы, режим работы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, иными локальными нормативными актами. За выполнение трудовых обязанностей работнику установлен должностной оклад в размере 4 717 рублей, а также выплаты компенсационного характера - районный коэффициент - 30%, северная надбавка - 30%, надбавка за работу с вредными и/или опасными условиями труда - 4%; выплаты стимулирующего характера - за продолжительность работы в учреждениях здравоохранения в размере 75%. Предусмотрено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков: основного продолжительностью 28 календарных дней, дополнительного - 8 календарных дней за работу в южных районах Красноярского края, дополнительного - 14 календарных дней за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительного - 3 календарных дня за непрерывную работу свыше 3-лет в выездных бригадах скорой медицинской помощи.
Пунктом 3.3 коллективного договора КГБУЗ "Ачинская МРБ" установлено, что в связи с низкой укомплектованностью медицинским персоналом и для выполнения основной функции КГБУЗ "Ачинская МРБ" в подразделениях ведется суммированный учет рабочего времени при сменном графике работы с учетным периодом, составляющим год. При сменном графике работы допускается совместительство с оплатой за фактически отработанное время, при этом продолжительность рабочего времени совместительства не должна превышать 1, 0 ставки рабочего времени каждой категории работника в учетный период.
Судом установлено, что Генина Е.А. в ноябре 2020 года отработала по основной работе 155 часов, по внутреннему совместительству - 29 часов, при норме рабочего времени в ноябре 2020 года по 39-часовой неделе согласно производственному календарю 155 часов; в декабре 2020 года отработала по основной работе 176 часов при норме рабочего времени в декабре 2020 года по 39-часовой неделе согласно производственному календарю 178.4 часа, по совместительству в декабре 2020 года не работала; в январе 2021 года отработала по основной работе 117 часов, по внутреннему совместительству - 75 часов, при норме рабочего времени в январе 2021 года по 39-часовой неделе согласно производственному календарю - 117 часов; в феврале 2021 года отработала по основной работе 147, 2 часа, по внутреннему совместительству - 20.8 часа, при норме рабочего времени в феврале 2021 года по 39-часовой неделе согласно производственному календарю 147, 2 час.; в марте 2021 года отработала по совместительству 171, 6 часа, по внутреннему совместительству не работала, при норме рабочего времени в марте 2021 года по 39- часовой неделе согласно производственному календарю - 171, 6 часа; в апреле 2021 года отработала по основной работе 168 часов, по внутреннему совместительству не работала, при норме рабочего времени в апреле 2021 года по 39-часовой неделе согласно производственному календарю - 170, 6 часа; в мае 2021 года отработала по основной работе 148, 2 часа, по внутреннему совместительству - 43, 8 часа, при норме рабочего времени в мае 2021 года по 39-часовой неделе согласно производственному календарю - 148, 2 часа; в июне 2021 года отработала по основной работе 162, 8 час, по внутреннему совместительству - 21, 2 часа, при норме рабочего времени в июне 2021 года по 39-часовой неделе согласно производственному календарю - 162, 8 часа; в июле 2021 года отработала по основной работе 8 часов, по внутреннему совместительству не работала, при норме рабочего времени в июле 2021 года по 39-часовой неделе согласно
производственному календарю - 171, 6 часа; в августе 2021 года отработала по основной работе 171, 6 часа, по внутреннему совместительству - 20, 4 часа, при норме рабочего времени в августе 2021 года по 39-часовой неделе согласно производственному календарю - 171, 6 часа; в сентябре 2021 года отработала по основной работе 132, 6 часа, по внутреннему совместительству - 3, 4 часа, при норме рабочего времени в сентябре 2021 года по 39-часовой неделе согласно производственному календарю - 171, 6 часа; в октябре 2021 года отработала по основной работе 163, 8 часа, по внутреннему совместительству - 12, 2 часа, при норме рабочего времени в октябре 2021 года по 39-часовой неделе согласно производственному календарю 163, 8 часа.
Количество отработанных часов, как по основному месту работы, так и по совместительству, стороной истца в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Согласно пункту 4.5 Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ", работникам учреждения осуществляется персональная выплата за сложность, напряженность и особый режим работы в размере 10% оклада (должностного оклада). Размер выплаты устанавливается конкретному работнику руководителем учреждения на период не более трех месяцев при выполнении работником своих функциональных обязанностей в условиях существенно отличающихся от нормальных (особый режим, тяжесть, сложность, повышенные требования к качеству работы).
Судом установлено, что надбавка за сложность, напряженность и особый режим работы Гениной Е.А. не была установлена ни по основному месту работы, ни по совместительству, приказы об установлении истцу указанной надбавки в спорный период работодателем не издавались. Доказательств того, что истец имела право на установление такой надбавки, в материалы дела не представлено.
Из пункта 2.3 раздела 2 Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ" следует, что оклады медицинских, фармацевтических работников учреждения увеличиваются при условии наличия квалификационной категории в следующих размерах: для средних медицинских и фармацевтических работников при наличии высшей квалификационной категории на 1, 33.
Пунктом 3.3 Положения об оплате груда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ" предусмотрено, что выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работникам учреждения осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 5.22 Коллективного договора КГБУЗ "Ачинская МРБ" доплата за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) производится работникам на основании Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ", в размере 50 или 100% от часовой ставки (должностного оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, в соответствии с Перечнем структурных подразделений и должностей работников учреждения, которым устанавливается выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при работе в ночное время (пункт 3.3.1 Положения об оплате труда), согласно которому для санитаров (палатных) инфекционного отделения доплата за работу в ночное время установлена в размере 100% (Приложение N3 к Положению об оплате труда).
Таким образом, исходя из норм действующего трудового законодательства и положений локальных актов работодателя, оплата работы в ночное время производится исходя из часовой тарифной ставки или стоимости часа работы, при ее определении из оклада.
Истцом количество отработанных в спорный период в ночное время часов, не оспаривалось.
В ноябре 2020 года истцу начислена доплата за работу в ночное время по основному месту работы в количестве 50 часов в размере 1 798 рублей 06 копеек, исходя из расчета: 5 574 рублей (оклад) / 155 часов (норма) х 50 час. х 100%, и по внутреннему совместительству в количестве 29 часов в размере 287 рублей 69 копеек, исходя из расчета: 5 574 рублей (оклад) /155 часов (норма) х 8 час. х 100%. С учетом указанного алгоритма расчета истцу производилась доплата за работу в ночное время в иные месяцы спорного периода
Разрешая спор, руководствуясь положениями части 1 статьи 21, части 2 статьи 22, статьи 91, статьи 94, части 1 статьи 129, части 1 статьи 135, статьи 282, статьи 285, части 1 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" исходя из того, что при установлении истцу продолжительности рабочего времени нарушений трудового законодательства допущено не было, поскольку должность истца - фельдшер скорой медицинской помощи фельдшерской выездной бригады ССМП перечнем медицинских работников, для которых установлена 36-часовая рабочая неделя не предусмотрена; истец осуществляла совмещенную трудовую деятельность у ответчика на основании отдельного трудового договора с оплатой труда в соответствии со статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации, а установление компетентным органом государственной власти возможности работы по внутреннему совместительству для данной категории работников по аналогичной должности, профессии не противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации; работа по совместительству, осуществляемая за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по основному месту работы и не превышающая норму 1, 0 ставки рабочего времени в учетный период, не подлежит учету как сверхурочная работа; установив, что сверхурочная работа у истца в спорный период отсутствовала, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Гениной Е.А. о взыскании оплаты сверхурочной работы.
Разрешая требования истца о взыскании недоначисленной доплаты за наличие у истца первой квалификационной категории и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствовался пунктом 2.3 Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ", согласно которому оклады медицинских работников учреждения увеличиваются при условии наличий квалификационной категории, в том числе для средних медицинских работников, имеющих высшую квалификационную категорию, на 1, 33, и исходил из отсутствия предусмотренных законом правовых оснований для взыскания недоначисленной доплаты за наличие квалификационной категории, поскольку согласно расчетным листкам за спорный период истцу ежемесячно начислялись выплаты за квалификационную категорию в размере 33% от оклада. При этом суд указал, что доводы истца о необходимости увеличения оклада на 133% являются несостоятельными, поскольку увеличение оклада на коэффициент 1, 33 равнозначно увеличению на 33%.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании недополученной надбавки к заработной плате за сложность, напряженность и особый режим работы, руководствуясь Положением об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ", условиями трудового договора, заключенного между сторонами, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности данных требований, поскольку надбавка за сложность, напряженность и особый режим работы Гениной Е.А. не была установлена ни по основному месту работы, ни по совместительству, приказы об установлении истцу указанной надбавки в спорный период работодателем не издавались, доказательств того, что истец имела право на установление такой надбавки, в материалы дела не представлено.
Также проанализировав расчетные листки истца за спорный период, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет оплаты работы в ночное время правильно производился ответчиком пропорционально количеству фактически отработанных часов в ночное время.
Установив, что Генина Е.А. привлекалась к работе по основному месту работы в праздничные дни в январе 2021 года - 48 часов, в феврале 2021 года - 8 часов, в марте 2021 года не привлекалась, в мае 2021 года - 32 часа, согласно расчетным листкам оплата указанных часов произведена работодателем в двойном размере, при этом, в расчет включены установленные для истца компенсационные и стимулирующие выплаты, суд первой инстанции пришел к выводу, что заработная плата истцу за работу в нерабочие праздничные дни в январе, феврале и мае 2021 год была начислена и выплачена ответчиком в полном объеме в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства.
Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными Минфином России в письме от 20 апреля 2021 года N, пришел к выводу о незаконности действий работодателя в части удержания налога на доходы физических лиц с произведенных истцу выплат по приказу Минздрава Красноярского края от 09 декабря 2009 года N-орг, и возложил на КГБУЗ "Ачинская МРБ" обязанность осуществить возврат истцу излишне удержанный за период с ноября 2020 года по октябрь 2021 года НДФЛ с выплат, произведенных на основании указанного выше приказа.
Установив нарушение трудовых прав истца со стороны работодателя, выразившееся в неполной выплате заработной платы в связи с незаконным удержанием НДФЛ, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (части 2, 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 94 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) при 36-часовой рабочей неделе не может превышать 8 часов, а при 30- часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.
В соответствии с частью 1 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.
Разделом IХ Перечня должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности", продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю установлена для медицинских работников, в том числе станций (отделений) скорой медицинской помощи, станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, отделений выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц - старшего врача станции (отделения) скорой медицинской помощи, станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи г.г. Москвы и Санкт-Петербурга; фельдшера или медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде станции (отделения) скорой медицинской помощи, станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи г.г. Москвы и Санкт-Петербурга; врача-психиатра, среднего и младшего медицинского персонала при работе по оказанию медицинской помощи и эвакуации граждан, страдающих психическими заболеваниями; среднего и младшего медицинского персонала при работе непосредственно по эвакуации инфекционных больных.
Согласно части 1 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей (часть 3 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" медицинским работникам предоставлено право на осуществление работы по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).
Как следует из содержания абзаца 4 подпункта "б" пункта 1 вышеуказанного постановления продолжительность работы по совместительству для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Положениями статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи (часть 2 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
По правилам статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Положениями статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г..N26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других" указано, что отсутствие в статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации прямого указания на применение при оплате работы в выходной или нерабочий праздничный день компенсационных и стимулирующих выплат не означает, что такие выплаты не подлежат начислению при расчете заработной платы за эти дни. Часть 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.
Соответственно, при привлечении работников... заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в пункте 11 которых предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тысяч рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тысяч рублей в месяц.
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг утверждены Виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края (Приложение N1 к приказу), в соответствии с пунктом 8.3 которого (приказом Минздрава Красноярского края от 5 апреля 2021 г. N22-н пункт 8.3 признан утратившим силу с 01 апреля 2021 г.) выплата по итогам работы работникам учреждений за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, работникам учреждений, осуществляющим забор биологического материала (мазок с носоглотки и зева (ротоглотки) для лабораторной диагностики на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 у пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, контактных лиц, определенных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача Красноярского края, осуществляется в следующих размерах: работникам, оказывающим скорую медицинскую помощь - среднему медицинскому работнику (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты) - 15 625 рублей в месяц.
Выплата, предусмотренная настоящим пунктом Порядка, предоставляется в период с марта 2020 года по март 2021 года и осуществляется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных местностях с особыми климатическими условиями (в редакции приказов Министерства здравоохранения Красноярского края от 13 июля 2020 г. N 23-н, от 31 июля 2020 г. N 27-н, от 9 октября 2020 г. N 41-н, от 30 октября 2020 г. N 51-н, от 25 ноября 2020 г. N 59-н, от 20 января 2021 г. N 4-н).
Выплата, предусмотренная настоящим пунктом Порядка, предоставляется работнику учреждения ежемесячно за фактически отработанное время из расчета месячной нормы рабочих часов (за исключением периодов отсутствия работника на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в отпуске и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в соответствии с занимаемой должностью (в редакции приказа Министерства здравоохранения Красноярского края от 31 июля 2020 г. N27-н).
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что истец осуществляла в спорный период совмещенную трудовую деятельность у истца на основании отдельных трудовых договоров с оплатой труда в соответствии со статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации; возможность работы по совместительству для данной категории работников не противоречит действующему законодательству; в спорный период ответчиком оплачена работа выполняемая Гениной Е.А, как по основному месту работы, так и по совместительству пропорционально отработанному времени; при отсутствии доказательств выполнения истцом в указанный период сверхурочной работы, судебные инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании с ответчика оплаты за сверхурочную работу.
Доводы кассационной жалобы об установлении истцу 36-часовой рабочей недели в силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм указанного правового акта.
В силу положений раздела IХ Перечня должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности", сокращенная продолжительность рабочей недели установлена только для определенных должностей с установленным характером и условиями труда. При этом занимаемая истцом должность - фельдшера скорой медицинской помощи фельдшерской выездной бригады ССМП в указанном разделе не поименована. С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений трудового законодательства при установлении истцу продолжительности рабочего времени.
Указание кассатора на то, что судом не исследовался вопрос кадровой обеспеченности КГБУЗ "Ачинская МРБ", наличии санитарно-гигиенических ограничений, не опровергают выводов судебных инстанций, поскольку возможность работы по совместительству с оплатой за фактически отработанное время (при этом продолжительность рабочего времени совместительства не должна превышать 1, 0 ставки рабочего времени каждой категории работника в учетный период) предусмотрена коллективным договором КГБУЗ "Ачинская МРБ", являвшимся предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы в указанной части по существу сводятся к несогласию с выводами суда в части установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, направлены на переоценку представленных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств, в связи с чем также не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Доводы кассационной жалобы о недоплате истцу ежемесячно выплаты за высшую квалификационную категорию являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены, поскольку с учетом положений локального акта работодателя оклад по занимаемой должности подлежал увеличению в 1, 33 раза, что равнозначно увеличению на 33%. При этом судом установлено, что истцу ежемесячно начислялись в спорном периоде выплаты за квалификационную категорию в размере 33%.
Иные доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку являлись предметом оценки судебных инстанций и были отклонены по мотивам приведенным в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на неверном толковании стороной истца приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, фактически не свидетельствуют о существенном нарушении судебными инстанциями норм материального и процессуального права, по существу сводятся к несогласию с выводами суда в части установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебных инстанций основанными на правильном применении положений трудового законодательства, соответствующими обстоятельствам дела, установленным по данному спору.
Вопреки доводам истца при разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела. Все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 15 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гениной Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.