Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Советского районного суда города Владивостока от 4 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 октября 2022 года, принятые по административному делу N 2а-806/2022 по административному иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя административного ответчика Федерального агентства лесного хозяйства Грущенко О.А, представителя Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Борисюк Н.В, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А. судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просил обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края произвести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Приморского края на общей площади 220 255, 4 га, в том числе в разрезе лесничеств: "адрес", в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (Министерство), вопреки требованиям лесного законодательства надлежащим образом не организовано проведение лесоустройства на землях лесного фонда Приморского края. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ материалы лесоустройства Приморского края, давность которых превышает 10 лет, по площади составляют 2 449 521 га, в том числе в разрезе лесничеств: "адрес" - 801 82, 7 га; "адрес" - 217 990 га; "адрес" - 235 073 га; "адрес" - 167 515, 4 га; "адрес" - 455 506, 2 га; "адрес" - 273 701, 2 га; "адрес" - 272 793, 3 га; "адрес" - 387 542, 0 га, "адрес" - 252 046, 7 га; "адрес" - 107 170, 5 га.
Ранее решением Советского районного суда города Владивостока от 25 июня 2019 года были удовлетворены исковые требования природоохранного прокурора о возложении обязанности на департамент лесного хозяйства Приморского края (министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края) произвести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите лесов на территории Приморского края. Материалы лесоустройства Приморского края, давность которых превышает 10 лет с учетом ранее вынесенного судебного решения по площади составляют 220 255, 4 га, в том числе в разрезе лесничеств: "адрес"
В порядке подготовки к судебному разбирательству по ходатайству административного истца судом первой инстанции 19 января 2022 года произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края на Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), а Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края привлечено по делу в качестве третьего лица (л.д.49).
Решением Советского районного суда города Владивостока от 4 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 октября 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено.
На Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) возложена обязанность провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Приморского края на общей площади 220 255, 4 га, в том числе в разрезе лесничеств: "адрес" в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
13 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Федерального агентства лесного хозяйства, поданная через Советский районный суд города Владивостока 10 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений как вынесенных с нарушением норм процессуального и материального права.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика ссылается на отсутствие в решении суда мотивированных выводов о несоответствии закону оспариваемых действий ответчика; на то, что суд возложил обязанность по устранению нарушений закона на Рослесхоз, не признав при этом действия ответчика незаконными. Обращает внимание, что прокурор в Рослесхоз с требованиями о включении спорных частей объектов лесоустроительных работ в план проведения лесоустройства не обращался. Кроме того, судом на ответчика возложена обязанность по проведению лесоустройства в отношении частей лесничеств, участковых лесничеств, что не предусмотрено Лесоустроительной инструкцией.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2023 года кассационная жалоба Федерального агентства лесного хозяйства передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явились представители административного истца, ответчика и заинтересованного лица по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности произвести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Приморского края в разрезе лесничеств Арсеньевское, Владивостокское, Верхне-Перевальнинское, Дальнереченское, Рощинское, указав, что в ходе проведенной Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что вопреки требованиям лесного законодательства ненадлежащим образом организовано проведение лесоустройства на землях лесного фонда Приморского края.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к основным принципам охраны окружающей среды законодатель относит охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) закреплены основные принципы лесного законодательства, к числу которых относятся устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов и т.д.
В соответствии со статьей 5 ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством. Проведение лесоустройства регулируется положениями главы 5 ЛК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ, лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
Согласно части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя, в том числе: таксацию лесов, проводимую согласно части 1 статьи 69.1 названного Кодекса для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии со статьей 69.2 ЛК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2021 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 января 2022 года осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, возложены на органы государственной власти РФ в области лесных отношений (п. 22 ст. 81 Лесного кодекса РФ).
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является органом государственной власти РФ, к полномочиям которого относится, в том числе, осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда (пункт 5.6 (1) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года).
В силу статьи 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
Согласно части 2 статьи 67 ЛК РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 N 122 утверждена лесоустроительная инструкция, устанавливающая правила проведения лесоустройства в границах лесных участков и лесничеств, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
В соответствии с пунктом 116 Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
Согласно пункту 117 Лесоустроительной инструкции, при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются отдельные ведомости по каждому направлению (охрана лесов, защита лесов, воспроизводство лесов) по лесным участкам, участковым лесничествам, лесничествам.
Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что периодичность проведения таксации лесов составляет: для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что законодателем определена необходимость постоянного проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз при истечении срока таксации 10 лет, поскольку устаревшие данные таксации, недостоверная информация о состоянии лесов снижают эффективность лесопользования, влекут непроведение либо несвоевременное проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах, создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
В результате проведенной Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что вопреки требованиям лесного законодательства ненадлежащим образом организовано проведение лесоустройства на землях лесного фонда Приморского края.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 июня 2019 года исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены. На Департамент лесного хозяйства Приморского края возложена обязанность провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Приморского края на общей площади 2 774 590, 93 га, в том числе в разрезе лесничеств: Арсеньевское - 77 201, 57 га; Владивостокское - 372 115 га; Дальнереченское - 170 490, 36 га; Кавалеровское - 471 040, 15 га; Сергеевское - 387 893, 8 га; Тернейское -1 030 599 га, Чугуевское - 265 251, 05 га, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Как установлено судами и следует из материалов дела по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ материалы лесоустройства Приморского края, давность которых превышает 10 лет, по площади составляют 2 449 521 га, в том числе в разрезе лесничеств: "адрес" га.
Исходя из приведенного правового регулирования, установив ненадлежащее проведение лесоустройства на землях лесного фонда Приморского края, что нарушает интересы Российской Федерации, создает угрозу благоприятной окружающей среде, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, учитывая, что проведение лесоустройства относится к переданным Российской Федерацией органам государственной власти РФ полномочиям, суды пришли к верному выводу о
наличии оснований для удовлетворения административного иска прокурора и возложении на Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обязанности по проведению лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на землях лесного фонда Приморского края.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 27 КАС РФ административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
Доводы кассационной жалобы о рассмотрении административного дела с нарушением правил подсудности были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно мотивированно отклонены. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку настоящее административное дело было принято Советским районным судом города Владивостока к своему производству с соблюдением правил подсудности, по месту нахождения административного ответчика Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, то оно должно быть им разрешено по существу даже в случае замены ненадлежащего ответчика на другое лицо.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что суды возложили обязанность по устранению нарушений закона на Рослесхоз, не признав при этом действия административного ответчика незаконными, не влечет отмену правильных по существу судебных актов, поскольку разрешая заявленный административный спор и возлагая соответствующую обязанность на Федеральное агентство лесного хозяйства, суд фактически установилнеисполнение им своей обязанности по своевременному проведению лесоустройства на территории Приморского края. При этом доказательств исполнения такой обязанности, совершения необходимых и своевременных действий по организации лесоустройства на территории Приморского края суду не представлено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Владивостока от 4 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства- без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.