Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кара-Мурза Владимира Владимировича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 сентября 2022 года (дело N 2а-1553/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 05 октября 2022 года (дело N 33а-5298/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Кара-Мурзы Владимира Владимировича к Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 40, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве об оспаривании действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя Кара-Мурзы В.В. по доверенности адвоката Прохорова В.Ю, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кара-Мурза В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа Участковой избирательной комиссии N40 района Замоскворечье города Москвы (далее по тексту - участковая избирательная комиссия, административный ответчик) в голосовании на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Замоскворечье в городе Москве вне помещения для голосования 09-11 сентября 2022 года.
Требования мотивированы тем, что он является обвиняемым по уголовному делу и содержится в СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве. До ареста зарегистрирован и проживал по адресу: "адрес" Он обратился в избирательную комиссию по месту регистрации с заявлением о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования в помещении СИЗО -5, однако в этом ему было отказано, чем нарушено его активное избирательное право.
Кара-Мурза В.В. просил обязать избирательную комиссию и ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве предоставить возможность проголосовать на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Замоскворечье в г. Москве вне помещения для голосования в течение 10-11 сентября 2022 года.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 сентября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 05 октября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Кара-Мурзы. В.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Кара-Мурзы В.В. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 09 февраля 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кара-Мурза В.В. зарегистрирован по адресу: "адрес" содержится под стражей в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по "адрес".
07 сентября 2022 года Кара-Мурза В.В. обратился с заявлением в участковую избирательную комиссию избирательного участка N 40 (по месту регистрации) с заявлением о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования по месту его пребывания в СИЗО-5 в дни голосования на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Замоскворечье 11 сентября 2022 года.
В ответ, председатель участковой избирательной комиссии Габескерия Г.Д. уведомил заявителя о том, что Следственный изолятор N 5 Водник ФКУ СИЗО -5 УФСИН России по г. Москве, располагается по адресу: "адрес", "адрес", и относится к территориальному избирательному участку N.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что избиратели, которые в день голосования находятся в местах временного пребывания, включаются в списки избирателей на участках, образованных в местах временного пребывания.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит позицию судов первой и апелляционной инстанций верной, основанной на правильном применении норм материального и процессуального права.
Конституцией Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве регулируются Законом города Москвы N 38 от 06 июля 2005 года "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы).
В соответствии с пунктом 18 статьи 2, пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления (пункт 4 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ).
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона (пункт 4 статьи 17 Федерального закона N67-ФЗ).
Если в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения, избиратели, участники референдума, которые будут находиться в день голосования в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (такие избиратели, участники референдума включаются в список избирателей, участников референдума в указанном порядке также в случае совмещения дня голосования на соответствующих выборах, референдуме с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления, местном референдуме) (пункт 17 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 16 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня (первого дня) голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Постановлением ЦИК России от 22.06.2022 N 87/728-8 утверждён Порядок подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах и референдумах в Российской Федерации, который применяется при проведении выборов и референдумов, официальное опубликование (публикация) решения о назначении которых состоялось после 1 июня 2022 года.
Пунктом 1.4. названного Порядка предусмотрено, что избиратели, участники референдума, которые в день (дни) голосования будут находиться в местах временного пребывания, вправе подать заявление в соответствии с Порядком.
Избиратели, участники референдума, которые в день (дни) голосования будут находиться в больницах или местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и которые не имели возможности подать заявление в соответствии с Порядком, а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, и избиратели, участники референдума, работающие вахтовым методом, не имевшие возможности подать указанное заявление, включаются в список избирателей, участников референдума в порядке, установленном пунктом 17 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ
В силу пункта 2.1 Порядка заявление о включении в список избирателей, участников референдума на участке, образованном в больнице или месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, может быть подано избирателем, участником референдума, который будет находиться в день (дни) голосования на этом участке, только в участковую избирательную комиссию, сформированную на том же участке, не ранее чем за 10 дней до дня (последнего дня) голосования и не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования.
Список избирателей по избирательному участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больница, санаторий, дом отдыха, место содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и другое место временного пребывания), составляется соответствующей участковой комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях - жителях города Москвы, представленных руководителем учреждения, где избиратель временно пребывает (пункт 8 статьи 10 Избирательного кодекса города Москвы).
Согласно пункту 5 статьи 14 Избирательного кодекса города Москвы в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания избирателей избирательные участки могут образовываться соответствующей территориальной комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с Городской комиссией - не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования. При проведении выборов в органы местного самоуправления эти участки в избирательные округа не входят.
С учётом приведенных норм федерального и регионального законодательства, суды обеих инстанций, по существу, обоснованно исходили из того, что активное избирательное право административного истца на участие в выборах органов местного самоуправления города Москвы не нарушено, поскольку Кара-Мурза В.В. имел возможность реализовать своё активное избирательное право на избирательном участке N 3641, на котором расположено ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку они не опровергают выводы судов, а сводятся к изложению правовой позиции административного истца, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
Несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 9 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кара-Мурзы. В.В.- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.