Апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 16 февраля 2023 г. по делу N 33а-70/2023
2-й Восточный окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Гордиенко Ю.А., судей Даутова М.Ф. и Леонтьева О.В., при секретаре судебного заседания Бондаренко М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-189/2022 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части "N" " ... " запаса Симухиной Юлии Владимировны об оспаривании действий Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека", Учреждение), связанных с начислением на именной накопительный счёт инвестиционного дохода не в полном размере, по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ Мирошниковой С.Б. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 21 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Гордиенко Ю.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебного акта, доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Симухина в период с 1 декабря 2006 года (дата заключения первого контракта о прохождении военной службы) по 18 июня 2020 года (дата исключения из списков личного состава воинской части) проходила военную службу по контракту в войсковой части "N" в воинском звании " "... "" (л.д. 16-19).
11 февраля 2020 года она была включена реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - Реестр) с датой возникновения основания для включения в Реестр - 1 декабря 2009 года. Открытый в этой связи 28 февраля 2020 года на её имя именной накопительный счёт (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), был закрыт 24 ноября 2020 года, она была исключена из Реестра в связи с увольнением с военной службы. При этом ФГКУ "Росвоенипотека" перечислило ей "... " рублей, включая инвестиционный доход в размере "... " рубля, который начислялся ей лишь с 1 квартала 2020 года (л.д. 45).
В порядке исполнения вступившего в законную силу решения Читинского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Симухиной, обязавшего Учреждение произвести расчёт, истребовать у Министерства обороны РФ и зачислить на её ИНС денежные средства, равные величине инвестиционного дохода за период с 1 декабря 2009 года по 11 февраля 2020 года, на ИНС Симухиной 7 июля 2022 года было зачислено "... " рублей, о чём сообщено административному истцу 26 сентября 2022 года (л.д. 16-19, 45, 3).
4 октября 2022 года, считая свои права нарушенными, Симухина через своего представителя по доверенности Захарченко И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила суд признать незаконными действия ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с зачислением на её ИНС инвестиционного дохода за период 1 декабря 2009 года по 11 февраля 2020 года в размере "... " рублей, то есть не в полном размере, обязать Министерство обороны РФ перечислить в Учреждение недоначисленный ей инвестиционный доход за указанный период в размере "... " рублей, а руководителя этого учреждения - перечислить ей указанную денежную сумму.
Решением Читинского гарнизонного военного суда 21 октября 2022 года административный иск удовлетворён. При этом суд возложил обязанность на ФГКУ "Росвоенипотека" определить сумму инвестиционного дохода, подлежащего начислению на ИНС Симухиной за период с 1 декабря 2009 года по 11 февраля 2020 года, в размере не менее "... " рублей и истребовать их от Министерства обороны РФ, которое обязал перечислить эту сумму на ИНС административного истца.
Суд также взыскал в пользу административного истца с Учреждения судебные расходы, понесённые им в ходе рассмотрения данного дела, в размере 300 рублей за уплату государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ Мирошникова С.Б. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, приводя в обоснование доводы, которые сводятся к следующему.
Читинский гарнизонный военный суд решением от 11 ноября 2021 года уже обязывал ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчёт инвестиционного дохода, причитающегося Симухиной за тот же период, и поскольку данное решение исполнено путём определения размера и зачисления этого дохода на её ИНС в сумме "... " рублей, по мнению автора жалобы, имелись основания для прекращения производства по настоящему административному делу, возбужденному по аналогичным требованиям административного истца.
Суд необоснованно возложил обязанность по учёту на ИНС Симухиной инвестиционного дохода на Министерство обороны РФ, которое в силу подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, является лишь главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание этого ведомства. При этом обязанность по ведению ИНС военнослужащих и истребованию средств для их пополнения через Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 24 сентября 2020 года N 477 возложена на ФГКУ "Росвоенипотека".
Получение военнослужащим недополученного инвестиционного дохода, имеющего внебюджетную природу, за счёт средств федерального бюджета, считает автор жалобы, действующим законодательством не предусмотрено и влечёт за собой ущерб Министерству обороны РФ и Российской Федерации.
Суд не принял во внимание, что ФГКУ "Росвоенипотека" не наделено полномочиями по установлению методологии и методики определения размера недополученного инвестиционного дохода за спорный период.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с чч. 4, 5, 6 ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ч. 4). Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта (ч. 5). Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год (ч. 6).
Согласно подп. "в" п. 2 ст. 10 Закона, одним из оснований для возникновения права на использование накоплений, учтённых на ИНС участника, является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Как определено ч. 2 ст. 13 Закона, после увольнения участника НИС с военной службы ИНС участника закрывается и его участие в накопительно-ипотечной системе прекращается. Порядок использования накопленных средств после закрытия ИНС участника определяется Правительством РФ.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пп. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 этого Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны РФ, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Из п. 5 указанных Правил следует, что регистрирующим органом для формирования и ведения реестра участников НИС является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя этого федерального органа.
Приказом Министра обороны РФ от 29 декабря 2020 года N 744 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ (далее - ДЖО МО РФ), который является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по формированию и ведению реестра участников НИС.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 года N 800 в ведении Министерства обороны РФ создано федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (ФГКУ "Росвоенипотека").
В силу подп. "в" п. 5 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N 655 (далее - Правила ведения ИНС), ИНС включает в себя в том числе сведения о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны РФ, соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта (п. 6 Правил ведения ИНС).
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС. Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений. При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте (п. 7 Правил ведения ИНС).
Основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом ИНС является исключение военнослужащего из реестра участников НИС (п. 8 Правил ведения ИНС).
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, также утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N 655 (далее - Правила формирования накоплений ИНС), расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств. Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки. Доход от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, учитывается на ИНС участников НИС по состоянию на последний день отчётного квартала, за который был получен доход.
Как следует из приказа Министра обороны РФ от 24 сентября 2020 года N 477 (ред. от 08.10.2021), утвердившим Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в ВС РФ, обязанность по ведению ИНС участников НИС и истребованию средств для их пополнения возложена на ФГКУ "Росвоенипотека".
Из приведённых правовых норм следует, что ФГКУ "Росвоенипотека" отвечает за ведение ИНС включённых в Реестр военнослужащих и, ежеквартально, по состоянию на последний день отчётного квартала, за который был получен инвестиционный доход, производит расчёт и распределяет на ИНС участников НИС суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление. Указанный доход напрямую зависит от поступления на их ИНС накопительных взносов, которые поступают, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия ИНС, а также от размера уже поступившего на ИНС участника НИС дохода от инвестирования. При этом ответственность за своевременное включение военнослужащих в Реестр участников НИС несут соответствующие должностные лица. Увольняемые с военной службы военнослужащие - участники НИС при наличии соответствующих оснований, перечисленных в ст. 10 Закона, имеют право на использование накоплений, учтённых на их ИНС. Учитывая равномерное распределение Учреждением участникам НИС инвестиционного дохода, полученного от инвестирования их накоплений, военнослужащие, включённые в Реестр в одно время, вправе рассчитывать на получение такого дохода на соответствующую отчётную дату в равном размере.
Как следует из материалов дела, Симухина, с 1 декабря 2006 года проходившая военную службу по контракту, имеющая воинское звание "прапорщик", в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона с 1 декабря 2009 года подлежала обязательному включению в Реестр участников НИС, в который в связи с несогласованными действиями должностных лиц Министерства обороны РФ она была включена лишь 11 февраля 2020 года с датой возникновения оснований для этого с 1 декабря 2009 года. При этом на её ИНС учёт накоплений и передача их в доверительное управление начали производиться Учреждением лишь с 1 марта 2020 года, а инвестиционный доход начислялся и учитывался с 1 квартала 2020 года. Инвестиционные накопления за период с декабря 2009 года по февраль 2020 года на её ИНС не начислялись. ИНС Симухиной был закрыт 24 ноября 2020 года в связи с исключением из Реестра по причине увольнения с военной службы. Будучи уволенной с военной службы по льготному основанию при наличии выслуги более 10 лет, Симухина приобрела право на получение накопительных взносов и дохода от инвестирования за период за период с 1 декабря 2009 года по 24 ноября 2020 года (дата закрытия её ИНС).
При этом поступившие на её ИНС накопительные взносы за период с 1 декабря 2009 года по 24 ноября 2020 года и доход от инвестирования за период с 1 квартала 2020 года по дату закрытия её ИНС в размере "... " рубля были выплачены ей 24 ноября 2020 года. Также, во исполнение решения Читинского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2021 года на её ИНС 7 июля 2022 года учтён инвестиционный доход в размере "... " рублей (л.д. 45).
Инвестиционный доход за период с 1 декабря 2009 года по 11 февраля 2020 года, начисляемый в силу п. 7 Правил формирования накоплений ИНС ежеквартально, то есть за период с 4 квартала 2009 года по 4 квартал 2019 года (за 1 квартал 2020 года доход от инвестирования Симухиной учтён), то есть по состоянию на 1 января 2020 года административному истцу не учитывался и Учреждением на её ИНС не начислялся.
Несвоевременное включение административного истца в Реестр повлекло за собой неполноту получения Симухиной дохода от инвестирования денежных средств, поступивших на её ИНС и, как следствие, нарушило её право, гарантированное п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона, на использование этих денежных средств в размере, аналогичном размеру инвестиционного дохода у других участников НИС, включённых в Реестр в одно с ней время.
При этом инвестиционный доход среднестатистического участника НИС с датой возникновения оснований для включения в Реестр в одно время с административным истцом, то есть в декабре 2009 года, согласно п. 60 Приложения N 7 Сведений о средствах, учтённых на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2020 года составил "... " рублей (данные сведения размещены на официальном интернет-сайте ФГКУ "Росвоенипотека").
При изложенных обстоятельствах гарнизонный военный суд пришёл к обоснованному выводу о наличии у административного истца права на получение инвестиционного дохода участника НИС за период с 1 декабря 2009 года по 11 февраля 2020 года в размере "... " рублей (то есть за вычетом "... " рублей, учтённых Учреждением на ИНС Симухиной) и правомерно удовлетворил административный иск.
Довод автора жалобы о наличии у суда оснований для прекращения производства по данному административному делу в связи с наличием вступившего в законную силу решения Читинского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2021 года, принятого, как указано в жалобе, по аналогичным требованиям административного истца, субъективны, и не влияют на правильность обжалуемого решения суда. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в указанном выше решении суда от 11 ноября 2021 года суд хоть и обязал Учреждение произвести расчёт инвестиционного дохода, причитающегося Симухиной за тот же период, однако не определилразмер этого дохода, что позволило должностным лицам исполнить этот судебный акт путём зачисления на ИНС Симухиной инвестиционного дохода в размере "... " рублей. Таким образом, размер инвестиционного дохода Симухиной ранее предметом судебного спора не являлся.
Кроме того, в силу ч. 5 ст. 310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно возложил обязанность по учёту на ИНС Симухиной инвестиционного дохода на Министерство обороны РФ, недостоверен и также не влияет на существо принятого по делу решения.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что гарнизонный военный суд в резолютивной части обжалуемого решения суда возложил обязанности: на Учреждение - определить сумму инвестиционного дохода, подлежащего зачислению на ИНС Симухиной в размере не менее "... " рублей и истребовать эти денежные средства установленным порядком от Министерства обороны РФ, а на Министерство обороны РФ - перечислить эти денежные средства на ИНС Симухиной (а не обязанность по учёту на ИНС Симухиной инвестиционного дохода, как указано в жалобе). Таким образом, возложенные обжалуемым решением суда обязанности в своей совокупности, не препятствуют соответствующему подразделению Министерства обороны РФ в порядке исполнения судебного акта перечислить денежную сумму, определённую решением суда, в ФГКУ "Росвоенипотека" для их учёта на ИНС Симухиной и дальнейшего перечисления Учреждением административному истцу. Кроме того, в случае затруднений исполнения решения суда при наличии к этому оснований Министерство обороны РФ не лишено возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке ст. 185 либо 189 КАС РФ.
Зачисление инвестиционного дохода административному истцу за прошлый период за счёт средств Министерства обороны РФ согласуется с разъяснениями, содержащимися в п. 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих в 2018 году, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
Утверждение автора жалобы о том, что выплата Симухиной недополученного инвестиционного дохода нанесет материальный ущерб как Минобороны России, так и Российской Федерации, ошибочно и не основано на нормах права
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что распределение Симухиной инвестиционного дохода за счёт инвестиционного дохода других участников НИС повлечёт за собой нарушение их прав.
С учётом изложенного остальные, приведённые в жалобе доводы, не влияют на существо принятого по делу решения, которое по приведённым выше основаниям является правильным.
Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые влекут безусловную отмену или изменение решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 21 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Симухиной Юлии Владимировны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны РФ Мирошниковой С.Б. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в кассационный военный суд.
Судья-председательствующий Ю.А. Гордиенко
Судьи: М.Ф. Даутов
О.В. Леонтьев
Мотивированное апелляционное определение
составлено: 17 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.