Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре
Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Яблоко" об оспаривании решения бюджетного учреждения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" на решение Нижегородского областного суда от 16 ноября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Яблоко" - ФИО1 судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Яблоко" (далее - ООО "Яблоко") обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением:
о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" N ОРС-52/2021/ 005553 от 1 декабря 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" N УРС-52/2021/003996 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 18 654 000 рублей по состоянию на 23 июля 2021 года;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 6 419 кв.м, расположенного по адресу: установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 сентября 2021 года в размере 7 440 000 рублей.
Определением Нижегородского областного суда от 28 февраля 2022 года административное исковое требование ООО "Яблоко" о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" N УРС-52/2021/003996 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 23 июля 2021 года в размере 18 654 000 рублей, выделено в отдельное производство.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N арендная плата за который исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N 326-13-566703/20 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 12 326 919, 22 рублей. Согласно отчету об оценке N 762/2021 от 9 ноября 2021 года, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр "Норматив" ФИО2 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 29 сентября 2021 года определена в размере 7 440 000 рублей.
9 ноября 2021 года административный истец обратился в государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, представив отчет об оценке N 762/2021 от 9 ноября 2021 года, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр "Норматив" ФИО3
Решением государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 1 декабря 2021 года N ОРС-52/2021/005553 было отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Административный истец полагает, что принятие вышеуказанного решения является незаконным и необоснованным.
Решением Нижегородского областного суда от 16 ноября 2022 года административное исковое заявление ООО "Яблоко" удовлетворено. Признано незаконным решение от 1 декабря 2021 года N ОРС-52/2021/005553 "Об отказе и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости". Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 сентября 2021 года в размере 7 440 000 рублей.
В апелляционной жалобе государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" просит отменить решение Нижегородского областного суда от 16 ноября 2022 года, полагая его незаконным и необоснованным.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Яблоко" - ФИО4 просила решение Нижегородского областного суда от 16 ноября 2022 года оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Яблоко" - ФИО5 оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Нормой части 1 статьи 245 КАС РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 которого основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 1 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Исходя из положений части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ), заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ). Следовательно, при оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (ч. 9 ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 года N П/0287 "Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме" утверждены форма уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению и требования к заполнению уведомления о поступлении заявления об установлении кадастровой стоимости и представляемых с ним документов в электронной форме; форма решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, требования к заполнению форм решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также требований к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной формате.
Согласно частям 10 - 13 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
В целях реализации предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 23 марта 2018 года N 253-р "О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка".
Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Функции и полномочия учредителя Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 10 сентября 2018 года N Сл-326-2766/18 утвержден устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка".
Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка", основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (п.2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п.2.3).
В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет, в том числе следующие основные виды деятельности:
определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;
предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке;
деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.
Из материалов дела следует, что ООО "Яблоко" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N
Следовательно, ООО "Яблоко", права и обязанности которого как арендатора и плательщика арендных платежей затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N 326-13-566703/20 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года. Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области, определенные по состоянию на 1 января 2020 и внесенные в ЕГРН, применяются с 1 января 2021 года. Согласно вышеуказанному приказу кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 12 326 919, 22 рублей.
Не согласившись с результатом определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N административный истец обратился в государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, с приложением отчета, составленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр "Норматив".
Согласно отчету об оценке N 762/2021 от 9 ноября 2021 года, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр "Норматив" ФИО6 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 29 сентября 2021 года определена в размере 7 440 000 рублей.
Решением государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 1 декабря 2021 года NОРС-52/2021/005553 было отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по тем основаниям, что при проведении оценки объекта недвижимости оценщиком были допущены нарушения федеральных стандартов оценки, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности.
Обжалуя указанное решение ООО "Яблоко"" исходило из того, что оно является незаконным и необоснованным, а отчет об оценке оценщика общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр "Норматив" ФИО7 от 9 ноября 2021 года N 762/2021 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Проанализировав положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд первой инстанции верно исходил из того, что процедура принятия оспариваемого решения административным ответчиком не нарушена, принято уполномоченным должностным лицом в соответствии с представленной ему компетенцией, с соблюдением установленного законом порядка и сроков.
Определением Нижегородского областного суда от 28 февраля 2022 года назначена судебная эксперта, ее проведение поручено экспертам ФБУ "Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", на разрешение экспертов поставлены следующие вопросы: соответствует ли отчет об оценке N762/2021 от 9 ноября 2021 года, составленный ООО "Экспертный центр "Норматив" требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, с указанием допущенных нарушений, в том числе существенных, повлиявших на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки? Если не соответствует, и допущенные нарушения являются существенными и повлияли на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, то определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 29 сентября 2021 года.
По результатам исследования экспертом сделан вывод о том, что в отчете об оценке N 889/2021 года, подготовленном оценщиком Скибиной Э.В, имеются нарушения требований федеральных стандартов оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, информация, использованная оценщиком, не является достаточной, а именно: выявлены несоответствия п. 5 ФСО N 3, п. 12 ФСО N 3. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 29 сентября 2021 года, составила 7 118 928, 00 рублей.
Вместе с тем, при проведении экспертизы экспертом не было принято во внимание, что в описании объекта-аналога N 2 усматривается несоответствие информации, указанной в объявлении и информации, указанной в заключении. По указанной ссылке открывается объявление по данному участку, где указан его кадастровый номер N, адрес и часть описания участка совпадают. В то же время по ссылке указано, что на участке расположены объекты капитального строительства (для целей пересмотра кадастровой стоимости участки оцениваются без объектов капитального строительства, расположенных на нем - п. 20 ФСО N 7. Площадь отличается от указанной в объявлении (11 701 кв.м, вместо 10 000 кв.м) Также отличается стоимость 40 000 рублей, вместо 12 000 000 рублей. Используя в расчетах аналог с противоречивыми характеристиками, эксперт допустил нарушение абз. 3 п. 5 раздела II ФСО N 3, согласно которому при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться, в том числе, следующих принципов: содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
В нарушение пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 299 эксперт необоснованно применят корректировку на торг для неактивного рынка (стр. 29 заключения). В заключении эксперта выявлено противоречие между обоснованием вводимой корректировки и примененной корректировкой.
Объект аналог N 3 согласно тексту объявления находится на территории завода "Красное Сормово", то есть земельный участок находится на закрытой территории, проезд к земельному участку осуществляется через другие участки или объезд, следовательно, проезд к участку может быть затруднен. Экспертом не учтена корректировка на наличие свободного доступа к участку, что является нарушением п. 22 ФСО N 7.
Для исключения имеющихся недостатков и установления реальной рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости определением Нижегородского областного суда от 7 октября 2022 года, с целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N и проверки представленного административным истцом отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Коллегия независимых оценщиков и экспертов".
По результатам исследования экспертом ООО "Коллегия независимых оценщиков и экспертов" Вородеевым С.В. представлено заключение от 27 октября 2022 года N16/ЭЗ/2022, в котором сделан вывод о том, что отчет об оценке, выполненный оценщиком ООО "Экспертный центр "Норматив" N 762/2021 от 9 ноября 2021 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, по состоянию на 29 сентября 2021 года, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка соответствует определенной оценщиком в отчете N 7629/2021 от 9 ноября 2021 года, то есть 7 440 000 рублей.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 29 сентября 2021 года в размере 7 440 000 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта ООО "Коллегия независимых оценщиков и экспертов" проведенной по делу экспертизы составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объекте оценки и доступных сведений об объектах-аналогах. В связи с этим данное заключение эксперта может быть положено в основу решения.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
Оценив заключение ООО "Коллегия независимых оценщиков и экспертов" ФИО8 от 27 октября 2022 года N16/ЭЗ/2022, по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", является ясным и полным, вывод эксперта не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что заключение эксперта ООО "Коллегия независимых оценщиков и экспертов" ФИО9 от 27 октября 2022 года N16/ЭЗ/2022 и отчет об оценке общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр "Норматив" ФИО10 от 9 ноября 2021 года N 762/2021 отвечают принципам относимости, допустимости и достоверности, они подтверждают итоговую величину рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на юридически значимую дату, в связи с чем находит решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости в вышеназванном размере законным и обоснованным.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании закона и выводов суда не опровергают, правовых оснований для отмены или изменения решения суда не содержат.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права судом первой инстанции при вынесении правильного по существу решения не допущено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы направление дела в экспертное учреждение до вступления определения суда в законную силу не повлекло принятия судом необоснованного и незаконного решения, в связи с этим судебная коллегия считает, что данный довод не может повлечь отмену законного решения.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены или изменения не усматривается.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского областного суда от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.