N 88-4703/2023
28 февраля 2023 года г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Осиповой С.К, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан на определение Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июля 2022 года по материалу N 13-5/2022 по заявлению Максимовой Татьяны Владимировны, Максимова Михаила Львовича о повороте исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Максимова Т.В. и Максимов М.Л. обратились с заявлением о повороте исполнения решения Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 3 августа 2020 года.
Определением Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2022 года, произведен поворот исполнения решения Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 3 августа 2020 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 декабря 2020 года, по гражданскому делу по заявлению прокурора Аксубаевского района Республики Татарстан к Максимовой Татьяне Владимировне, Максимову Михаилу Львовичу о взыскании денежных средств. Взысканы с Новичковой Анастасии Владимировны в пользу Максимовой Татьяны Владимировны денежные средства в размере 127 220, 31 руб. Взысканы с Шамшурина Александра Сергеевича в пользу Максимовой Татьяны Владимировны денежные средства в размере 151 585, 17 руб. Взысканы с Шрыковой Ангелины Петровны в пользу Максимовой Татьяны Владимировны денежные средства в размере 174 651, 20 руб. Возвращена Максимовой Татьяне Владимировне государственная пошлина в размере 3767, 28 руб, перечисленная в бюджет УФК по Республике Татарстан (Аксубаевское РОСП УФССП России по РТ, л/с N) чеком N от 10 февраля 2021 года. Возвращена Максимову Михаилу Львовичу государственная пошлина в размере 3767, 28 руб, перечисленная в бюджет УФК по Республике Татарстан (Аксубаевское РОСП УФССП России по РТ, N) чеком N от 10 февраля 2021 года.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июля 2022 года определение от 12 апреля 2022 года отменено в части возврата государственной пошлины и разрешен вопрос по существу, суд определилвозвратить Максимовой Татьяне Владимировне государственную пошлину в размере 3767, 28 руб, перечисленную в УФК по Республике Татарстан (Аксубаевское РОСП УФССП России по РТ, л/с 05111833720) чеком N от ДД.ММ.ГГГГ, возвратить Максимову Михаилу Львовичу государственную пошлину в размере 3767, 28 руб, перечисленную в УФК по Республике Татарстан (Аксубаевское РОСП УФССП России по РТ, л/с 05111833720) чеком N от ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в части возврата государственной пошлины, как незаконных.
Определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2023 года заявителю восстановлен срок на подачу кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами по настоящему делу.
Согласно Положению "О федеральном казначействе", утвержденному постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года N703, органы федерального казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов (п. 11 Положения) и финансируются за счет средств федерального бюджета (п.10 Положения утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703).
В соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Республике Татарстан, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 года N 316, Управление является территориальным органом Федерального казначейства, которое реализует в пределах своей компетенции полномочия и права Федерального казначейства, определяемые ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 N 21 н, ведет лицевые счета органов государственной власти (государственных органов), предназначенные для отражения операций, связанных с администрированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и не наделено полномочиями от имени соответствующих администраторов доходов бюджета принимать решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" поскольку главой 24.1 БК РФ не определено иное, в порядке, установленном статьей 242.3 БК РФ, производится исполнение судебных актов, возлагающих на федеральные казенные учреждения, органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, обязанность по возврату из федерального бюджета плательщикам излишне уплаченных сумм налогов и сборов, таможенных платежей и пошлин, начисленных на них пеней, штрафов и иных платежей, уплаченных в федеральный бюджет.
С учетом специфики такого денежного обязательства при его исполнении должник - администратор доходов федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства не платежный документ на перечисление средств, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, а поручение для осуществления возврата денежных средств из федерального бюджета в соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным полномочиям администратора доходов бюджета относится принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов.
Исходя из изложенного, Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан не является администратором дохода бюджета и не является уполномоченным органом, исполняющим обязанности в исполнительном производстве о взыскании в доход бюджета соответствующего уровня.
В соответствии с пп.5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пп.7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат суммы излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат этих сумм в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 333.40 НК РФ возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ, нормы которой регламентируют порядок зачета или возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм (статьи 78 и 79 НК РФ).
Из представленных чеков N, N усматривается, что денежные средства были перечислены в Аксубаевское РОСП УФССП России по РТ на л/с N(по учету денежных средств, поступающих во временное распоряжение), УФК по Республике Татарстан осуществляло казначейское сопровождение по зачислению денежных средств, а соответственно не являлось органом, на который возложено принятие решения о возврате государственной пошлины.
Из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 декабря 2020 года усматривается, что государственная пошлина с Максимова М. Л, Максимовой Т.В. взыскана в бюджет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан. При этом из обжалуемого определения не усматривается, исследовался ли судом вопрос возврата государственной пошлины непосредственно администратором дохода, не выяснялось у Аксубаевского РОСП УФССП России по РТ, куда были направлены государственные пошлины и в какой бюджет они были зачислены на момент рассмотрения заявления о повороте исполнения судебного акта.
Кроме того, УФК по Республике Татарстан не может быть вменено в обязанность, произвести возврат денежных средств зачисленных в бюджет муниципального образования, поскольку в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации Управление не вправе самостоятельно, без поручения соответствующего администратора доходов бюджета осуществлять возврат денежных средств, поступивших на их лицевые счета и перечисленные в доход соответствующего бюджета.
Более того, суд, указав на возврат государственной пошлины в пользу заявителей в указанной в определении формулировке "перечисленную в УФК по Республике Татарстан (Аксубаевское РОСП УФССП России по РТ)" не указал государственный орган, на котором лежит обязанность по возврату государственной пошлины, то есть вынес неисполнимое определение, без учета вышеизложенных доводов.
Ввиду изложенного, выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, они сделаны с нарушением вышеуказанных норм процессуального и материального права, без учета всех юридически значимых обстоятельств по данному делу, в связи с чем апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июля 2022 г. в части возврата Максимовой Т.В, Максимову М. Л. государственной пошлины, нельзя признать законным, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для его отмены в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июля 2022 года в части возврата Максимовой Т.В, Максимову М. Л. государственной пошлины отменить и направить дело в отменной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Татарстан.
В остальной части апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июля 2022 года оставить без изменения.
Судья С.К. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.