Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Ившиной Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 12 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 октября 2022 года по гражданскому делу N 2-1822/2022 по иску Яценко Ямилии Рашитовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о включении в стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии по старости, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
истец Яценко Я.Р. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (в настоящее время Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан) о включении в стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии по старости. В обоснование требований указано, что решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан N от 26 мая 2022 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости Яценко Я.Р. было отказано. Причиной отказа послужило отсутствие требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и по выводам Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан стаж Яценко Я.Р. лечебной деятельности составляет 28 лет 9 месяцев. Управлением исключены из специального стажа истца следующие периоды: с 01 апреля 2018 года по 03 июля 2019 года - медицинская сестра палатная (постовая) в отделении анестезиологии-реаниматологии для женщин в Автономной некоммерческой организации "Перинатальный центр" - 1 год 10 месяцев 21 день. Яценко Я.Р. не согласна с выводами пенсионного фонда по тем причинам, что трудовая деятельность в качестве медицинской сестры палатной (постовой) в отделении анестезиологии-реаниматологии для женщин в АНО "Перинатальный Центр" подтверждается записями в трудовой книжке и другими документами, связанными с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья граждан в вышеуказанных учреждениях.
Яценко Я.Р. по сегодняшний день продолжает добросовестно исполнять возложенные на неё обязанности, связанные с лечебной деятельностью. В связи с чем просит суд обязать ГУ ОПФР по РБ включить в стаж лечебной деятельности периоды трудовой деятельности с 01 апреля 2018 года по 03 июля 2019 года - медицинская сестра палатная (постовая) в отделении анестезиологии-реаниматологии для женщин в Автономной некоммерческой организации "Перинатальный центр" - 1 год 10 месяцев 21 день и назначить трудовую пенсию с момента обращения с заявлением с 04 марта 2022 года.
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 12 июля 2022 года исковые требования Яценко Ямилии Рашитовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о включении в стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии по старости, удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 октября 2022 года решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 12 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан ставится вопрос об отмене судебных актов, в части включения истцу в специальный стаж периодов работы.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 04 марта 2022 года Яценко Я.Р. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"; решением N 158 от 26 мая 2022 года в назначении пенсии ей отказано по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности.
Страховой стаж Яценко Я.Р. на 31 декабря 2021 года исчислен продолжительностью 28 лет 9 месяцев.
Решением N-д от 31 мая 2022 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости Яценко Я.Р. отказано по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности. На 31 декабря 2021 года продолжительность стажа лечебной деятельности исчислена продолжительностью 28 лет 8 месяцев 15 дней.
Ответчиком из специального стажа Яценко Я.Р. исключен период работы с 01 апреля 2018 года по 03 июля 2019 года в должности медицинской сестры палатной (постовой) в отделении анестезиологии- реаниматологии для женщин в Автономной некоммерческой организации "Перинатальный центр" продолжительностью 1 год 10 месяцев 21 день (организации с иной организационно-правовой формой постановлением Правительства РФ N 781 не предусмотрены).
Как установлено из трудовой книжки истца, в период с 01 апреля 2018 года по 03 июля 2019 года она работала в должности медицинской сестры палатной (постовая) в отделении анестезиологии-реаниматологии для женщин в Автономной некоммерческой организации по осуществлению деятельности здравоохранения "Перинатальный центр".
Согласно п. 1.12. Устава, утвержденного решением N 06-18 от 10 декабря 2018 года, АНО "Перинатальный центр" является медицинской организацией, осуществляющей профессиональную деятельность в сфере здравоохранения (медицинскую деятельность) по оказанию медицинской помощи, в том числе лечебное дело, и иную профессиональную деятельность по охране здоровья населения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, пришел к выводу об удовлетворении требований в части включения спорного периода работы истца в специальный стаж, поскольку Яценко Я.Р. работая в спорный период в должности медицинской сестры палатная (постовая) в отделении анестезиологии-реаниматологии для женщин в Автономной некоммерческой организации "Перинатальный центр", она непосредственно осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения. То обстоятельство, что Автономная некоммерческая организация "Перинатальный центр" не имела статуса учреждения здравоохранения, не должно влиять на право заявителя на включение периода ее работы в данном подразделении в специальный стаж лечебной деятельности. С учетом включения спорного периода работы Яценко Я.Р. продолжительностью 1 год 10 месяцев 21 день, необходимый 30-летний стаж, выработан только в 2021 году, в связи с чем требования истца о назначении ей досрочной пенсии с 04 марта 2022 года удовлетворению не подлежат.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что суд обратили внимание на то, что форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений - унитарных некоммерческих организаций, одной из которых является автономная некоммерческая организация, при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет. При этом судом первой инстанции было предложено стороне истца представить Устав Автономной некоммерческой организации "Перинатальный центр" для проверки доводов истца о том, что данное учреждение создано для осуществления лечебной деятельности по охране здоровья граждан и является медицинским учреждением. Так, согласно и. 1.12. Устава, утвержденного решением N 06-18 от 10 декабря 2018 года, Автономная некоммерческая организация "Перинатальный центр" является медицинской организацией, осуществляющей профессиональную деятельность в сфере здравоохранения (медицинскую деятельность) по оказанию медицинской помощи, в том числе лечебное дело, и иную профессиональную деятельность по охране здоровья населения (п. 3.1); полученная прибыль не подлежит распределению между учредителями организации (п. 4.5).
В карте специальной оценки условий труда графа о льготном пенсионном обеспечении не заполнена, однако самим работодателем сведения о кодах особых условий труда в сведения персонифицированного учета за Яценко Я.Р. предоставлены за спорный период.
Из трудовой книжки Яценко Я.Р. установлено, что она принята на основании приказа N ЛС от 01 апреля 2018 года на должность медицинской сестры палатной (постовой) в отделение анестезиологии-реаниматологии для женщин в Автономной некоммерческой организации по осуществлению деятельности здравоохранения "Перинатальный центр".
Кроме того, суду апелляционной инстанции в порядке ст. 327.1 ГПК Российской Федерации представлен приказ N от 01 апреля 2018 года о работе истицы в этом же отделении по совместительству в качестве медицинской сестры палатной (постовой). Таким образом, она вырабатывала более ставки по указанной должности. Из данных персонифицированного учета также следует, что в Автономной некоммерческой организации по осуществлению деятельности здравоохранения "Перинатальный центр" Яценко Я.Р. вырабатывала полный рабочий день.
Судом апелляционной инстанции в порядке ст. 327.1 ГПК Российской Федерации представлено штанное расписание Автономной некоммерческой организации по осуществлению деятельности здравоохранения "Перинатальный центр" из которого следует, что имело место обособленное отделение анестезиологии-реаниматологии для женщин на 6 коек, в штате имелись заведующий - 1 ставка, врач анестезиолог-реаниматолог - 6, 5 ставок, старшая медсестра - 1 ставка, медсестра-анастезист - 7 ставок, медсестра палатная (постовая) - 10 ставок. В материалы дела представлено положение об организации деятельности отделения анестезиологии-реаниматологии для женщин и должностная инструкция медсестры палатной (постовой) отделения анестезиологии-реаниматологии для женщин.
Суд апелляционной инстанции посчитал, выводы суда первой инстанции о том, что спорный период работы в качестве медсестры палатной (постовой) отделения анестезиологии- реаниматологии для женщин следует исчислять льготно являются обоснованными, сделаны с учетом данных персонифицированного учета о наличии выработки ставки рабочего времени по названной должности в самостоятельно выделенном отделении анестезиологии-реаниматологии для женщин.
Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, действующая на день подачи заявления истцом в органы Пенсионного фонда).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего медицинскую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по иску Яценко Я.Р. о проверке законности решений пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положения приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, не учли, не применили к спорным отношениям закон, подлежащий применению, и вследствие этого не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: стаж работы Яценко Я.Р. в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и наличие вследствие этого оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Вывод судебных инстанций о том, что периоды работы в АНО "Перинатальный Центр" подлежат включению в специальный медицинский стаж Яценко Я.Р, так как организационно-правовая форма АНО не должно влиять на право назначений досрочной пенсии, нельзя признать правомерным, поскольку этот вывод судов не основан на нормах закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Как следует из положений статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).
Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
Таким образом, главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что выделение учреждений и автономных некоммерческих организаций в качестве самостоятельных видов некоммерческих унитарных организаций основано на существенных различиях правового статуса, объясняющихся, в частности, особенностями их создания, закрепления имущества, и как следствие пределами ответственности некоммерческих организаций, в связи с чем, автономная некоммерческая организация не может являться учреждением.
Приведенные выше обстоятельства судебными инстанциями учтены не были, а при разрешении исковых требований Яценко Я.Р. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периодов ее работы с 01 апреля 2018 года по 03 июля 2019 года в должности - медицинская сестра палатная (постовая) в отделении анестезиологии-реаниматологии для женщин в Автономной некоммерческой организации "Перинатальный центр", судами допущено расширительное толкование норм, содержащихся в приведенных выше нормативных правовых актах.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Однако по настоящему делу оснований для применения к спорным правоотношениям разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации относительно периода работы истца в АНО "Перинатальный центр" судами не установлен, в связи с чем доводы кассационной жалобы, об отсутствии основания для включения в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы в АНО "Перинатальный центр", заслуживают внимание, поскольку АНО не относится к учреждению здравоохранения.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Исходя из анализа указанных норм материального права работа, предполагающая наличие врачебной профессии, специальности, при отсутствии предусмотренных законом условий (занятие определенной должности, в определенных учреждениях здравоохранения, определенных структурных подразделениях) права на досрочное пенсионное обеспечение не предоставляет.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, а также в Определении от 4 марта 2004 года N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода), при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, действительно, указал, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Однако в названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано на недопустимость ограничения пенсионных прав лиц, работающих в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, в зависимости от формы собственности такого учреждения (государственная, муниципальная или частная), т.е. речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения, в то время как в ходе рассмотрения дела установлено и истцом не оспаривается, что в спорный период она работала не в учреждении здравоохранения, а в автономной некоммерческой организации.
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшей в спорный период в организации, имеющей иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемого спорного периода работы в специальный стаж, если не установлены основания для применения к спорным правоотношениям разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Вследствие того, что судебными инстанциями приведенные нормативные положения к спорным отношениям не применены, обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно определялась ли в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в отношении занимаемых Яценко Я.Р. должностей в АНО "Перинатальный центр" тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы медицинского учреждения, профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, судами не устанавливались.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления об удовлетворении исковых требований в части включения спорных периодов, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости подлежат отмене, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения этих нарушений невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 12 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 октября 2022 года отменить в части включения в стаж лечебной деятельности Яценко Ямилии Рашитовны, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 01 апреля 2018 года по 03 июля 2019 года, в указанной части направить дело на новое рассмотрение в Салаватский городской суд Республики Башкортостан.
В остальной части оставить без изменения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.