Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 12 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Орловского муниципального округа Орловской области и Правительству Орловской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения представителя администрации Орловского муниципального округа Орловской области Маракшина А.В. и прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Орловского района Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Орловского муниципального округа Орловской области и Правительству Орловской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных исковых требований указывал, что прокуратурой Орловского района Орловской области по поручению прокуратуры Орловской области проведена проверка исполнения земельного законодательства в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой предоставляемых земельных участков многодетным семьям на территории Орловского муниципального округа Орловской области. По результатам проведенной прокуратурой Орловского района Орловской области проверки установлено, что всего с 2013 года многодетным семьям предоставлено 360 земельных участков, часть из которых не обеспечены системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и транспортной инфраструктуры, что не позволяет достигнуть целей государственной поддержки многодетных семей, поскольку реальная возможность реализовать право на улучшение жилищных условий им не предоставлена.
Ссылаясь на то, что меры по устранению нарушений действующего законодательства Российской Федерации и восстановлению прав многодетных семей, предпринятые ответчиками являются недостаточными и недейственными, а также на то, что до настоящего времени электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, устройство сети автомобильных дорог местного значения на земельных массивах, предназначенных для предоставления многодетным семьям в целях индивидуального жилищного строительства в Орловском районе не организованы, уточнив исковые требования, просил обязать Правительство Орловской области и администрацию Орловского муниципального округа Орловской области в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу в пределах возложенной компетенции осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и транспортной инфраструктуры, а именно обеспечить проезд в отношении земельных участков, выявленных при проведении указанной выше прокурорской проверки.
Решением Орловского районного суда Орловской области от 12 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 декабря 2022 года, требования прокурора Орловского района Орловской области удовлетворены частично. На Правительство Орловской области и администрацию Орловского муниципального округа Орловской области возложена обязанность в течение четырех лет со дня вступления решения суда в законную силу в пределах возложенной компетенции осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков, перечень которых приведен в решении Орловского районного суда Орловской области, системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и транспортной инфраструктуры.
В кассационной жалобе, поданной 18 января 2023 года через суд первой инстанции, Правительство Орловской области ставит вопрос об отмене судебных актов в части возложения на него обязанности осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение земельных участков системой инфраструктуры. Указывает, что при вынесении решения судом не была учтена позиция Правительства Орловской области, в соответствии с которой в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для предоставления многодетным семьям, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, реализация и финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры на территории Орловской области возможна в соответствии с программами по развитию и укреплению социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области, обеспечению условий и формированию комфортной среды проживания в Орловской области, порядком формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Орловской области, утвержденными соответствующими постановлениями Правительства Орловской области. Ссылается на то, что включение объектов капитального строительства муниципальной собственности в указанные программы и выделение субсидий из областного бюджета в соответствии с вышеуказанными постановлениями Правительства Орловской области осуществляется на основании заявок муниципальных образований с предоставлением полного пакета документов, в том числе, проектно-сметной документации.
Вместе с тем таких заявок и проектно-сметной документации от администрации Орловского муниципального округа Орловской области на финансирование строительства систем коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, системы транспортной инфраструктуры на вышеуказанных земельных участках не поступало. В связи с этим полагает, что права многодетных семей на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе, со стороны органов исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, ответственных за реализацию вышеуказанных программ, и со стороны Правительства Орловской области не нарушены.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Орловском муниципальном округе Орловской области с 2013 года многодетным семьям, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, передано бесплатно в собственность 360 земельных участка для индивидуального жилищного строительства.
Прокуратурой Орловского района Орловской области по поручению прокуратуры Орловской области проведена проверка исполнения земельного законодательства в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой предоставляемых земельных участков многодетным семьям на территории Орловского муниципального округа Орловской области.
В ходе проведенной проверки выявлено, что часть земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, не обеспечена системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктурой, что не позволяет достигнуть целей государственной поддержки многодетных семей. Перечень земельных участков приведен в решении суда первой инстанции.
Главе Орловского района Орловской области 9 января 2018 года и 18 декабря 2019 года внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения земельными участками многодетных семей.
Между тем, реальных мер к устранению выявленных нарушений не принято, земельные участки необходимыми объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры, не оснащены.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения требований прокурора Орловского района Орловской области и возложения на Правительство Орловской области и администрацию Орловского муниципального округа Орловской области в пределах своей компетенции обязанности по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков в границах земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и системой транспортной инфраструктуры, установив разумный срок для исполнения принятого решения.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее также - Указ N 600) Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В подпункте "а" пункта 2 данного Указа предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Орловской области указанные вопросы регламентированы Законом Орловской области от 10 ноября 2015 года N 1872-ОЗ "Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области" (далее также - Закон Орловской области N 1872-ОЗ).
В статье 6 указанного Закона предусмотрено, что многодетным семьям бесплатно предоставляются земельные участки: Правительством Орловской области - из земель, находящихся в собственности области; органами местного самоуправления городских округов, муниципальных округов Орловской области - из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территориях городских округов, муниципальных округов Орловской области, а также земель, находящихся в муниципальной собственности городских округов, муниципальных округов Орловской области; органами местного самоуправления городских поселений Орловской области - из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территориях городских поселений Орловской области, а также земель, находящихся в муниципальной собственности городских поселений Орловской области; органами местного самоуправления муниципальных районов Орловской области - из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территориях сельских поселений Орловской области, входящих в состав соответствующего муниципального района Орловской области, а также земель, находящихся в муниципальной собственности муниципальных районов Орловской области; органами местного самоуправления сельских поселений Орловской области - земель, находящихся в муниципальной собственности сельских поселений Орловской области.
В соответствии с пунктом 7 Комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1119-р, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372 утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, которыми даны рекомендации по обеспечению предоставляемых земельных участков объектами инфраструктуры (далее - Методические рекомендации).
Несмотря на требования, предусмотренные пунктом 20 Методических рекомендаций, Законом Орловской области от 10 ноября 2015 года N 1872-ОЗ, не установлен порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей.
В подпунктах 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего в период вынесения обжалуемых судебных актов, установлено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Аналогичные положения содержаться в Федеральном законе от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (пункты 49, 62 части 1 статьи 44), вступившего в силу в полном объеме с 1 января 2023 года.
В силу пунктов 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В тоже время, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, которая в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1119-р, а также Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372).
Нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями действующего в настоящее время Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", и ранее действовавшего Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, утверждения порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых не является Российская Федерация, подписания в случаях и порядке, установленных федеральными законами, соглашений о защите и поощрении капиталовложений и дополнительных соглашений к ним, а также принятия решений о расторжении соглашений о защите и поощрении капиталовложений и об урегулировании вытекающих из них споров относиться к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального
бюджета), (пункты 49, 62 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации").
Понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
В соответствии с Уставом (Основной Закон) Орловской области от 26 февраля 1996 года N 7-ОЗ и статьей 10 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 года N 1683-ОЗ "О Правительстве Орловской области" Правительство области является высшим исполнительным органом государственной власти Орловской области и в пределах своих полномочий, установленных Уставом (Основным Законом) Орловской области, законами Орловской области, участвует в проведении единой государственной политики в сферах, в том числе, социального обеспечения, безопасности дорожного движения, осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Орловской области, законами области, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Орловской области Правительство Орловской области участвует в решении задач органов местного самоуправления (статья 36 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 года N 1683-ОЗ "О Правительстве Орловской области").
Суды обоснованно исходили из того, что в силу вышеприведенных норм вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением системой коммунальной и транспортной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, относятся к ведению как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органа местного самоуправления, при этом органы власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации в рамках предоставленных им полномочий.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, которые исчерпывающе мотивированы, основаны на установленных обстоятельствах, по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и соответствуют приведенным нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, исходя из системного анализа которых следует, что обязанность по организации обеспечения объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом административными ответчиками допущено бездействие по неосуществлению мер, направленных на обеспечение выделенных многодетным семьям земельных участков коммунальной инфраструктурой в сферах газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктурой. Между тем законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, органы государственной власти субъекта обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что права многодетных семей на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе, со стороны Правительства Орловской области не нарушены, противоречат приведенным выше законоположениям, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Ссылка в жалобе на отсутствие со стороны администрации Орловского муниципального округа Орловской области заявок на финансирование строительства систем коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры на сформированных на земельных участках предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, при изложенных обстоятельствах и с учетом приведенных выше законоположений на правильность выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, не влияет.
Вопреки доводам кассационной жалобы все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 12 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 8 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Орловской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.