Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А.
судей Спрыгиной О.Б, Балашова А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело с применением видеоконференц-связи "ВидеоМост" по иску закрытого акционерного общества "Белкар", Ушаковой ГН к Управлению природопользования Белгородской области (Управлению лесами Белгородской области), МТУ Росимущество в Курской и Белгородской областях, Телятнику ВС о признании незаконными и недействительными договора аренды лесного участка, о прекращении записи в сведениях ЕГРН о земельном участке и взыскании компенсации морального вреда.
по кассационной жалобе Министерства природопользования Белгородской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 11 октября 2022 года
заслушав докладчика по делу судью Спрыгину О.Б, выслушав объяснения представителя ЗАО "Белкар" - Красноперова А.Н, действующего на основании доверенности от 26 сентября 2022 года, просившего в удовлетворении кассационной жалобы отказать, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ЗАО "Белкар" и Ушакова Г.Н. обратились в суд с иском к Управлению природопользования Белгородской области (Управлению лесами Белгородской области), МТУ Росимущество в Курской и Белгородской областях, Телятнику ВС о признании незаконными и недействительными договора аренды лесного участка, о прекращении записи в сведениях ЕГРН о земельном участке и взыскании компенсации морального вреда.
Просили признать недействительными результаты межевания по определению границ лесного участка с кадастровым номером N, общей площадью 24000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
прекратить право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером N, общей площадью 24 000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
признать недействительным договор аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства N от 24.03.2021 и акт приема-передачи лесного участка от 24.03.2021 с кадастровым номером N, общей площадью 24 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", ОКУ "Борисовское лесничество", квартал 104, часть выделов "адрес";
прекратить запись о регистрации договора аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства N от 24.03.2021 г. и акт приема-передачи лесного участка от 24.03.2021 с кадастровым номером N, общей площадью 24 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", ОКУ "Борисовское лесничество", квартал 104, часть выделов "адрес"
исключить сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 24 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
установить границы земельного участка площадью 2, 4 га с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с данными межевого плана от 04.03.2019, подготовленного кадастровым инженером Субботиным А.Ю, взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу Ушакова Г.Н. компенсацию морального вреда в сумме 200 000 руб.
Решением Борисовского районного суда Белгородской области от 5 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 11 октября 2022 года, исковые требования ЗАО "Белар" удовлетворены частично.
Признаны недействительными результаты межевания по определению границ лесного участка с кадастровым номером N, общей площадью 24 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Прекращено право собственности Российской Федерации на лесной участок кадастровым номером N, общей площадью 24 000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Признан недействительным договор аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства N от 24 марта 2021 г. и акт приема-передачи лесного участка от 24 марта 2021 г. кадастровым номером 31:14:1001004:69, общей площадью 24 000 кв.м, расположенный адресу: "адрес"
Прекращена запись о регистрации договора аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства N от 24.03.2021 г. и акт приема-передачи лесного участка 24 марта 2021 г. с кадастровым номером 31:14:1001004:69, общей площадью 24 000 кв расположенный по адресу: "адрес"
Исключены сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 24 000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Установлены границы земельного участка площадью 2, 4 га, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с данными межевого плана от 04.03.2019 подготовленного кадастровым инженером Субботиным А.Ю.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство Природопользования Белгородской области оспаривает законность судебного акта апелляционной инстанции по основаниям несоответствия выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм процессуального права.
Проверив законность оспариваемых судебных актов, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия находит основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда.
В соответствии с п. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела допущены судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Исполнительного комитета Белгородского областного Совета депутатов трудящихся от 25.07.1971 N на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 21.07.1971 N-р произведен отвод 2, 5 га земель гослесфонда Грайворонского лесхоза заводу "Сокол" в постоянное пользование для строительства базы отдыха (без права вырубки леса).
В последующем, на основании постановления главы администрации Борисовского района от 20.10.1993 N ЗАО "Белкар" выдан государственный акт на право бессрочного пользования землей площадью 2, 4 га для размещения базы кратковременного отдыха.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 9 августа 2010 г. за ЗАО "Белкар" признано право собственности на нежилые здания и один жилой домик, расположенные на указанном земельном участке.
По договору купли-продажи от 12 сентября 2011 г. Ушакова Г.Н. приобрела указанный жилой домик, а 10 октября 2011 г. за ней зарегистрировано право собственности на него.
Распоряжением администрации Белянского сельского поселения муниципального района "Борисовский район" от 19 октября 2011 г. N 192-р, в целях проведения учета организаций различных форм собственности, земельных участков и домовладений физических лиц, находящихся на территории сельского поселения, жилому дому, принадлежащему Ушаковой Г.Н. присвоен адрес: "адрес".
Распоряжением администрации Борисовского района от 15 июня 2016 г, земельный участок площадью 2400 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" отнесен к категории земель - земли лесного фонда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 6 апреля 2017 г. указанное распоряжение признано недействующим.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 2 октября 2017 г, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 декабря 2017 г. и кассационным постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 марта 2018 г, признано незаконным бездействие администрации Борисовского района, выразившееся в не рассмотрении заявления ЗАО "Белкар" об установлении категории земель, к которым относится земельный участок площадью 2, 4 га, расположенный в "адрес".
Во исполнение судебных решений распоряжением администрации Борисовского района от 27 декабря 2017 г. N-р указанный земельный участок отнесен к категории земель "земли населенных пунктов".
На основании протестов прокурора Борисовского района от 11 января 2021 г, распоряжениями администрации Борисовского района от 29 января 2021 г. и администрации Белянского сельского поселения от 4 февраля 2021 г. отменены распоряжения об отнесении земельного участка к определенной категории от 27 декабря 2017 г. N-р и о проведении нумерации от 19 октября 2011 г. N-р.
Решением Борисовского районного суда Белгородской области от 14 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 21 декабря 2021 г, распоряжение администрации Борисовского района от 29 января 2021 г. N-р об отмене распоряжения администрации Борисовского района от 27 декабря 2017 г. N-р "Об отнесении земельного участка к землям определенной категории", а также распоряжение администрации Белянского сельского поселения муниципального района " "адрес"" об отмене распоряжения администрации Белянского сельского поселения от 19 октября 2011 г. N-р "О проведении нумерации", признаны незаконными.
Вышеуказанными судебными постановлениями установлено, что земельный участок с кадастровым номером 31:14:1004001:212, на момент его предоставления не мог относиться к землям лесного фонда и изначально был включен в черту населенного пункта "адрес".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8, 22, 60.2, 43, 26 Федерального закона от 13 июня 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. ст. 8, 11, 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ст. ст. 6, 7, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, установив, что земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес", данный лесной участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в границах земельного участка с кадастровым номером N, который относится к категории земель - земли населенных пунктов и пришел к выводу о незаконном образовании земельного участка с кадастровым номером N путем раздела земельного участка с кадастровым номером N - категория земель: земли лесного фонда, который полностью накладывается на земельный участок, принадлежащий ЗАО "Белкар", частично удовлетворив заявленные исковые требования.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку они сделаны с нарушениями норм процессуального права, выразившимися в следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом N 201-ФЗ.
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона NN 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 1 января 2016 года, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.
Между тем суды первой и апелляционной инстанции, разрешая спор по существу, не исследовали имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора обстоятельства образования спорного земельного участка, его фактическое использование, основания возникновение права частной собственности на данный земельный участок, а также добросовестность приобретателя. Судом не установлены правовые основания приобретения земельного участка Ушаковой Г.Н. и не исследованы правоустанавливающие документы, подтверждающие право истца на спорный земельный участок в указанных ею границах и площади, доказательства, подтверждающие существование на местности границ земельных участков 15 и более лет в материалах дела отсутствуют.
В кассационной жалобе Министерства природопользования Белгородской области указано на то, что не земельный участок с КН:64 накладывается на земельный участок с КН:212, а наоборот. В соответствии с заключением кадастрового инженера Субботина А.Ю. в межевом плане от 04.03.2019г. земельный участок с КН: 212 полностью накладывается на земельный участок с КН:64 и расположены за границами населённого пункта "адрес" сельского поселения муниципального района "Борисовский район" Белгородской области. Документами, представленными министерством природопользования подтверждается, что отвод земельного участка с КН:212 производился из земель лесного фонда и никогда не входил в земли населенных пунктов.
Указанные юридически значимые по делу обстоятельства судом не устанавливались, оценка им не дана.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
В настоящем случае выяснение вопроса наличия или отсутствия пересечения земельных участков, причину, историческое формирование исходных земельных участков и за счет каких земель имеет значение для правильного разрешения спора и достижения иных целей гражданского судопроизводства, определенных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, без использования специальных знаний невозможно.
Допущенные судом первой инстанции нарушения не исправлены судом апелляционной инстанции
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса. Аналогичные положения содержаться в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной".
С учетом изложенного судебная коллегия суда кассационной инстанции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, состоявшееся по делу апелляционное определение не отвечают требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит отмене с направлением дела в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, установив круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 11 октября 2022 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.