Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2022 года по административному делу N 2а-2901/2022 по административному исковому заявлению Сангинова Умара Саидовича о признании незаконным решения УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об аннулировании патента, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сангинов У.С. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее также - Управление) об аннулировании патента от 20 мая 2022 года, возложении обязанности отменить данное решение.
В обоснование иска указано, что оспариваемым решением, принятым в соответствии с подп. 10 п. 9 ст. 18 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", аннулирован выданный истцу 02 июля 2021 года патент в связи с непредоставлением медицинских документов. Однако истец прошел все необходимые процедуры, нарушения миграционного законодательства не допускал.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2022 года, административный иск удовлетворен. Оспариваемое решение признано незаконным. На УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Сангинова У.С. путем восстановления патента. С Управления в пользу Сангинова У.С. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе, поданной 20 января 2023 года, Управление просило отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. По мнению административного ответчика, судами неправильно применены нормы материального права. Поскольку закон не имеет обратной силы, постольку вступившие в силу с 01 марта 2022 года изменения об увеличении срока действия медицинских заключений для иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, с трех до 12 месяцев не распространяются на медицинское заключение, полученное истцом 21 апреля 2021 года. В период с 22 июля по 22 августа 2021 года истец повторное медицинское освидетельствование не прошел, подтверждающие документы в уполномоченный орган не представил; указанное освидетельствование истец не прошел и в течение 30 календарных дней с момента въезда в Российскую Федерацию 13 января 2022 года. Поэтому оспариваемое решение является законным.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении административного дела не допущено.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (ч. 1 и 3 ст. 17 и ст. 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ). В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Сангинов У.С, "данные изъяты" года рождения, является гражданином "данные изъяты" "данные изъяты".
02 июля 2021 года истцу выдан патент. До получения патента 21 апреля 2021 года он прошел медицинское освидетельствование и получил медицинское заключение.
01 декабря 2021 года Сангинов У.С. выехал из Российской Федерации и 13 января 2022 года вновь въехал в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности.
Решением УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 мая 2022 года N 206 аннулирован патент, ранее выданный Сангинову У.С, на основании подп. 10 п. 9 ст. 18 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) в связи с отсутствием сведений об имеющихся действительных документах, подтверждающих прохождение медицинского освидетельствования (Сангинов У.С. не представил в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию выданные по результатам медицинского освидетельствования медицинские документы и сертификат).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что на дату въезда истца в Российскую Федерацию (13 января 2022 года) срок действия медицинских документов, выданных истцу 21 апреля 2021 года и послуживших основанием для выдачи патента, не истек.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 2 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выдачи истцу патента) для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявление о выдаче патента и иные документы, в числе которых документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданные по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
В соответствии с подп. 2 п. 22 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ патент иностранному гражданину не выдается и не переоформляется, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии обстоятельств, предусмотренных подп. 1-10, 15 п. 9, п. 9.1, 9.2 и подп. 1 п. 9.7, п. 9.8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.
На основании подп. 10 п. 1 ст. 18 Закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выдачи истцу патента) разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае, если данный иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
На момент принятия оспариваемого решения подп. 10 п. 1 ст. 18 Закона N 115-ФЗ предусматривал аннулирование выданного иностранному гражданину разрешения на работу, если он является потребителем наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", либо не представил в установленный срок выданные по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в медицинских организациях, находящихся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, медицинские документы и сертификат.
Согласно п. 18, 19 ст. 5 Закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей как на момент взъезда истца в Российскую Федерацию (13 января 2022 года), так и на момент принятия оспариваемого решения (20 мая 2022 года)) иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, за исключением лиц, прошедших медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или Федеральным законом "О беженцах", и имеющих действительные документы, подтверждающие прохождение медицинского освидетельствования, обязаны пройти медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане, указанные в п. 18 ст. 5 Закона N 115-ФЗ, в течение тридцати календарных дней со дня истечения срока действия медицинских документов, подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования, предусмотренного настоящим Федеральным законом или Федеральным законом "О беженцах", обязаны повторно пройти медицинское освидетельствование, предусмотренное п. 18 ст. 5 Закона N 115-ФЗ, и представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, либо через подведомственное предприятие или уполномоченную организацию документы об отсутствии факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, медицинские документы об отсутствии у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
На момент прохождения истцом медицинского освидетельствования (21 апреля 2021 года) действовал Приказ Минздрава России от 29 июня 2015 года N 384н "Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний", который устанавливал, что сертификат и медицинское заключение действительны в течение трех месяцев с даты их выдачи.
Вместе с тем Минздрав России на официальном интернет-сайте https://minzdrav.gov.ru разъяснял, что этот срок установлен для передачи документов в территориальные органы внутренних дел и ни в коем случае не означает необходимость прохождения освидетельствования один раз в три месяца.
С 01 марта 2022 года действует Приказ Минздрава России от 19 ноября 2021 года N 1079н "Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования, включая проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме иностранного гражданина или лица без гражданства наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и их метаболитов, на наличие или отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), формы бланка и срока действия медицинского заключения об отсутствии факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также формы, описания бланка и срока действия медицинского заключения о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих", согласно которому сертификат и медицинские заключения действительны в течение 12 месяцев с даты их выдачи.
С 14 июля 2022 года в ст. 5 Закона N 115-ФЗ предусмотрена обязанность иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, пройти медицинское освидетельствование в течение 30 календарных дней со дня въезда, за исключением тех, которые не позднее одного года, предшествующего дню въезда в Российскую Федерацию, прошли медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных Законом N 115-ФЗ или Федеральным законом "О беженцах".
В связи с тем, что выданные Сангинову У.С. медицинское заключение и сертификат не содержали сведений о сроке их действия, а на момент принятия оспариваемого решения действовал Приказ Минздрава России от 19 ноября 2021 года N 1079н, который увеличил срок действия медицинских документов с трех до 12 месяцев; по состоянию на 13 января 2022 года у истца имелся действующий патент, им ежемесячно уплачивался налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку оспариваемое решение было принято без полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств и лишь формально соответствовало закону.
Доводы жалобы о том, что истец не прошел медицинское освидетельствование в период с 22 июля по 22 августа 2021 года и не представил соответствующие документы в уполномоченный орган, подлежат отклонению, так как данные обстоятельства основанием принятия оспариваемого решения не являлись.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций. Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено.
Предусмотренных ст. 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.