Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-53/2022 по иску Тимербаевой Райли Мавлитовны к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, выплатить недополученную заработную плату, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тимербаева Р.М. обратилась в суд с иском к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" (далее - МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие"), в котором просила возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет заработной платы за период с 01 января 2021 года по 20 октября 2021 года в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения; выплатить недополученную заработную плату за период с 01 января 2021 года по 31 июля 2021 года в размере 218 612 руб. 12 коп, за период с 01 августа 2021 года по 20 октября 2021 года в размере 76 662 руб. 10 коп. (без учета 13% НДФЛ и 1% профсоюзных взносов); взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб.; почтовые расходы, связанные с подачей искового заявления.
В обоснование требований указала, что с 29 октября 2019 года по 20 октября 2021 года работала в МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" в должности кондуктора. За период с 01 января 2021 года по 20 октября 2021 года заработная плата ей выплачивалась не в полном объеме, так как пункт 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы предусматривает, что размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации. Размер ее минимальных гарантий по заработной плате составляет 17 908 руб. 53 коп, что меньше предусмотренного Отраслевым соглашением.
Решением Нефтеюганского районного суда от 29 марта 2022 года, с учетом дополнительного решения Нефтеюганского районного суда от 13 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 ноября 2022 года, исковые требования Тимербаевой Р.М. удовлетворены частично.
На МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" возложена обязанность произвести перерасчёт заработной платы Тимербаевой Р.М. с 01 января по 20 октября 2021 года и выплатить ей недоплаченную заработную плату в сумме 300 647 руб. 68 коп. (без учёта НДФЛ 13% и профсоюзного взноса 1%).
С МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" в пользу Тимербаевой Р.М. взысканы компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. и 344 руб. 78 коп. в возмещение понесённых судебных расходов, всего взыскано 5 344 руб. 78 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" взыскана государственная пошлина в доход бюджета города Нефтеюганск в размере 6 506 руб. 48 коп.
В кассационной жалобе МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Тимербаевой Р.М. и письменные пояснения МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" на возражения Тимербаевой Р.М.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что имеются основания, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 29 октября 2019 года между МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" и Тимербаевой Р.М. заключен трудовой договор N 33, в соответствии с которым истец с 01 ноября 2019 года принята на работу кондуктор автобуса. Трудовым договором предусмотрена часовая тарифная ставка 66 руб. 55 коп, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 50%, районный коэффициент к заработной плате 70% в месяц, суммированный учет рабочего времени.
24 декабря 2019 года Федеральной службой по труду и занятости зарегистрировано Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее по тексту Отраслевое соглашение).
Данное отраслевое соглашение вступило в силу с 01 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года.
Из пункта 1.7. Отраслевого соглашения следует, что региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями Отраслевого соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и Отраслевым соглашением, являются недействительными.
Согласно пункту 3.1. Отраслевого соглашения, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации.
В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1. Отраслевого соглашения.
Пунктом 3.2. Отраслевого соглашения определено, что среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трёхкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием, согласно которой коэффициент заработной платы кондуктора автобуса к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации составляет 2, 0, при этом минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
При заключении контракта в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2019 года N 158 "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" размер месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, кондуктора, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, не должен быть ниже, чем размер минимальных гарантий по заработной плате, определённый в настоящем пункте (таблица 1).
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 февраля 2021 года N 29-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2021 год" прожиточный минимум для трудоспособного населения установлен в размере 17 500 руб.
Приказом МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" от 30 декабря 2020 года N 618 установлена базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в размере 12 792 руб. в месяц.
Приложением N 3 к вышеуказанному приказу с 01 января 2021 года для кондукторов автобуса установлена месячная тарифная ставка (оклад) в размере 17 908 руб. 80 коп, часовая тарифная ставка при 40-часовой рабочей неделе - 108 руб. 98 коп. и часовая тарифная ставка при 36-часовой рабочей неделе 121 руб. 11 коп. 36 часов.
В целях проверки на соответствие заработной платы истца за январь-сентябрь 2021 года условиям Отраслевого соглашения судом назначалась бухгалтерская экспертиза, проведение которой поручено ООО "Оценка и консалтинг".
Согласно заключению эксперта ООО "Оценка и консалтинг" от 25 февраля 2022 года N 100-БЭ/2021 заработная плата Тимербаевой Р.М. без учёта компенсационных выплат не соответствует положениям пункта 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы за период с 01 января по 31 июля 2021 года, так как фактически начисленные ежемесячные выплаты по заработной плате работника за норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности) без учёта компенсационных выплат меньше минимального гарантированного размера месячной заработной платы, указанного в пункте 3.2 Отраслевого соглашения, то есть меньше двукратного размера величины прожиточного минимума трудоспособного населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, установленного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 февраля 2021 года N 29-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год", то есть 35 000 руб. (17 500*2, 0).
Размер заработной платы Тимербаевой Р.М, рассчитанный в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы за период с 01 января по 31 июля 2021 года имеет расхождение с фактически начисленной заработной платой за анализируемый период в размере 192 258 руб. 94 коп.
Размер отпускных Тимербаевой Р.М, рассчитанный на основании среднего дневного заработка, базой для расчёта которого является, в том числе заработная плата части спорного периода за январь-февраль 2021 года, имеет расхождение с фактически начисленным размером отпускных в размере 31 726 руб. 64 коп.
Разрешая спор, суд первой инстанции, приняв в качестве допустимого доказательства заключение эксперта ООО "Оценка и консалтинг" от 25 февраля 2022 года N 100-БЭ/2021, признал обоснованными доводы истца о несоответствии выплачиваемой заработной платы условиям пункта 3.2 Отраслевого соглашения, удовлетворив частично требования истца о перерасчете заработной платы и взыскании суммы задолженности за период с 01 января по 20 октября 2021 года в размере 300 647 рублей 68 копеек (без учета НДФЛ 13% и профсоюзного взноса 1%).
Установив нарушение трудовых прав истца, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, определив ее размер в сумме 5 000 руб. с учетом объема и характера причиненных работнику страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав на то, что суд обоснованно принял во внимание результаты судебной бухгалтерской экспертизы, поскольку выводы эксперта соответствуют исследовательской части заключения, понятны и мотивированы, согласуются с иными письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, содержат достоверные сведения, заключение составлено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию и образование, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта в рамках требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не опровергнуты, ходатайств о назначении по делу повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявлено, основания не доверять заключению эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Признавая правильными расчеты эксперта, суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с таблицей 1 Отраслевого соглашения коэффициент заработной платы кондуктора к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте составляет 2, 0, следовательно, минимальный гарантированный размер оплаты труда истца равен 35 000 руб. в месяц (17 500 руб. х 2), тогда как, приложением N 3 к приказу от 30 декабря 2020 года N 618 с 01 января 2021 года для кондуктора автобуса установлена месячная тарифная ставка (оклад) в размере 17 908 руб. 80 коп.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанций, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В силу статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть 1). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть 2). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (часть 3). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4).
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 данного кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть 11 статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2020 года N 473-ФЗ с 01 января 2021 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда 12 792 руб.
В соответствии с Трехсторонним соглашением между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Союзом "Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" на 2020-2022 годы от 10 декабря 2019 года минимальный размер заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 01 января 2020 года составляет не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с последующим начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата истца, полностью отработавшего в спорный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не могла быть ниже минимального размера оплаты труда 12 792 руб. с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Пунктом 3.1 Отраслевого соглашения установлена базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда с 01 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации. В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в абзаце 1 данного пункта, с применением поправочного коэффициента, который определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной в абзаце 1 данного пункта. В регионах, где не заключено региональное соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих первого разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 данного соглашения.
Пунктом 3.6 Отраслевого соглашения предусмотрены минимальные размеры надбавок и доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплата за работу по графику с разделением смены, за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу во вредных условиях и т.п.), которые подлежат исчислению от установленной работнику тарифной ставки.
В соответствии пунктом 3.2 Отраслевого соглашения в редакции от 19 ноября 2019 года среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.
Согласно таблице N 1 Отраслевого соглашения для кондукторов установлен коэффициент заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации 2, 0.
В соответствии с примечанием к таблице N 1 минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского округа - Югры от 05 февраля 2021 года N 29-П установлен прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2021 год в размере 17 500 руб.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения с учетом таблицы N 1 минимальный гарантированный размер месячной заработной платы кондуктора установлен в размере 35 000 руб.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ прожиточным минимумом признается минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.
Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 01 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (часть 1 статьи 4 указанного закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 года N 89-ФЗ минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается (статья 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Таким образом, минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум по своей правовой природе различны как по методу их определения, так и по назначению.
Поскольку минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника, предусмотренный Отраслевым соглашением, подлежит исчислению исходя из прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с учетом уровня жизни населения именно данного субъекта Российской Федерации, при этом величина прожиточного минимума подлежит увеличению многократно, то оснований полагать, что минимальный гарантированный размер месячной заработной платы аналогичен по своей природе минимальному размеру оплаты труда, в связи с чем на него также подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не имеется.
Отраслевое соглашение предусматривает понятие базовой (минимальной) месячной тарифной ставки и понятие минимального гарантированного размера заработной платы работника. При этом надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, подлежат исчислению именно от тарифной ставки. В минимальный же гарантированный размер заработной платы работника в соответствии с примечанием к таблице N 1 Отраслевого соглашения не включаются компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Из буквального толкования положений Отраслевого соглашения следует, что заработная плата работника, исчисленная исходя из тарифной ставки с начислением на нее различных надбавок и доплат, не должна быть ниже минимальной гарантированной заработной платы.
Приведенные нормы права судом апелляционной инстанции при проверке законности и обоснованности решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не учтены, собственные расчеты в оспариваемом определении не приведены.
Суд апелляционной инстанции, указывая на то, что расчет задолженности по заработной плате, произведенный ООО "Оценка и консалтинг", является правильным, выполненным в соответствии с положениями статей 129, 135, 136, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, на предмет соответствия нормам материального права названное заключение эксперта не проверил.
В соответствии с частью 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 данного кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не является исключительным средством доказывания и должно оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Из изложенного следует, что заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое должно оцениваться судом не произвольно, а в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в системе действующих положений закона. При этом, оценивая доказательства, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные требования процессуального закона судом апелляционной инстанции соблюдены не были, надлежащая оценка доводам апелляционной жалобы, в которой ответчик указывал на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права при оценке заключения ООО "Оценка и консалтинг" не дана.
Учитывая изложенное, безусловное принятие судебной экспертизы в качестве единственного допустимого доказательства по делу противоречат требованиям статьи 67, части 1 статьи 71, части 3 статьи 86, пункта 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при назначении по делу экспертизы в нарушение положений части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перед экспертом были поставлены юридические вопросы, которые подлежат разрешению судом в силу его компетенции.
Так, при назначении экспертизы судом перед экспертом поставлены исключительно правовые вопросы, связанные с толкованием и применением при разрешении спора норм трудового законодательства и Отраслевого соглашения. Поставленные на разрешение эксперта вопросы подлежали разрешению судом в силу его компетенции и не подлежали постановке перед экспертом без установления всех юридически значимых обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно положениям статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1).
Согласно абзацу второму части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению с учетом правового обоснования Тимербаевой Р.М. заявленных исковых требований являются: определение соответствия размера указанной в приказе МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" от 30 декабря 2020 года N 618 базовой (минимальной) тарифной ставки базовой (минимальной) тарифной ставке, установленной пунктом 3.1 Отраслевого соглашения; определение заработной платы истца за каждый месяц, исходя из установленной ей трудовым договором тарифной ставки с начислением на нее всех надбавок и доплат; сравнение начисленной таким образом заработной платы за каждый месяц с минимальным гарантированным размером заработной платы работника, определенным пунктом 3.2 Отраслевого соглашения с учетом положений, содержащихся в таблице N 1 и в примечании к ней, исходя из прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и коэффициента заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, не установлены.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции при вынесении апелляционного определения допущено неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, вследствие которых оно не может быть признано законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 ноября 2022 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.