Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н. и Константиновой Ю.П.
при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-203/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гамма" (далее - ООО "Гамма", общество) к Правительству Калининградской области, Министерству градостроительной политики Калининградской области об оспаривании генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361) в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)", по апелляционной жалобе ООО "Гамма" на решение Калининградского областного суда от 27 октября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П, объяснения представителя административного истца Бондаренко И.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства градостроительной политики Калининградской области Ижутиной В.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хрипунова А.М, полагавшего решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Гамма" обратилось в Калининградский областной суд с названным выше административным иском, в котором просило признать недействующим генеральный план муниципального образования "Гурьевский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361) в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)".
В обоснование заявленных требований указано, что с 16 декабря 2014 года ООО "Гамма" является собственником следующих смежных земельных участков из состава земель населенных пунктов, расположенных по адресу: Калининградская область, "адрес"
- с кадастровым номером N площадью 991 кв. м, разрешенное использование - для малоэтажной многоквартирной застройки;
- с кадастровым номером N площадью 991 кв. м, разрешенное использование - для малоэтажной многоквартирной застройки;
- с кадастровым номером N площадью 992 кв. м, разрешенное использование - для малоэтажной многоквартирной застройки;
- с кадастровым номером N площадью 992 кв. м, разрешенное использование - для малоэтажной многоквартирной застройки;
- с кадастровым номером N площадью 993 кв. м, разрешенное использование - для размещения сквера;
- с кадастровым номером N площадью 992 кв. м, разрешенное использование - для размещения сквера.
Земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N генеральным планом муниципального образования "Гурьевский городской округ" (в редакции решения Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года
N 190) были отнесены к жилой функциональной зоне.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденными решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266, данные земельные участки отнесены к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (индекс Ж-3).
Однако постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" территория названных земельных участков отнесена к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования.
Такое изменение функционального зонирования, по утверждению административного истца, не соответствует закону и нарушает его право на использование земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования.
Определением суда от 27 октября 2022 года принят отказ ООО "Гамма" от требований к Правительству Калининградской области, Министерству градостроительной политики Калининградской области об оспаривании генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361) в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования, производство по административному делу в этой части прекращено.
Решением Калининградского областного суда от 27 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом 31 октября 2022 года.
Не согласившись с постановленным решением, 30 ноября 2022 года представитель административного истца подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции.
Кроме того, в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что проект генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ" не был надлежащим образом согласован с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, не представившими в установленный срок заключения на проект внесения изменений в генеральный план.
В ходе рассмотрения дела административным истцом заключен договор на проведение экологической экспертизы на предмет исследования рекреационных свойств земельных участков в целях подтверждения факта отсутствия на указанных территориях существенного количества зеленых насаждений, однако суд первой инстанции отказал в возможности получить данное доказательство.
Кроме того, до настоящего времени не внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденные решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266, согласно которым спорные земельные участки располагаются в территориальной зоне Ж3 - "зона застройки малоэтажными жилыми домами".
Оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права ООО "Гамма" на использование земельных участков с соответствии с их видом разрешенного использования, что влечет невозможность осуществления юридическим лицом коммерческой деятельности по застройке территории.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором, Министерством градостроительной политики Калининградской области представлены письменные возражения.
В судебное заседание не явились представители администрации муниципального образования "Гурьевский муниципальный округ" Калининградской области и Гурьевского окружного Совета депутатов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе при указанной явке.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что с 16 декабря 2014 года ООО "Гамма" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N которые оспариваемым генеральным планом отнесены к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)".
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом в приведенной выше редакции.
Отношения, связанные с территориальным планированием территории, регламентируются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав положения части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", части 3 статьи 8, части 1.2 статьи 17, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 1, пункта 4 статьи 2 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", Закона Калининградской области от 29 мая 2003 N 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что изменения в генеральный план утверждены уполномоченным органом, официально опубликованы в установленном порядке.
По названным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Генеральный план муниципального образования "Гурьевский городской округ" утвержден решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190 (до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19) на период до 2035 года (включительно) в виде графических и текстовых материалов после проведения публичных слушаний в установленном порядке.
По мотиву нарушения процедуры проведения публичных слушаний генеральный план в первоначальной редакции административным истцом не оспаривается.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 в генеральный план муниципального образования внесены изменения с изложением его в актуализированной редакции с учетом схемы территориального планирования Калининградской области и отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации применительно к требованиям, определенным Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также изменениям, внесенным в программы социально-экономического развития Калининградской области.
Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции исходил из следующего.
На основании приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 12 марта 2019 года N 97 был разработан Проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования "Гурьевский городской округ".
В соответствии с положениями статей 9, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Минэкономразвития России от
21 июля 2016 года N 460 в целях согласования проекта внесения изменений в генеральный план Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области 27 октября 2020 года были направлены в Минэкономразвития России и уполномоченные органы исполнительной власти Калининградской области уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в ФГИС ТП, карточка согласования проекта N
Письмом того же Агентства от 27 октября 2020 года проект был направлен в администрацию муниципального образования "Гурьевский городской округ" для организации и проведения общественных обсуждений.
Постановлением администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" от 18 ноября 2020 года N 3702 были назначены общественные обсуждения по проекту; время приема замечаний и предложений по проекту - с 20 ноября 2020 года по 12 января 2021 года, а также определено место размещения демонстрационных материалов по проекту на протяжении всего периода общественных обсуждений (на официальном сайте администрации Гурьевского городского округа, в здании МБУ "Центр культуры и досуга" в г. Гурьевске, в зданиях территориальных управлений Большеисаковского, Добринского, Луговского, Низовского, Новомосковского, Кутузовского и Храбровского районов Гурьевского городского округа).
Данное постановление официально опубликовано в газете "Наше время", N 44 (10776), 20 ноября 2020 года.
В период общественных обсуждений поступило 193 обращения по проекту решения о внесении изменений в генеральный план городского округа, каждое из которых включено организатором общественных обсуждений в протокол общественных обсуждений от 12 января 2021 года и заключение по результатам общественных обсуждений от 19 января 2021 года.
В том числе, в протокол общественных обсуждений от 12 января 2021 года включены замечания ООО "Гамма" по вопросу планируемого изменения функционального зонирования вышеуказанных земельных участков.
В заключении по результатам общественных обсуждений от 19 января 2021 года администрацией муниципального образования высказано мнение о целесообразности учета этого предложения с сохранением функционального зонирования территории, установленного действовавшим на тот период времени генеральным планом городского округа 2019 года.
Срок проведения общественных обсуждений соответствует положениям части 8.1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая приведенные обстоятельства, оснований полагать, что права административного истца были нарушены в связи с несоблюдением процедуры общественных обсуждений, не имеется.
Из анализа положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" следует, что общественные обсуждения, как одна из форм участия населения в местном самоуправления, призвана к выявлению мнения населения и доведения данного мнения до представительного органа местного самоуправления.
Судебная коллегия считает, что в данном случае цели проведения общественных обсуждений были достигнуты и то обстоятельство, что при установлении функционального зонирования рассматриваемой территории не было учтено мнение правообладателя и организатора общественных обсуждений о наличии оснований к отнесению земельных участков с кадастровыми номерами N N N, N к функциональной зоне, допускающей жилищное строительство, не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого в части документа территориального планирования с учетом рекомендательного характера предложений и замечаний, внесенных в ходе общественных обсуждений.
Согласно сводному заключению Минэкономразвития России от
25 января 2021 года N N проект внесения изменений в генеральный план Гурьевского городского округа считается несогласованным при наличии неурегулированных замечаний Рослесхоза от 17 ноября 2020 года N АВ-03-31/22782 о выявленном включении земель лесного фонда площадью 3, 8 га в границы населенных пунктов, а также Минприроды России от 1 декабря 2020 года N N относительно выявленного включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов и о необходимости отображения береговых полос водных объектов общего пользования, границ зон затопления и подтопления.
Вместе с этим, замечания по проекту поданы по материалам в отношении территорий, находящихся за пределами земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N
Во исполнение положений части 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях урегулирования разногласий приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 2 февраля 2021 года N 29 создана согласительная комиссия, согласно протоколу заседания которой от 11 марта 2021 года определено замечания федеральных органов исполнительной власти считать урегулированными, проект внесения изменений в генеральный план рекомендовать представить на утверждение в Правительство Калининградской области.
Согласительной комиссией также указано, что в рамках рассмотрения доработанных материалов проекта Россельхозом представлено заключение о согласовании от 1 марта 2021 года N N, замечания Минприроды России в части отображения береговых полос и замечания Минэкономразвития России, относящиеся к отображению пространственных данных, устранены.
Оспариваемое в части постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 подписано Губернатором Калининградской области, который исполняет полномочия председателя Правительства Калининградской области, и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 23 июня 2021 года, вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (пункт 2 постановления).
Проанализировав приведенные выше нормы и собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что постановление от 18 июня 2021 года
N 361 принято Правительством Калининградской области в пределах его полномочий, с соблюдением установленной процедуры общественных обсуждений, согласования, принятия и введения в действие решения о внесении изменений в документ территориального планирования.
Кроме того, соблюдение процедуры принятия оспариваемого постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361 являлось предметом судебной проверки по административному делу N N и подтверждено вступившим в законную силу решением Калининградского областного суда от 12 мая 2022 года.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы административного истца об отсутствии согласования с федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти вносимых в генеральный план изменений в части функциональной зоны спорной территории подлежат отклонению.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Такой порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 (далее - Порядок).
Пунктом 1.4 Порядка установлено, что орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - ФГИС ТП) и направляет уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, к которым относятся соответственно Минэкономразвития России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В свою очередь, Минэкономразвития России уведомляет отраслевые федеральные органы, Госкорпорации об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в ФГИС ТП (пункт 2.6 Порядка), которые осуществляют проверку в части своей компетенции проектов генеральных планов, проектов внесения изменений в генеральные планы.
В последующем отраслевые федеральные органы, Госкорпорации подготавливают заключения о согласии или о несогласии с проектом документа территориального планирования с обоснованием принятого решения и выводами о соответствии проекта документа территориального планирования законодательству в соответствующей сфере (пункт 2.7 Порядка), а Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования (на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения) и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования (пункт 2.9 Порядка).
Минэкономразвития России и отраслевые федеральные органы, Госкорпорации осуществляют проверку проекта документа территориального планирования исключительно на предмет соответствия проекта обстоятельствам, перечисленным в пунктах 2.5 и 2.7 Порядка, в то время как такового согласования уполномоченными федеральными органами (перечисленными административным истцом в апелляционной жалобе) проекта документа территориального планирования в части изменения функционального зонирования тех земельных участков, в границах которых не планируется размещение объектов федерального значения и иных объектов, перечисленных в пунктах 2.5, 2.7 Порядка, и исключения таких земельных участков из границ населенных пунктов не требуется.
При этом на основании пункта 2.8 Порядка в случае непоступления в Минэкономразвития России заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций со дня, следующего за днем окончания установленного срока согласования проекта документа территориального планирования, такой проект считается согласованным с соответствующими отраслевыми федеральными органами, Госкорпорациями и подготовка заключений на указанный проект не осуществляется.
Вопреки позиции административного истца для целей статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации достаточным является наличие сводного заключения Минэкономразвития России или неполучение сводного заключения (либо заключений отдельных отраслевых федеральных органов) в установленный срок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (части 1 статьи 9); генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (пункты 1, 3, 4 части 3 статьи 23); при этом положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя, помимо прочего, параметры функциональных зон (пункт 2 части 4 статьи 23), а на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 названной статьи картах соответственно отображаются, в частности, границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон (пункты 2, 3 части 5 статьи 23).
Из содержания статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановление от 22 апреля 2014 года N 12-П, постановление от 28 марта 2017 года N 10-П; определения от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 6 октября 2015 года N 2317-О, от 25 февраля 2016 года N 242-О, от 23 июля 2020 года N 1653-О, от 17 декабря 2020 года N 2861-О, от 25 марта 2021 года N 583-О, от 20 июля 2021 года N 1536-О и др).
Судом первой инстанции установлено по материалам административного дела, что земельные участки с кадастровыми номерами N поставлены на государственный кадастровый учет 16 декабря 2013 года и образованы из земельных участков с кадастровыми номерами N - N, которые были учтены в государственном кадастре недвижимости 27 сентября 2010 года с внесением следующих сведений о видах разрешенного использования для земельных участков:
- с кадастровыми номерами N площадью 991 кв. м, N площадью 992 кв. м - для строительства индивидуального жилого дома;
- с кадастровым номером N площадью 991 кв. м - для выращивания декоративных культур;
- с кадастровыми номерами N площадью 992 кв. м, N площадью 993 кв. м, N площадью 992 кв. м - для ведения личного подсобного хозяйства.
Из сведений об особых отметках объектов недвижимости выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N следует, что в отношении каждого из этих участков ранее было зарегистрировано право на объект недвижимости с видом разрешенного использования: для выращивания декоративных культур.
В соответствии с решением правообладателей от 5 февраля 2014 года земельные участки с кадастровыми номерами N перераспределены с образованием земельных участков с кадастровыми номерами N. Исходные участки с кадастровыми номерами N сняты с кадастрового учета 25 февраля 2014 года.
Этим же решением правообладателей установлено разрешенное использование земельных участков - для малоэтажной застройки (в отношении участков с кадастровыми номерами N - N) и - для размещения сквера (в отношении участков с кадастровыми номерами N и N).
Соответственно, перечисленные земельные участки, расположенные в водоохранной зоне реки Гурьевка, до февраля 2014 года имели вид разрешенного использования - для выращивания декоративных культур.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, указанная территория спорных земельных участков рассматривалась органами местного самоуправления как предназначенная для целей, не связанных с жилой застройкой.
До наделения Законом Калининградской области от 29 мая 2013 года N 229 муниципального образования статусом городского округа соответствующее муниципальное образование было наделено ранее действовавшим Законом Калининградской области от 30 июня 2008 года
N 254 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ" статусом муниципального района, в состав которого, помимо прочих семи поселений, было включено муниципальное образование "Гурьевское городское поселение".
Генеральным планом муниципального образования "Гурьевское городское поселение" (в редакции решения Гурьевского городского совета депутатов от 28 марта 2013 года N 229) территория земельных участков с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами N была отнесена к двум функциональным зонам, а именно: зона малоэтажной блокированной жилой застройки и зона зеленых насаждений общего пользования, при этом смежная территория земельных участков с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами N и N была полностью отнесена к функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевское городское поселение" (в редакции решения Гурьевского городского совета депутатов от 25 апреля 2013 года N 231) территория земельных участков с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами N была частично отнесена к территориальным зонам, допускающим жилую застройку, и частично - к зоне иного назначения - территории общего пользования (индекс Оп), а смежная территория земельных участков с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами N и N была полностью отнесена к территориальной зоне иного назначения - территории общего пользования (парки и скверы, городские сады, береговые полосы водных объектов общего пользование, прочие) (индекс Оп), на которые не распространяется действие градостроительных регламентов.
После наделения Гурьевского муниципального района статусом городского округа решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года N 190 утвержден генеральный план муниципального образования "Гурьевский городской округ", которым территория земельных участков с кадастровыми номерами N была отнесена к функциональной зоне "Жилая зона", а смежная территория земельных участков с кадастровыми номерами N и N - к функциональной зоне "Зона рекреационного назначения".
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденными решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266, земельные участки с кадастровыми номерами N отнесены к территориальной зоне "Зона застройки малоэтажными жилыми домами" (индекс Ж-3), градостроительный регламент которой допускает размещение на земельных участках малоэтажных многоквартирных жилых домов высотой до 4 этажей, включая мансардный, блокированной жилой застройки и иных объектов.
Смежные земельные участки с кадастровыми номерами N и N были отнесены к территориальной зоне "Зона объектов отдыха, спора и туризма" (индекс Р-1), которая не предназначена для какой-либо жилой застройки.
Действующим генеральным планом муниципального образования "Гурьевский городской округ" (в редакции оспариваемого постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361) земельные участки с кадастровыми номерами N, также земельные участки с кадастровыми номерами N и N отнесены к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)".
Согласно пункту 36 положения о территориальном планировании в составе генерального плана зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) предназначена для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, городских лесов, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, размещения плоскостных спортивных сооружений.
В пунктах 6, 7 положения о территориальном планировании закреплено, что одними из основных целей и задач территориального планирования муниципального образования "Гурьевский городской округ" являются оптимизация состояния окружающей среды, развитие системы зеленых насаждений, создание условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей природной среды.
Исследованы судом первой инстанции и фактические обстоятельства дела, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами N- N фактически не использовались по их назначению с момента их образования.
Так, до рассмотрения спора администрацией муниципального образования разрешения на строительство, а также уведомления о допустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства не выдавались.
Согласно актам выездного обследования от 15 июля 2022 года и приложенным к ним фототаблицам, выполненным сотрудниками администрации муниципального образования, рассматриваемая территория по периметру не имеет ограждения, объекты капитального и некапитального строительства на земельных участках отсутствуют, территория всех земельных участков занята многолетними зелеными насаждениями.
Проанализировав приведенное выше, суд первой инстанции пришел к выводу, что отнесение генеральным планом муниципального образования (в редакции постановления Правительства Калининградской области от
18 июня 2021 года N 361) рассматриваемой территории к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)" объективно обусловлено фактическим наличием на земельных участках многолетних зеленых насаждений и отсутствием объектов капитального строительства на данных земельных участках.
С учетом изложенного, генеральный план муниципального образования "Гурьевский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года N 361) в части отнесения принадлежащих административному истцу земельных участков к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования в полной мере соответствует целям и задачам территориального планирования и направлен на обеспечение рационального использования земель, занятых многолетними деревьями, а оспариваемое административным истцом функциональное зонирование представляет собой обоснованное градостроительное решение, учитывающее фактическое состояние озелененной территории и отвечающее принципу соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что установление административным ответчиком оспариваемых функциональных зон осуществлено не произвольно и действующему градостроительному законодательству не противоречит.
Ссылки в апелляционной жалобе ООО "Гамма" на несоответствие генерального плана в оспариваемой части правилам землепользования и застройки муниципального образования признание нормативного правового акта недействующим не влекут, поскольку градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана, в том числе для применения правил землепользования и застройки, а не наоборот.
Судом установлено, что решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ" в целях их приведения в соответствие с актуализированным генеральным планом до настоящего времени не принято. Вместе с тем, из пояснений представителя административного ответчика следует, что в настоящее время ведется работа по внесению изменений в правила землепользования и застройки.
Указание в апелляционной жалобе, как на правовое основание для признания недействующим в оспариваемой части генерального пана, на отсутствие в ЕГРН сведений о границах территориальных зон подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не влияет на объективный факт существования таких зон и территорий в границах, установленных действующим нормативным актом - правилами землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский городской округ".
Доводы административного истца о необходимости получения результатов экологической экспертизы на предмет исследования рекреационных свойств земельных участков до рассмотрения административного дела по существу судом первой инстанции отклонены правильно, поскольку на стадии разработки и принятия документа территориального планирования на уполномоченные органы нормами градостроительного законодательства не возложена обязанность по установлению состояния многолетних зеленых насаждений, которые действительно имеются на рассматриваемой территории.
Представленное в суд апелляционной инстанции экспертное мнение по вопросу исследования рекреационных свойств спорных земельных участков, составленное Плавской Н.Б. на основании договора от 23 октября 2022 года, заключенного с ООО "Гамма", не может быть принято в качестве достоверного и объективного доказательства по делу, опровергающего выводы обжалуемого судебного акта, поскольку составлено лицом, квалификация которого в соответствующей области экспертной деятельности не подтверждена, и является частным суждением данного лица относительно рекреационного потенциала и эколого-эстетической ценности земельных участков, принадлежащих административному истцу.
При этом, указание административного истца на слабые рекреационные свойства земельных участков сами по себе не свидетельствуют о неправомерности отнесения рассматриваемой территории к зоне озелененных территорий общего пользования, а состояние деревьев зависит от осуществления владельцем территории хозяйственных и санитарных мероприятий.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 27 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Гамма" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.