Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при помощнике судьи Кибаковой Т.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-0439/2022 по апелляционной жалобе ООО "Перекресток-2000" на решение Московского городского суда от 3 ноября 2022 года по административному исковому заявлению ООО "Перекресток-2000" об оспаривании кадастровой стоимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Перекресток-2000" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в размере 272 410 000 рублей, по состоянию на 1 января 2018 года.
В обоснование требований указано, что установленная кадастровая стоимость здания по результатам государственной кадастровой оценки является завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, определенной отчетом об определении рыночной стоимости здания N N от 21 декабря 2021 года составленного "данные изъяты"
С целью определения достоверности величины рыночной стоимости объекта недвижимости судом назначена экспертиза, производство которой поручено эксперту "данные изъяты"
Решением Московского городского суда от 3 ноября 2022 года в удовлетворении административного иска ООО "Перекресток-2000" об оспаривании кадастровой стоимости отказано. С ООО "Перекресток-2000" в пользу "данные изъяты" взысканы судебные расходы за проведенную судебную экспертизу в размере 183 198, 72 рублей.
В апелляционной жалобе ООО "Перекресток-2000" просит решение суда отменить, назначить по делу повторную экспертизу. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на неверные выводы суда первой инстанции о законности проведенной судебной экспертизы. Считает, что заключение экспертов "данные изъяты" положенное в основу решения суда, не соответствует законодательству об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. В заключении эксперта отсутствуют корректировки по объектам-аналогам; в рамках доходного подхода не введена корректировка на состояние здания. Данные нарушения привели к неверному расчету рыночной стоимости объекта.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичная норма предусмотрена также абзацем первым и вторым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что административному на праве собственности принадлежит объект капитального строительства с кадастровым номером N общей площадью 4 356, 40 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 декабря 2021 года, по состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N составляет 396 049 690, 26 рублей.
В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости от 21 декабря 2021 года N N подготовленный оценщиком "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость здания определена в размере 272 410 000 рублей.
С целью определения достоверности величины рыночной стоимости спорного объекта судом назначена судебная строительно-техническая (оценочная) экспертиза, производство которой поручено экспертам "данные изъяты"
Заключением экспертов "данные изъяты" N N от 11 мая 2022 года установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета. Экспертом определена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N в размере 655 709 000 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности здания не превышает его рыночную стоимость, в связи с чем, оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении.
При этом суд исходил из результатов проведенной по административному делу экспертами ФИО9 ФИО10 судебной экспертизы, установившей несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и определившей размер рыночной стоимости спорного объекта.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, как постановленными в соответствии с нормами материального права, при правильной оценке представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертами нарушениях не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Заключение судебной оценочной экспертизы выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного здания. Экспертами в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперты предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеют специальное высшее образование, квалификационный аттестат, длительный стаж экспертной работы.
В заключении экспертов содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам - аналогам, так и по объектам оценки. В процессе работы эксперты проанализировали возможность применения доходного, сравнительного и затратного подходов к оценке и методам оценки в рамках каждого из них.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в заключении приведено описание объекта экспертизы, его местоположение, количественные и качественные характеристики, проанализирован рынок недвижимости, применены необходимые корректировки. В экспертном заключении учтены объекты-аналоги, цены предложений которых попадают в определенный диапазон, конструктивно и по местоположению сопоставимы с объектом экспертизы.
Несостоятельно указание в апелляционной жалобе о допущенных экспертом нарушениях, в частности, что экспертом исследована лишь часть доступной информации, что привело к завышению результата определения рыночной стоимости; отсутствуют корректировки по объектам-аналогам; экспертами в рамках доходного подхода не введена корректировка на состояние здания, что привело к неверному расчету рыночной стоимости объекта. Указанные замечания являются мнением административного истца, какими-либо доказательствами или компетентным мнением лиц, обладающих специальными познаниями в области оценочной деятельности не подтверждены, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
В связи с имеющимися замечаниями административного истца, экспертами даны письменные пояснения по расчету рыночной стоимости объекта исследования. Письменные пояснения экспертов ФИО11 ФИО12 к экспертному заключению с ответами на замечания административного истца приобщены судом первой инстанции к материалам административного дела. Кроме того, эксперты ФИО13 и ФИО14 допрошены в судебном заседании по вопросам экспертного заключения.
Представленная административным истцом рецензия на экспертное заключение не может быть принята в качестве доказательства, бесспорно свидетельствующего, что при исправлении выявленных, по мнению административного истца, недостатков судебной экспертизы, значение определенной в ней итоговой величины рыночной стоимости выйдет за границы допустимого интервала.
Судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для назначения по административному делу повторной оценочной экспертизы.
Установив, что рыночная стоимость спорного здания не превышает его кадастровую стоимость суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П в силу требований Конституции Российской Федерации, предъявляемых к обеспечению исполнения обязанности платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) и осуществления права на судебную защиту (статья 46) на основе общеправовых принципов равенства и справедливости, сама процедура судебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в любом случае не сводится к реализации обратившимся в суд лицом права на ее установление в размере, равном рыночной стоимости этого объекта, а предполагает проверку законности решений и действий, связанных с таким установлением, и обеспечение судебной защиты оспоренных или нарушенных прав.
При этом общее правило, возлагающее обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), корректируется обращенным к административному истцу требованием доказать основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, включая, соответственно, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 5 статьи 247 и пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости по сравнению с рыночной стоимостью объекта не нашел своего подтверждения, равно как факт нарушения данной кадастровой стоимостью прав административного истца, как налогоплательщика, плательщика сборов, а поскольку целью обращения административного истца в суд являлось снижение налоговых обязательств в связи с завышением суммы налога на имущество, которая подлежит исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объекта, а не установление факта рыночной стоимости объекта недвижимости в определенном размере, постольку установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, превышающей установленную кадастровую стоимость, приведет к ухудшению финансового положения административного истца, как налогоплательщика, что исходя из положений налогового законодательства недопустимо.
Ошибки при реализации публичных функций и задач, связанных с налогообложением, не могут ставить налогоплательщиков, в отношении которых они допущены, в худшие условия по сравнению с иными налогоплательщиками, объекты недвижимости которых для целей налогообложения были оценены надлежащим образом.
Исходя из указанных положений материального права, судебная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае правовое положение налогоплательщика при рассмотрении спора, возбужденного в целях улучшения налогового статуса заявителя, по смыслу налогового законодательства не может быть ухудшено.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов в рамках настоящего дела и проанализировав представленные доказательства, исходя из положений статей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании в пользу экспертного учреждения стоимости проведенной по делу судебной экспертизы в размере 183 198, 72 рублей с ООО "Перекресток-2000".
Таким образом, решение следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 3 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Перекресток-2000" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.