Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Вьюговой Н.М.
судей фио, фио, при секретаре (помощнике) Азарцевой Е.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М.
дело по апелляционной жалобе представителя истца Осиповой М.О. по доверенности Втюрина Л.С. на решение Пресненского районного суда адрес от 08 ноября 2022 г, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Осиповой Марины Олеговны к АО "ДОМ.РФ" о признании незаконным отказа в предоставлении мер государственной поддержки, обязании направить денежные средства в счет погашения по кредитному договору - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Осипова М.О. обратилась в суд с иском к АО "ДОМ.РФ", в котором просила признать незаконным отказ АО "ДОМ.РФ" в предоставлении мер государственной поддержки согласно Федеральному закону от 03.07.2019 г. N 157-ФЗ и обязать АО "ДОМ.РФ" направить денежные средства в сумме сумма в счет погашения обязательств по договору о предоставлении целевого ипотечного займа от 15.06.2022 г. N 100-000019515062022, заключенному между Осиповой М.О. и КПК "Эксперт Финанс".
Требования мотивированы тем, что семья истца является многодетной. 15.06.2022 г. между Осиповой М.О. и КПК "Эксперт Финанс" был заключен договор о предоставлении целевого ипотечного займа N 100-000019515062022, по условиям которого заемщику предоставлен кредит на сумму сумма со сроком возврата до 14.06.2027 г, под 17% годовых, с целью улучшения жилищных условий, а именно приобретения жилого помещения по адресу: адрес, секц. 5. Обеспечением займа является залог (ипотека) указанного выше объекта недвижимости. 27.06.2022 г. Осипова М.О. обратилась в КПК "Эксперт Финанс" с заявлением о частичном погашении ипотечного займа за счет средств государственной поддержки семьям, имеющих детей, предоставив необходимый перечень документов. Вместе с тем АО "ДОМ.РФ" было отказано в выплате со ссылкой на несоответствие поступившего заявления требованиям Закона N 157-ФЗ. Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права на получение мер государственной поддержки.
Истец в судебное заседание не явилась, извещалась.
Представитель истца по доверенности Втюрин Л.С. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее направил возражения, в которых просил в иске отказать.
Третьи лица - Министерство финансов РФ, КПК "Эксперт Финанс" представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участвующих в нем лиц.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель истца Осиповой М.О. по доверенности Втюрина Л.С. по доводам апелляционной жалобы, указывая на неправильное применение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки и доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами дела и требованиями закона.
03.07.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2019 г. N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более сумма. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше сумма, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
В силу п. 6 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
АО "ДОМ.РФ" создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.1996 г. N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию", и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), реализует задачи и функции, возложенные Правительством РФ, а также Федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 г. N 1170 утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В п. 20 Положения определено, что обмен информацией между кредиторами и обществом осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети "Интернет".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, семья Осиповой М.О. является многодетной, имеет троих детей - фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные.
15.06.2022 г. между КПК "Эксперт Финанс" и Осиповой М.О. был заключен договор о предоставлении целевого ипотечного займа N 100-000019515062022, по условиям которого заемщику предоставлен кредит на сумму сумма со сроком возврата до 14.06.2027 г, под 17% годовых, с целью улучшения жилищных условий, а именно приобретения жилого помещения по адресу: адрес, секц. 5 (п. 12 договора).
Обеспечением займа является залог (ипотека) указанного выше объекта недвижимости (п. 11).
16.06.2022 г. между фио и Осиповой М.О. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества с рассрочкой платежа, по которому продавец обязуется продать и передать в собственность покупателю Осиповой М.О, а покупатель обязуется принять в праве собственности и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора следующее недвижимое имущество, находящееся по адресу: адрес, секц. 5, комната, назначение: жилое, с кадастровым N 61:55:0010720:1149, общей площадью 12, 6 кв.м.
Продажная цена недвижимости определена по обоюдному согласию сторон в размере сумма (п. 1.3 договора).
На основании п. 3.1 договора денежная сумма в размере сумма уплачена покупателем продавцу за счет собственных средств до подписания настоящего договора; денежная сумма сумма будет уплачена покупателем продавцу за счет заемных средств, предоставляемых покупателю Осиповой М.О. в соответствии с договором о предоставлении целевого ипотечного займа N 100-000019515062022 от 15.06.2022 г, заключенным с КПК "Эксперт Финанс".
27.06.2022 г. Осиповой М.О. было подано в КПК "Эксперт Финанс" (впоследствии перенаправлено в АО "ДОМ.РФ") заявление о погашении займа с приложением необходимых документов, предусмотренных п. 5 Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 г. N 1170 "Об утверждении Правил предоставления субсидий АО "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)" (далее - Положение).
По данному заявлению истца АО "ДОМ.РФ" 29.06.2022 г. принято решение об отказе в удовлетворении заявления о погашении обязательств по ипотечному займу перед кредитором по реализации мер государственной поддержки, определенных и предоставленных Федеральным законом от 03.07.2019 г. N 157-ФЗ, в связи с несоответствием требованиям Закона.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в ч. 2 настоящей статьи, до 1 июля 2023 года заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является: приобретение по договору купли-продажи на адрес у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в п. 1 настоящей части; полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в п. 2 настоящей части.
В порядке, предусмотренном п. 4 Положения, направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании обращения кредитора (заимодавца) (далее - кредитор) в общество по заявлению, предоставленному заемщиком ее - заявление о погашении кредита (займа) кредитору, а в случае, если общество является заимодавцем, - на основании заявления о погашении кредита (займа), предоставленного заемщиком обществу. К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения. Представление заемщиком не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа в направлении средств на погашение кредита (займа).
Согласно п. 5 Положения к заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы: удостоверяющие личность и гражданство заемщика; удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; подтверждающие материнство (отцовство) заемщика в отношении детей (свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, решение суда об усыновлении, иные документы, подтверждающие материнство (отцовство); подтверждающие предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита (займа); подтверждающие приобретение заемщиком в соответствии с абз. 2 пп. "б" п. 7 настоящего Положения жилого помещения или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
Условия, которые должны быть соблюдены в целях получения мер государственной поддержки, предусмотрены п. 7 Положения.
В соответствии с подп. "г" п. 7 Положения одним из условий установлено, что кредитором по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 30.04.2021 г. является лицо, указанное в ч. 5.2 ст. 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст. 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния";
по кредитным договорам (договорам займа), заключенным до 30.04.2021 г, также лицо, не указанное в ч. 5.2 ст. 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Если по таким договорам кредитором является кредитный потребительский кооператив или сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив государственная регистрация ипотеки в отношении объектов недвижимости, являющихся обеспечением обязательств по таким договорам либо залога прав требований по договорам участия в долевом строительстве, должна быть осуществлена не позднее 14.05.2021 г.
В соответствии с ч.5.2 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2019 N 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если кредитором (заимодавцем) по кредитному договору (договору займа), указанному в части 5 настоящей статьи, является:
1) кредитная организация в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
2) единый институт развития в жилищной сфере, определенный Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - единый институт развития в жилищной сфере);
3) организация, включенная единым институтом развития в жилищной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в перечень уполномоченных организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов;
4) ипотечный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах";
5) учреждение, созданное по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Разрешая спор, суд первой инстанции дал толкование приведенным нормам закона и нормативно-правовых актов применительно к установленным по делу обстоятельствам и обоснованно исходил из того, что с 30.04.2021 г. меры государственной поддержки в отношении договоров займа, заключенных с кредитными потребительскими кооперативами и с/х кредитными потребительскими кооперативами, реализуются при условии, что они заключены до 30 апреля 2021 года и государственная регистрация ипотеки в отношении объектов недвижимости, являющихся обеспечением обязательств по таким договорам займа на момент их заключения, либо залога прав требований по договорам участия в долевом строительстве осуществлена не позднее 14 мая 2021 года.
Кредитный договор заключен истцом после 30.04.2021 г.
В данном случае кредитор КПК "Эксперт Финанс" в перечень лиц, указанных в ч. 5.2 ст. 1 ФЗ N 157 не входит, а потому меры государственной поддержки в отношении договора, заключенного истцом 15.06.2022 г. не могли быть реализованы.
В апелляционной жалобе представитель истца ссылается на то, что на момент подачи обращения истца кредитор КПК "Эксперт Финанс" полностью соответствовал требованиям ч. 5.2 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ от 03.07.2019, а именно - соответствовал п. 3 ч. 5.2 ст. 1 названного ФЗ, поскольку являлся организацией, включенной единым институтом развития в жилищной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в перечень уполномоченных организаций, осуществлявших деятельность по предоставлению ипотечных займов, что подтверждается Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда N09АП-9134/2022 от 27.04.2022 по делу NА40-182136/21, которым на ответчика была возложена обязанность включить в перечень уполномоченных организаций КПК "Эксперт Финанс" и указанное решение ответчиком было исполнено.
Приведенные доводы не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N09АП-9134/2022 от 27.04.2022 по делу NА40-182136/21 (л.д. 9-11) отменено Постановлением Арбитражного суда адрес от 07.09.2022 г. с оставлением в силе решения Арбитражного суда адрес от 30.12.2021 г, которым во включении КПК "Эксперт Финанс" в перечень уполномоченных организаций отказано. (л.д. 70-73).
Таким образом, кредитор КПК "Эксперт Финанс" не соответствует требованиям п. 3 ч. 5.2 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ от 03.07.2019, поскольку не является кредитной организацией, включенной в перечень уполномоченных организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов и, вопреки доводам апелляционной жалобы, не являлся таковым на момент обращения истца к ответчику с заявлением, поскольку судебный акт о включении в перечень отменен.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отказ истцу в мерах социальной поддержки был мотивирован иными основаниями - ссылкой на то, что договор займа должен быть заключен до 30.04.2021 г, по которому суд не привел никаких мотивов также несостоятельны.
Именно для договоров, заключенных с 30.04.2021 г. подп. "г" п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170 установлено правило, согласно которому для получения мер государственной поддержки кредитор отвечать требованиям ч.5.2 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2019 N 157-ФЗ, т.е. быть включен в перечень.
В этой связи в своем отказе ответчик обоснованно указал на то, что для реализации мер поддержки в указанной ситуации кредитный договор должен быть заключен до 30.04.2021 г. Кредитный договор истца заключен 15.06.2022 г.
Таким образом, всем доводам истца в решении дана мотивированная оценка, не согласиться с выводами суда у коллегии не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения судом не допущено. Доводами апелляционной жалобы выводы суда не опровергаются.
Решение законно, обоснованно и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 08 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.