Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В. и судей Пильгановой В.М., Лобовой Л.В., с участием адвоката Кобзиной С.С., при секретаре Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М., дело по апелляционным жалобам Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа г. Москвы, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 02 марта 2022 года в редакции дополнительного решения от 22 декабря 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец Мажейко В.В. обратился в Хорошевский районный суд г. Москвы с иском к ответчику Управлению социальной защиты населения СЗАО г. Москвы, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об установлении факта выполнения работ в зоне отчуждения при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании выдать ему соответствующее удостоверение.
Требования мотивированы тем, что с *** года он является гражданином Российской Федерации, до переезда в Российскую Федерацию проживал в республике Беларусь и имел белорусское гражданство. В связи с участием в 1986 году в пределах зоны отчуждения в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС он был признан ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС и 01.11.1991 исполкомом Гомельского областного совета народных депутатов ему было выдано удостоверение ликвидатора последствий чернобыльской катастрофы. В период проживания в республике Беларусь он не произвел замену ранее выданного ему удостоверения старого образца по независящим от него обстоятельствам. 01 сентября 2021 года обратился в Управление социальной защиты населения СЗАО г. Москвы с заявлением о выдаче удостоверения ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предоставив документы, подтверждающие его статус ликвидатора, в том числе: удостоверение ликвидатора выданное 01.11.1991. Решением N *** от 19.11.2021 ему отказано в выдаче удостоверения, по причине несоответствия представленных им документов п. 6 "Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Приказом от 21.04.2020 N 253/207н/73н. Полагал, что отказ в предоставлении государственной услуги является неправомерным.
В суде первой инстанции представитель истца К. исковые требования поддержала; представитель ответчика Ф. возражала против удовлетворения иска.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 02.03.2022 исковые требования Мажейко В.В. к Управлению социальной защиты населения СЗАО г. Москвы об установлении факта выполнения работ в зоне отчуждения при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности удовлетворены. Судом установлен факт участия Мажейко В.В. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в период с 04 мая 1986 года по 06 мая 1986 года; на Управление социальной защиты населения СЗАО г. Москвы возложена обязанность выдать Мажейко В.В. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
07 декабря 2022 года суд вынес дополнительное решение, которым исковые требования признал Мажейко В.В. к Управлению социальной защиты населения СЗАО г. Москвы о признании работающим в зоне эвакуации при ликвидации катастрофы на ЧАЭС с 04 мая 1986 года по 06 мая 1986 года удовлетворил.
В апелляционных жалобах Управление социальной защиты населения СЗАО г. Москвы и Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы ставят вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Истец Мажейко В.В, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на ведение дела в суде через представителя адвоката К.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителей Управления социальной защиты населения СЗАО г. Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Н. и А, возражения представителя истца адвоката К, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для частичной отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб, изученным материалам дела, имеются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Мажейко В.В, родившийся ***, с 01 марта 1981 года был принят на работу в качестве рабочего в ***, 15 февраля 1982 года переведен на должность водителя, 20 апреля 1982 года переведен водителем на автомобиль ГАЗ-53Б, 23 марта 1987 года уволен по собственному желанию (т. 1 л.д. 53-54).
Из представленной копии книги регистрации приказов следует, что Мажейко В.В. в период работы в *** приказом от *** с 04.05.1986 по 07.05.1986 был направлен в командировку в Хойницкий район д. Оревичи для вывоза скота, ему был выдан путевой лист N *** (т. 1 л.д. 95).
Из копии путевого листа от 04.05.1986, заверенного штампом совхоза Оревичи, усматривается, что 04.05.1986 Мажейко В.В. выехал из гаража на автомобиле ГАЗ-53-Б, вернулся в гараж 06.05.1986, указано, что он занимался перевозкой скота, отработано 43 часа, пробег составил 878 км (т. 1 л.д. 42-43).
Исполнительным комитетом Гомельского областного Совета народных депутатов Республики Беларусь 01.11.1991 года Мажейко В.В. выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 года серии *** по форме, утвержденной законодательством СССР (т. 1 л.д. 45).
05.12.1995 была произведена перерегистрация данного удостоверения, перерегистрационный *** (т. 1 л.д. 93).
По сообщению Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского областного исполнительного комитета от 09 февраля 2021 года за N 19/-31 в архиве Комитета документов (путевого листа, Регистра участников ликвидации ЛПА на ЧАЭС, получивших удостоверения ликвидаторов Калинковичского райсельхозпрода, журнала перерегистрации удостоверений участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС по Калинковичскому району) следует, что с 4 мая 1986 года по 6 мая 1986 года Можейко В.В. принимал участие в работах по вывозу скота в Хойникском районе (совхоз "Оревичи"). В состав совхоза "Оревичи" Хойникского района Гомельской области в 1986 году наряду с другими населенными пунктами входила д. Оревичи. В соответствии с Порядком применения отдельных положений Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 22 февраля 1991 года, населенный пункт Оревичи Хойникского района Гомельской области отнесен к населенным пунктам зоны эвакуации (отчуждения, 30-ти километровая зона), с плотностью загрязнения почв стронцием-***. За участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне радиоактивного загрязнения Мажейко В.В. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС серии *** от 01.11.1991 года, которое в установленном порядке перерегистрировано в 1995 году за ***. В рамках Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2009 года N 407 "О некоторых вопросах обмена документов, подтверждающих право граждан на льготы" в Республике Беларусь был проведен обмен удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на удостоверение пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий. Обмен необходимо было провести в срок с 1 января по 31 декабря 2012 года. Удостоверения, не прошедшие обмен в установленном законодательством порядке, считаются недействительными.
По вопросу обмена удостоверения старого образца серии *** от 01.11.1991 года, с перерегистрационным ***, Мажейко В.В. в 2012 году в Комитет не обращался (т. 1 л.д.56-57).
С 05 февраля 2021 года Мажейко В.В. является гражданином Российской Федерации; 01 сентября 2021 года он обратился в ОСЗН района Покровское-Стрешнево с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако решением от 19.11.2021 N *** в выдаче удостоверения было отказано, мотивируя тем, что им не представлены документы, подтверждающие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (т. 1 л.д. 11).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца и принял решение об установлении факта участия Мажейко В.В. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в период с 04 мая 1986 года по 06 мая 1986 года.
Между тем из материалов дела следует, что Мажейко В.В. такого не требования не заявлял, что является нарушением положений ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и основанием для отмены решения суда в данной части.
Из уточненного искового заявления следует, что Мажейко В.В. просил признать его работающим в зоне эвакуации (отчуждения) при ликвидации катастрофы на ЧАЭС с 04 мая 1986 года по 06 мая 1986 года и обязании УСЗН СЗАО г. Москвы выдать ему удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС российского образца.
При данных обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения.
Все вышеперечисленные документы, представленные истцом, выданные как на имя Можейко В.В, так и на имя Мажейко В.В, подтверждают, что они принадлежат Мажейко В.В. и в совокупности свидетельствуют о том, о выполнении им в период с 04 мая 1986 года по 06 мая 1986 года работ, связанных с эвакуацией сельскохозяйственных животных в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, в связи с этим в соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требование истца об установлении факта выполнения им работ в период с 04 мая 1986 года по 06 мая 1986 года работ, связанных с эвакуацией сельскохозяйственных животных в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС обоснованы и подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленные истцом требования об обязании выдать ему удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21.04.2020, правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении, поскольку совокупность представленных истцом документов свидетельствует о выполнении им работ в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС и выдаче ему ранее в связи с этим соответствующего удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1991 году, серии *** от 01.11.1991, действовавшего на всей территории Союза ССР.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Такой порядок и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21.04.2020 (далее - Порядок).
Ответчик отказал в выдаче удостоверения из-за отсутствия документов, поименованных в п. п. 6, 7 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных приказом МЧС России, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2020 N 253/207н/73н).
В соответствии с п. 4 данного Приказа, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; один или несколько документов (оригиналы либо заверенные копии), подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 или 7 Порядка и условий.
Пункт 6 Порядка содержит перечень документов, представление которых может подтвердить участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Порядком установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающие обязательность предоставления документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 Порядка.
Вместе с тем, при толковании в совокупности п. п. 1, 4, 6, 12 Порядка следует вывод, что оформление удостоверения, предусмотренное нормами п. 1, 2, 4, регламентирует вопросы выдачи удостоверения впервые, тогда как вопросы переоформления удостоверения урегулированы п. 12 Порядка.
В данном случае Мажейко В.В. фактически обратился за переоформлением ранее выданного удостоверения.
В силу п. 12 Порядка граждане имеют право на переоформление удостоверения при наличии оснований, подтверждаемых документами, указанными в пункте 7 Порядка и условий, для установления им статуса, дающего право на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки в большем объеме, а также на получение дубликата удостоверения в случае его порчи либо утраты.
Данным Порядком не предусмотрено, что удостоверения союзного образца являются недействительными.
Как указывалось выше ранее Мажейко В.В. было выдано удостоверение 01.11.1991, в указанный период порядок выдачи удостоверений был урегулирован Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 31.03.1990 N 325 "О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" и Письмом Госкомтруда СССР от 04.07.1990 N 2125-ФК "О выдаче удостоверений и нагрудных знаков, подтверждающих право на льготы, лицам принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС".
Указанными нормативными актами было предусмотрено, что лицам (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих воинских частей и военнообязанных запаса, призванных на специальные сборы и принимавшим в 1986 - 1988 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны (зоны отселения), а также занятым в тот же период на эксплуатационных и других работах на этой станции независимо от продолжительности выполнения работ подлежат предоставлению льготы с 01.07.1990; этим лицам выдается удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являющееся документом, подтверждающим право на установленные льготы, и нагрудный знак; оформление и выдача удостоверений и нагрудных знаков производится военными комиссариатами - военнообязанным запаса, призванным на специальные сборы и принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; записи в удостоверения вносятся на основании документов, подтверждающих участие работника в указанных работах (командировочного удостоверения, военного билета, трудовой книжки, табеля учета рабочего времени, справки о праве на повышенную оплату труда за работу в соответствующих зонах опасности) с обязательным указанием года участия работника в этих работах и заверяется печатью органа выдающего удостоверение.
Таким образом, действовавшим ранее нормативно-правовым регулированием было предусмотрено, что удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подлежало выдачи лицам (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих воинских частей и военнообязанных запаса, призванных на специальные сборы и принимавшим в 1986 - 1988 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны (зоны отселения), а также занятым в тот же период на эксплуатационных и других работах на этой станции независимо от продолжительности выполнения работ.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал в судебных постановлениях, что признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства; сам факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда; особенности этих отношений предполагают обеспечение государством гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба; при этом, федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения функционирования механизма возмещения вреда, может избирать различные способы возмещения вреда - льготы, денежные (материальные) компенсации, входящие в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, однако независимо от того, о каких способах возмещения идет речь, он не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда - такой объем должен безусловно соблюдаться (Постановления от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П и др.).
Кроме того, судебная коллегия учитывает выводы вступившего в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019, в котором указано, что ст. 47 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривая контроль органов исполнительной власти за исполнением указанного закона, включая возможную проверку правомерности выдачи гражданам удостоверений и нагрудных знаков участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не наделяет эти или иные упоминаемые в данной норме органы полномочиями возлагать на гражданина обязанность по доказыванию обоснованности получения ранее оформленного и выданного ему в установленном порядке удостоверения. Подобный контроль должен осуществляться непосредственно субъектами, реализующими соответствующие функции, в частности путем проверки и анализа материалов по учету оформленных и выданных удостоверений, а также документов, послуживших основанием для выдачи удостоверений, которые в силу п. 16 Порядка хранятся в уполномоченных органах постоянно; уменьшение ранее признанного и подтвержденного соответствующим удостоверением права граждан на получение компенсаций и льгот (а равно мер социальной поддержки) недопустимо по основаниям, не предусмотренным законом.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в части обязания ответчика выдать истцу удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку решение в данной части основано на исследованных всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии у истца документов, на основании которых ему может быть выдано удостоверение, а также о том, что обязанность по выдаче удостоверения возложена на орган, не обладающий полномочиями, не влекут отмену решения суда в редакции дополнительного решения, поскольку не опровергают изложенные в судебном решении выводы о том, что представленные истцом доказательства, которые оценены судом по правилам ст. ст. 55, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в своей совокупности являются допустимыми, относимыми и достаточными для обязания ответчика выдать истцу удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которого п. 3 Порядка возложена такая обязанность.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Хорошевского районного суда города Москвы от 02 марта 2022 года в части установления факта участия Мажейко В.В. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в период с 04 мая 1986 года по 06 мая 1986 года изменить.
Признать Мажейко В.В. принимавшим участие на работах, связанных с эвакуацией сельскохозяйственных животных в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС в период с 04 мая 1986 года по 06 мая 1986 года.
В остальной части решение Хорошевского районного суда города Москвы от 02 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа г. Москвы, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.