Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре Курочкиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-1070/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Останкинского районного суда адрес от 19 октября 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Карасева Дмитрия Евгеньевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес, Московской городской избирательной комиссии об отмене решения об итогах голосования, результатах выборов - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Карасев Д.Е. обратился суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес (далее - ИКМО), Московской городской избирательной комиссии (далее - МГИК) и просил отменить решение ИКМО об итогах голосования, результатах выборов, обязать ИКМО составить новый протокол об итогах голосования, результатах выборов без учета голосов, полученных посредством системы дистанционного электронного голосования (далее - фио).
Требования мотивированы тем, что решением Совета депутатов адрес в адрес от 15 июня 2022 года N 8/1 в период с 9 по 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес в адрес.
Полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес возложены в 2022 году на территориальную избирательную комиссию адрес в адрес.
Карасев Д.Е. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
Согласно Протоколу ИКМО от 11 сентября 2022 года итоги голосования подведены на основании результатов, полученных из нижестоящих избирательных комиссий и дистанционного электронного голосования (фио).
Решением МГИК от 21 июля 2022 N 15/2 о возможности проведения голосования посредством дистанционного электронного голосования: государственная информационная система "Система дистанционного электронного голосования" (далее - система фио).
Административный истец считает, что указанная система не могла быть использована, поскольку система фио не позволяет с достоверностью определять и сохранять в неизменном виде результаты волеизъявления избирателей, не исключает возникновение негативных последствий в процессе волеизъявления избирателей, не обладает достаточной степенью защищенности от внешних источников, система не имеет свидетельства об аттестации или сертификата о пригодности для применения в целях применения Федерального закона N 67-ФЗ. Кроме того, члены ИКМО при составлении протокола об итогах системы фио фактически не устанавливала итоги, поскольку не производила подсчет голосов избирателей. При проведении голосования посредством системы фио отсутствует порядок назначения наблюдателей. В качестве способа наблюдения кандидату предложено присутствие в Общественном штабе по наблюдению, где должен был быть организован доступ к отдельному узлу распределенной базе данных фио, однако доступ к данному узлу фактически отсутствовал, регламент ее использования опубликован не был, поэтому отсутствовала какая-либо возможность эффективно осуществлять наблюдение за проведением фио и подсчетом голосов избирателей, принявших участие в фио.
Решением Останкинского районного суда адрес от 19 октября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
В апелляционной жалобе Карасев Д.Е. ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, допущены существенные нарушения норм материального права.
В заседании судебной коллегии административный истец и его представитель фио доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители административных ответчиком фио, фио, фио, фио просили оставить решение без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Совета депутатов адрес от 15 июня 2022 года N 8/1 назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес на 11 сентября 2022 года.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 17 декабря 2020 года N143/36 сформирована территориальная избирательная комиссия адрес в составе 14 членов с правом решающего голоса.
Решением Совета депутатов адрес в адрес от 15 июня 2022 года N 8/1 выборы депутатов Совета депутатов адрес в адрес - назначены на период с 9 по 11 сентября 2022 года.
Согласно решению Московской городской избирательной комиссии полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес (ИКМО) возложены в 2022 году на территориальную избирательную комиссию адрес в адрес.
Решением ИКМО от 18 июля 2022 года N 10/1 Карасев Д.Е. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, проводилось дистанционное электронное голосование (фио) в соответствии с Порядком, утвержденным решением Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/8.
Порядок проведения фио утвержден статьей 64.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 68.1 Избирательного кодекса адрес Требованиями к проведению дистанционного электронного голосования, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2022 года N86/715-8.
11 сентября 2022 года по итогам голосования ИКМО составлен протокол о результатах выборов по многомандатному избирательному округу N 1.
Также 11 сентября 2022 года ИКМО составлен протокол об итогах дистанционного электронного голосования (фио).
Согласно протоколу об итогах фио число недействительных бюллетеней дистанционного электронного голосования составило 0 (ноль) штук.
Суд, проверив протокол, пришел к выводу, что он составлен в точном соответствии с требуемыми правовыми предписаниями, не содержат в себе каких-либо неточностей или неясностей.
12 сентября 2022 года ИКМО принято решение N 21/1 об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов адрес.
Карасев Д.Е. не вошел в число избранных депутатов в Совет депутатов адрес.
Суд, пришел к выводу о том, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, его права не нарушены, поэтому отказал в удовлетворении требований.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, решением Московского городского суда от 17 августа 2022 года, вступившим в законную силу 25 августа 2022 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решений Московской городской избирательной комиссии от 21 июля 2022 N 15/2 "О дистанционном электронном голосовании на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года", от 28 июля 2022 N 17/8 "О порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года".
В данном случае решение Московского городского суда от 17 августа 2022 года имеет преюдициальное значение, так как указанные решения МГИК обладают признаками, характеризующими нормативные правовые акты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Московский городской суд пришел к выводу, что оспариваемые решения приняты Московской городской избирательной комиссией в пределах представленных ей полномочий, с соблюдением требований к порядку их принятия, опубликования такого рода актов, что принятые решения не противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, изданы в установленном законом порядке.
Согласно Порядку дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, утвержденного решением Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/8, тайна голосования обеспечивается анонимизацией - процедурой, которая посредством программно-технических решений и организационных мер, применяемых в специальном программном обеспечении ГИС фио, обеспечивает невозможность установления связи между персональными данными избирателя и сохраняемым результатом его волеизъявления (пункт 1.5 Порядка).
Разделом 6 указанного Порядка установлена процедура идентификации личности избирателя и осуществления дистанционного электронного голосования с соблюдением принципа тайны голосования.
Порядком установлено, что для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель обращается на Портал Москвы, и проходит процедуры идентификации и аутентификации, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию. После перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании участнику фио необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. Код подтверждения формируется по запросу участника фио средствами СПО фио Москвы и направляется посредством смс-сообщения на указанный в подсистеме "Личный кабинет" Портала Москвы номер мобильного телефона. Длина кода должна быть не менее пяти цифр. Полученный код подтверждения участнику фио следует ввести в соответствующее поле экранной формы. В случае ввода участником фио некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, СПО фио Москвы предоставляет ему код подтверждения повторно (не чаще одного раза в минуту). Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20.00 11 сентября 2022 года. После корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику фио отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность после ознакомления с информацией о кандидатах осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки (отметок) в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам), в пользу которого (которых) сделан выбор. Волеизъявление осуществляется участником фио только на том устройстве, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню.
Зашифрованная информация об анонимизированном волеизъявлении участника фио после принятия голоса участника фио распечатывается на бумажном носителе в помещении соответствующей ИКМО и отображается в электронном виде средствами отображения информации СПО фио Москвы (пункты 6.3, 6.6, 6.8, 6.9, 6.12 Порядка).
Согласно пунктам 10.2, 10.3 Порядка, граждане Российской Федерации могут осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием с использованием специального сервиса в сети Интернет. В Общественном штабе по наблюдению за выборами в адрес предоставляется доступ к отдельному узлу (ноде) распределенной базы данных СПО фио Москвы. Регламент использования функций ноды, в том числе на запись проверочных транзакций определяется Московской городской избирательной комиссией.
В разделах 3, 5, 7, 8 Порядка приведены положения, предусматривающие процедуру составления списка лиц, принявших участие в дистанционном электронном голосовании, контроля за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования, составления данных об итогах дистанционного электронного голосования и учета этих данных при определении результатов выборов.
Московский городской суд в решении указал, что оспариваемым Порядком предусмотрена четкая и ясная процедура составления списка лиц, принявших участие в дистанционном электронном голосовании, контроль за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования, составления данных об итогах дистанционного электронного голосования, учета этих данных при определении результатов выборов. Порядок не противоречит публичному характеру института выборов, поскольку предусмотрены положения об обеспечении наблюдения за дистанционным электронным голосованием в соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ и Избирательного кодекса адрес.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
В соответствии с пунктом 1.3. Порядка принять участие в дистанционном электронном голосовании имеет право гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства на территории адрес, обладающий активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, на которых проводится дистанционное электронное голосование, достигший возраста 18 лет на 30 августа 2022 года, являющийся пользователем Портала Москвы с действующей полной учетной записью в этой системе, данные которого сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы" по состоянию на 30 августа 2022 года.
В пункте 2.1 Порядка определено, что избиратели, указанные в пункте 1.3 Порядка, участвуют в дистанционном электронном голосовании без подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании.
Согласно пункту 2.2. Порядка, если у избирателя, обладающего активным избирательным правом, данные которого сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы", адрес места жительства находится в границах избирательного участка, соответствующего данным, содержащимся в Регистре избирателей, участников референдума ГАС "Выборы", то избиратель подлежит включению в сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании.
В противном случае избиратель не подлежит включению в сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании.
Порядок осуществления наблюдения за дистанционным электронным голосованием установлен разделом 10 Порядка, которым предусмотрено, что в Общественном штабе по наблюдению за выборами в адрес предоставляется доступ к отдельному узлу (ноде) распределенной базы данных СПО фио Москвы. Регламент использования функций ноды, в том числе на запись проверочных транзакций, определяется Мосгоризбиркомом. На средствах отображения СПО фио Москвы в помещениях Мосгоризбиркома, Общественного штаба по наблюдению за выборами в адрес, ИКМО производится постоянное непрерывное отображение следующей информации в табличной, графической и текстовой форме в разрезе избирательных округов: число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам фио; число электронных бюллетеней, использованных участниками фио; цепочки блоков информации в распределенной базе данных ГИС фио, в том числе содержащие анонимизированные зашифрованные результаты волеизъявления участников фио.
Из указанного следует, что административный истец не был и не мог быть лишен возможности осуществлять наблюдение за ходом дистанционного голосования.
Порядок не содержит положений, позволяющих вмешательство посторонних лиц в подсчет голосов избирателей. Наоборот, Порядком предусмотрены нормы для исключения такого вмешательства: использование специального программного обеспечения для формирования ключей зашифрования и расшифрования результатов волеизъявления избирателей, а также разделение ключа расшифрования на заданное количество частей и последующей сборки ключа расшифрования из предоставленных частей.
Из решения Московской городской избирательной комиссии от 6 сентября 2022 года N 25/3 следует, что формирование ключей зашифрования и расшифрования результатов волеизъявления участников дистанционного электронного голосования, разделения ключа расшифрования на части было осуществлено Московской городской избирательной комиссией 8 сентября 2022 года. Ключ расшифрования был разделен на 5 частей и эти части были переданы на хранение лицам, указанным в решении. После загрузки в специальное программное обеспечение государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" ключ зашифрования, записанный на внешний носитель информации (USB-накопитель), подлежит хранению в Московской городской избирательной комиссии.
Пункта 1.4 Порядка предусмотрено, что при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, формирование территориальной комиссии дистанционного электронного голосования не производится.
В целях обеспечения проведения дистанционного электронного голосования Московская городская избирательная комиссия осуществляет следующие действия: формирует сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании; утверждает форму бюллетеня дистанционного электронного голосования; передает оператору ТИС фио исходные данные для формирования электронных бюллетеней; организует с использованием специального программного обеспечения ключей шифрования формирование ключа зашифрования и ключа расшифрования, разделение ключа расшифрования на отдельные части и сборку ключа расшифрования из отдельных частей; определяет количество частей, на которое разделяется ключ расшифрования; формирует список принявших участие в дистанционном электронном голосовании; записывает электронную копию списка принявших участие в дистанционном электронном голосовании на внешний носитель информации; - запускает процедуру расшифрования результатов волеизъявления участников дистанционного электронного голосования; - формирует в электронном виде данные об итогах дистанционного электронного голосования отдельно по каждому избирательному округу и направляет их в соответствующие избирательные комиссии внутригородских муниципальных образований (далее - ИКМО), определяющие результаты выборов.
Пунктом 7.9 Порядка определено, что после расшифрования результатов волеизъявления участников фио с использованием фио, формируются в электронном виде данные об итогах дистанционного электронного голосования отдельно по каждому избирательному округу в соответствии с итогами волеизъявления участников фио, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе, и выводятся на средствах отображения информации СПО фио Москвы.
В силу пункта 7.10 Порядка данные об итогах дистанционного электронного голосования подписываются электронной подписью председателя и секретаря Мосгоризбиркома.
Мосгоризбирком направляет данные об итогах дистанционного электронного голосования в электронном виде в соответствующие ИКМО, определяющие результаты выборов.
Пунктом 8.1 Порядка установлено, что на основании полученных из Мосгоризбиркома в электронном виде данных об итогах дистанционного электронного голосования по соответствующему избирательному округу, ИКМО составляет протокол об итогах дистанционного электронного голосования по соответствующему избирательному округу (форма протокола приведена в приложении N 3 к Порядку), данные которого в последующем учитываются при определении результатов выборов.
Протоколы ИКМО об итогах дистанционного электронного голосования по соответствующим избирательным округам подписываются присутствующими членами комиссии и вводятся в ГАС "Выборы".
Данные протокола об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу ИКМО о результатах выборов отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе о результатах выборов согласно утвержденным формам протокола и сводной таблицы (пункт 8.2. Порядка).
При суммировании данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий для составления сводной таблицы и протокола ИКМО о результатах выборов данные об итогах дистанционного электронного голосования учитываются в соответствии с приложением N 4 к Порядку (пункт 8.3. Порядка).
Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников фио, итоги дистанционного электронного голосования по соответствующему избирательному округу признаются недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу ИКМО о результатах выборов, и не учитываются в протоколе о результатах выборов (пункт 8.4. Порядка).
Из вышеприведенного следует, что избирательная комиссия не является субъектом правоотношений, связанных с проведением процедуры дистанционного электронного голосования.
Все необходимые действия в пределах компетенции, установленной Порядком, избирательной комиссией были осуществлены, а именно: был подписан протокол об итогах дистанционного электронного голосования, правомерно были учтены итоги дистанционного электронного голосования при определении результатов выборов.
Суд, с учетом вышеприведенного, не установилобстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, поэтому пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными результатов выборов, поскольку избирательная комиссия действовала в пределах предоставленных полномочий, в полном соответствии с Избирательным кодексом адрес.
Оценка доводов административного истца дана судом в решении, они признаны несостоятельными.
Довод в апелляционной жалобе административного истца о том, что использованная информационная система не соответствует техническим нормативам, законным требованиям и Конституции Российской Федерации, является необоснованным, поскольку специальное программное обеспечение государственной информационной системы фио получило сертификаты ФСТЭК России от 20 августа 2021 года N 4441 и N4442, о чем в Государственном реестре сертифицированных средств защиты информации имеются соответствующие записи. Указанный реестр опубликован и доступен для ознакомления на сайте ФСТЭК России. Кроме того, программное обеспечение получило аттестат соответствия требованиям по защите информации от 8 сентября 2022 года N 0535.00115.2022.
Утверждение административного истца о вмешательстве в деятельность избирательных комиссий посторонних лиц ничем не подтверждено. Сведений о том, что в ходе голосования с использованием системы фио были нарушения в ее работе, сбои, несанкционированные подключения к ней, или произошла утечка информации, истцом не представлено, а судом не установлено.
Разделом 10 Порядка фио установлены основные возможности наблюдения за дистанционным электронным голосованием, поэтому довод административного истца об отсутствии возможности осуществлять наблюдение за проведением фио и подсчетом голосов избирателей, принявших участие в фио, является необоснованным.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ИКМО устанавливает итоги голосования и определяет результаты выборов в органы местного самоуправления, публикует итоги голосования и результаты выборов. При этом в соответствии с пунктом 1.9 Требований к фио для обеспечения проведения дистанционного электронного голосования ЦИК России (избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с ЦИК России) вправе сформировать одну или несколько территориальных комиссий дистанционного электронного голосования (далее - ТИК фио). В случае если ТИК фио не формируется, полномочия по обеспечению проведения дистанционного электронного голосования устанавливаются в соответствии с порядком дистанционного электронного голосования. В соответствии с пунктом 1.4 Порядка фио при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, формирование территориальной комиссии дистанционного электронного голосования не производится. В целях обеспечения проведения дистанционного электронного голосования соответствующие полномочия осуществлял Мосгоризбирком.
Доводы административного истца о расхождении результатов голосования с использованием фио и очного голосования избирателей являются голословными, данные доводы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного заседания.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В материалах дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, влекущих признание результатов выборов недействительными, доказательств нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, не позволивших выявить действительную волю избирателей.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда адрес от 19 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.