Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей адресВ., фио, при секретаре Курочкиной Е.С., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-1244/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца Колесовой А.В., действующего на основании доверенности фио на решение Гагаринского районного суда адрес от 4 октября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях Колесовой Анастасии Валерьевны к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес о об отмене протокола (решения) от 12.09.2022 о результатах и определении результатов голосования в округе N2 - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Колесова А.В. обратилась с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, в котором просила отменить решение от 12.09.2022 ТИК адрес о результатах голосования в округе N 2, оформленное соответствующим протоколом и сводной таблицей по избирательному округу N 2, а также решение от 12.09.2022 ТИК адрес об определении результатов выборов депутатов совета депутатов фио в части округа N 2, мотивируя требования тем, что 21.06.2022 года совет депутатов назначил выборы, что подтверждается публикацией на сайте "ВестникМГИК". 30.07.2022 года Колесова А.В. была зарегистрирована в качестве кандидата на указанных выборах в избирательном округе N 2, выборы проводились с использованием дистанционной электронной системы, которая не обеспечивала гарантии защиты избирательных прав от технических или других угроз, не обеспечивала тайну голосования, оборудование дистанционного электронного голосования не проверены, способность системы дистанционного электронного голосования провести правильный подсчет голосов не установлена, имевшиеся в результате нарушения не позволили выявить действительную волю избирателей, повлияли на распределение голосов по каждому из кандидатов и в целом повлияли на результаты голосования. В ходе агитационного периода Правительством Москвы осуществлялись действия, направленные на подкуп избирателей посредством проведения акции "Миллион призов - "ВыбираемВместе2022".
Административный истец Колесова А.В. и ее представитель фио в судебном заседании требования административного иска поддержали.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес фио в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца фио со ссылкой на то, что выводы суда не доказаны, нарушены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика, действующего на основании доверенности фио, сочтя возможным по правилам ст. ст.150-152 КАС РФ, рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомившего, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда отмене не подлежащим, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований закреплены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"(далее Федеральный закон 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П указал, что конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Из разъяснений, данных в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Таких нарушений по настоящему делу суд обоснованно не усмотрел.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального адрес от 21.06.2022 N87/3 "О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального адрес" на 11.09.2022 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес. Данное решение опубликовано в бюллетене "Московский муниципальный вестник" 24.06.22 N17 (318).
В соответствии с решением Московской городской избирательной комиссии от 24.06.22 N11/1 голосование на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес в единый день голосования 11 сентября 2022 проводилось в течение нескольких дней подряд - 9, 10 и 11 сентября 2022 года.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 21.07.22 N15/2 "О дистанционном электронном голосовании на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022" определено, что на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, проводится электронное голосование с 8.00 9 сентября 2022 года до 20.00 11 сентября 2022 года".
Решением Московской городской избирательной комиссии от 28.07.22 N17/8 утвержден Порядок дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 (далее - Порядок дистанционного электронного голосования).
Решением Московской городской избирательной комиссии от 11.08.2022 года N21/4 утвержден Порядок составления, уточнения и использования списков избирателей на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года (далее - Порядок), а также установлено, что при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, в случае составления, уточнения и использования списков избирателей в электронном виде избирательные комиссии внутригородских муниципальных образований и участковые избирательные комиссии, действующие на указанных выборах, обязаны руководствоваться Порядком.
Колесова А.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N2 решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 30.07.2022 N7/8.
Выборы в депутаты Совета депутатов состоялись 11.09.2022 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что не представлено достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, влекущих признание результатов выборов недействительными по указанным в административном иске основаниям, фактов вмешательства органов исполнительной власти в деятельность избирательной комиссии не установлено.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, вышеназванный Федеральный закон, иные федеральные законы, Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории адрес порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, регулируются Федеральным законом N 67-ФЗ, а также Избирательным кодексом адрес.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 67-ФЗ закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Подпунктами "в", "м" пункта 10 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; осуществляет иные полномочия в соответствии с данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
По решению Московской городской избирательной комиссии голосование на выборах в органы государственной власти адрес, органы местного самоуправления (включая повторное голосование, повторные выборы) может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не подлежит пересмотру (часть 1 статьи 66.1 Избирательного кодекса адрес).
Согласно положениям статьи 64.1 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов, референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума может проводиться дистанционное электронное голосование. Указанным решением должны быть определены сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, а также условия, при которых избиратель, участник референдума вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании (пункт 1). Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации (на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме по предложению территориальной избирательной комиссии федеральной территории, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума) по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 4). В случае принятия решения о проведении дистанционного электронного голосования с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на выборах в федеральные органы государственной власти и (или) референдуме Российской Федерации, согласование не требуется, при этом избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации информирует о принятом решении Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (пункт 5).
На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и (или) региональные государственные информационные системы (пункт 8). При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием региональных государственных информационных систем указанный в пункте 9 данной статьи порядок с учетом требований, предусмотренных пунктом 13 данной статьи, утверждается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 12).
При проведении выборов в органы государственной власти адрес, органы местного самоуправления может проводиться дистанционное электронное голосование. Порядок и условия проведения дистанционного электронного голосования определяются статьей 64.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 68.1. Избирательного кодекса адрес).
В соответствии с пунктами 3 и 36 части 2 статьи 7 Закона адрес N 23 Московская городская избирательная комиссия обеспечивает на территории адрес реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом адрес и законами адрес, а также постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Согласно Порядку дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, утвержденного решением Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/8, тайна голосования обеспечивается анонимизацией - процедурой, которая посредством программно-технических решений и организационных мер, применяемых в специальном программном обеспечении ГИС ДЭГ, обеспечивает невозможность установления связи между персональными данными избирателя и сохраняемым результатом его волеизъявления (пункт 1.5 Порядка).
Разделом 6 указанного Порядка установлена процедура идентификации личности избирателя и осуществления дистанционного электронного голосования с соблюдением принципа тайны голосования.
Данным Порядком установлено, что для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель обращается на Портал Москвы, и проходит процедуры идентификации и аутентификации, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию. После перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании участнику ДЭГ необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. Код подтверждения формируется по запросу участника ДЭГ средствами СПО ДЭГ Москвы и направляется посредством смс-сообщения на указанный в подсистеме "Личный кабинет" Портала Москвы номер мобильного телефона. Длина кода должна быть не менее пяти цифр. Полученный код подтверждения участнику ДЭГ следует ввести в соответствующее поле экранной формы. В случае ввода участником ДЭГ некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, СПО ДЭГ Москвы предоставляет ему код подтверждения повторно (не чаще одного раза в минуту). Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20.00 11 сентября 2022 года. После корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность после ознакомления с информацией о кандидатах осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки (отметок) в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам), в пользу которого (которых) сделан выбор. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ только на том устройстве, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню.
Зашифрованная информация об анонимизированном волеизъявлении участника ДЭГ после принятия голоса участника ДЭГ распечатывается на бумажном носителе в помещении соответствующей ИКМО и отображается в электронном виде средствами отображения информации СПО ДЭГ Москвы (пункты 6.3, 6.6, 6.8, 6.9, 6.12 Порядка).
Граждане Российской Федерации могут осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием с использованием специального сервиса в сети Интернет. В Общественном штабе по наблюдению за выборами в адрес предоставляется доступ к отдельному узлу (ноде) распределенной базы данных СПО ДЭГ Москвы. Регламент использования функций ноды, в том числе на запись проверочных транзакций определяется Московской городской избирательной комиссией (пункты 10.2, 10.3 Порядка).
Разделы 3, 5, 7, 8 Порядка содержат положения, предусматривающие процедуру составления списка лиц, принявших участие в дистанционном электронном голосовании, контроля за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования, составления данных об итогах дистанционного электронного голосования и учета этих данных при определении результатов выборов.
По смыслу приведенных правовых положений избиратель вправе самостоятельно определить форму участия в выборах, проводимых 11 сентября 2022 года (на избирательном участке, воспользовавшись бумажным избирательным бюллетенем, либо на избирательном участке дистанционного электронного голосования, воспользовавшись электронным избирательным бюллетенем), реализовать или не реализовать свое активное избирательное право.
При этом у наблюдателей имелась возможность убедиться в достоверности сведений о поступающих голосах.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о нарушении тайны голосования, необъективных результатах выборов, судебной коллегий отвергаются, как неподкрепленные соответствующими доказательствами.
Сомнения в объективности проведения выборов в форме дистанционного электронного голосования, допущенных рисках многодневного голосования, изложенные в апелляционной жалобе, носят предположительный характер, не содержат обоснования со ссылкой на установленные факты.
Судебная коллегия также отмечает, что решения Московской городской избирательной комиссии от 24 июня 2022 года N 11/1 "О проведении голосования на выборах в течение нескольких дней подряд", от 21 июля 2022 года N 15/2 "О дистанционном электронном голосовании на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года", от 28 июля 2022 года N 17/8 "О порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года" явились предметом проверки суда, в ходе которой судебными инстанциями требования о признании данных решений незаконными оставлены без удовлетворения. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что Порядком предусмотрена процедура точной идентификации личности избирателя, надлежащая система, обеспечивающая тайну, безопасность голосования и волеизъявления избирателей; предусмотрена четкая и ясная процедура составления списка лиц, принявших участие в дистанционном электронном голосовании, контроль за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования, составления данных об итогах дистанционного электронного голосования, учета этих данных при определении результатов выборов. Оспариваемый Порядок соответствует положениям Федерального закона N 67-ФЗ, предусматривающим дистанционное электронное голосование, а также требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2022 года N 86/715-8, и содержание Порядка не имеет положений, которые бы противоречили названным актам.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемые решения направлены на создание дополнительных условий реализации жителями адрес избирательных прав на соответствующих выборах, не ограничивают прав граждан самостоятельно определять форму участия в выборах, проводимых 11 сентября 2022 года, реализовывать или не реализовывать свое активное избирательное право, что не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе Федеральному закону N 67-ФЗ (пункт 3 статьи 3).
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, а также иную оценку обстоятельств спора, в связи с чем не свидетельствуют о неправильном применении или существенном нарушении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или о допущенной судебной ошибке.
Оснований для отмены судебного решения по основаниям, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда адрес от 4 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Колесовой А.В. - фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 10.03.2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.