Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "ЛЕГА" директора Жданова Ю.В. (далее - Жданов Ю.В.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 Дзержинского судебного района Нижегородской области от 18 марта 2022 г. и решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 17 июня 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛЕГА" (далее - ООО "ЛЕГА") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Дзержинского судебного района Нижегородской области от 18 марта 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 17 июня 2022 г, ООО "ЛЕГА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "ЛЕГА" директор Жданов Ю.В. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ЛЕГА" к административной ответственности) невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ), его положения направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Данный Федеральный закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которой:
- организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, среди прочего обязана: соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (пункт 1);
- работники опасного производственного объекта среди прочего обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (пункт 2).
Согласно пункту 1 таблицы 2 приложения 2 (Классификация опасных производственных объектов) к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ опасному производственному объекту, где одновременно находятся или могут находиться 200 тонн и более, но менее 2 000 тонн, опасного вещества или опасных веществ устанавливается II класс опасности.
В соответствии с пунктом 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Требования), утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. N 471, при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 июня 2021 г. N РП-311-840-о должностным лицом Дзержинского территориального отдела названного управления в период с 29 июня по 26 июля 2021 г. проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "ЛЕГА" обязательных требований нормативных правовых актов в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте "Площадка производственная приема, очистки и отгрузки перекиси водорода", регистрационный N, III класса опасности, расположенном по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, Восточный промрайон Оргстекло, 5 км. + 500 м. Игумновское шоссе, дом N 1.
По результатам данной плановой выездной проверки 26 июля 2021 г. установлены нарушения ООО "ЛЕГА" обязательных требований нормативных правовых актов в области промышленной безопасности при осуществлении им деятельности на указанном выше опасном производственном объекте, в том числе:
- при осуществлении ООО "ЛЕГА" идентификации на данном объекте не учтены все осуществляемые технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности: в сведениях, характеризующих данный опасный производственный объект не указаны 6 емкостей перекиси водорода (V = 18 куб.м.) каждая. Суммарное количество перекиси водорода, которое одновременно находится или может находиться на указанном опасном производственном объекте в емкостном оборудовании, еврокубах, составляет более 200 тонн, что соответствует II классу опасности, чем нарушены требования пункта 5 статьи 2, пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 1 таблицы 2 приложения 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, пункта 7 Требований.
26 июля 2021 г. начальником Дзержинского территориального отдела общепромышленного надзора Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано ООО "ЛЕГА" предписание N РП-311-840-о/П об устранении указанного нарушения обязательных требований нормативных правовых актов в области промышленной безопасности в срок до 20 декабря 2021 г. Данное предписание получено названным юридическим лицом в этот же день - 26 июля 2021 г.
Решением заместителя руководителя Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 января 2022 г. N Р-311-22-рш назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ЛЕГА" с целью установления исполнения вышеуказанного предписания.
Актом внеплановой выездной проверки от 28 января 2022 г. N Р-311-22-рш/А/22 установлено, что предписание от 26 июля 2021 г. N РП-311-840-о/П не исполнено.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 8 февраля 2022 г. (л.д. 23-25); решением о проведении внеплановой выездной проверки от 13 января 2022 г. N Р-311-22-рш (л.д. 1-4); актом внеплановой выездной проверки от 28 января 2022 г. N Р-311-22-рш/А/22 (л.д. 5-9); предписанием от 26 июля 2021 г. N РП-311-840-о/П (л.д. 10-21), и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "ЛЕГА" верно квалифицировано по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению требований противопожарной безопасности, не представлено.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели судебное разбирательство, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ООО "ЛЕГА" в совершении административного правонарушения.
Доказательства, на основании которых установлена виновность юридического лица, в том числе протокол об административном правонарушении, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу, являются несостоятельными. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, не согласиться которой оснований не имеется.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые данные для разрешения дела по существу.
Показания свидетелей, допрошенных в ходе судебного разбирательства, приведенные в обоснование доказанности вины ООО "ЛЕГА", последовательны, непротиворечивы, согласуются с иными доказательствами, отвечают требованиям, предъявляемым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к такому виду доказательств, и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно события административного правонарушения. Оснований ставить под сомнение оценку, данную мировым судьей и судьей районного суда показаниям свидетелей, не имеется.
Доводы об отсутствии в действиях ООО "ЛЕГА" состава административного правонарушения, в том числе в виду того, что на опасном производственном объекте изменился технологический процесс, в котором на дату осмотра не участвовали и на территории данного объекта отсутствовали указанные в предписании 6 емкостей, своего подтверждения не нашли.
Доводы жалобы о незаконности и неисполнимости предписания не могут повлечь отмены состоявшихся по делу судебных решений, потому как основаны на ином толковании норм материального права. Оно вынесено уполномоченным должностным лицом, основано на установленных обстоятельствах и соответствует нормативным правовым актам в области промышленной безопасности.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении лица, в отношении которого ведётся производство по делу, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении опровергаются материалам дела (л.д. 22), при составлении указанного протокола присутствовал защитник ООО "ЛЕГА" ФИО4, полномочия которого были подтверждены доверенностью от 18 января 2022 г. N 02/22, о чем в названном процессуальном документе имеются соответствующие отметки.
Доводы жалобы не содержат каких-либо подтвержденных правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают наличие в деянии ООО "ЛЕГА" состава вмененного административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО "ЛЕГА" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 Дзержинского судебного района Нижегородской области от 18 марта 2022 г. и решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 17 июня 2022 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛЕГА" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "ЛЕГА" директора Жданова Ю.В. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.