Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Плешаковой Л.И. (далее Плешакова Л.И.) на вступившие в законную силу постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 02 декабря 2020 года, определение судьи Калужского областного суда от 25 ноября 2021 года, вынесенные в отношении Плешаковой Л.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 02 декабря 2020 года Плешакова Л.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением судьи районного суда, Плешакова Л.И. обратилась на него с жалобой в Калужский областной суд, заявив ходатайство о восстановлении процессуального срока.
Определением судьи Калужского областного суда от 25 ноября 2021 года жалоба Плешаковой Л.И. возвращена без рассмотрения по существу.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Плешакова Л.И. ставит вопрос об отмене процессуальных актов, ссылаясь на незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Пунктом 2 статьи 47.2 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 73-ФЗ) определено, что состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В силу положений пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подпункт 1); незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (подпункт 7); не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (подпункт 8).
Пунктом 2 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ определено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании задания от 01 сентября 2020 года N 48-2020 Управлением по охране объектов культурного наследия Калужской области в период со 02 сентября 2020 года по 29 сентября 2020 года проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес"
Решением исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 04 февраля 1991 года N 35 здание " "данные изъяты".", расположенное по адресу: "адрес" признано объектом культурного наследия регионального значения.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18 ноября 2016 года N 55261-р данный объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В указанном здании расположено три жилых помещения: квартира N (кадастровый номер "данные изъяты"); квартира N (кадастровый номер "данные изъяты"); квартира N (кадастровый номер "данные изъяты"), которые согласно выпискам из ЕГРН принадлежат на праве собственности Плешаковой Л.И.
Плешаковой Л.И. оформлено охранное обязательство от 10 декабря 2014 года N 74-01. Согласно акту технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории, являющемуся приложением к охранному обязательству, Плешакова Л.И. в период 2014-2017 гг. обязана провести ремонтно-реставрационные работы по внутренним помещениям, по фасадам и общедомовому имуществу указанного объекта культурного наследия.
При проведении мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия установлено, что здание долгое время не эксплуатируется, находится в неудовлетворительном аварийном состоянии, крыша обрушена, вход в здание свободный. Внутренние помещения захламлены бытовым и строительным мусором, в помещениях произрастают деревья и кустарники. Кирпичная стена, общая с домом N "адрес", разрушена, пространство завалено битым кирпичом. Территория объекта культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии (захламлена бытовым и строительным мусором, на ней произрастают деревья и кустарники).
Согласно критериям, изложенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 646 "Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии" объект находится в неудовлетворительном состоянии.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области протокола об административном правонарушении от 10 ноября 2020 года N 59-2020 и последующего привлечения Плешаковой Л.И. судьей районного суда к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт несоблюдения Плешаковой Л.И. требований Федерального закона N 73-ФЗ подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судьи районного суда о наличии в деянии Плешаковой Л.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия Плешаковой Л.И. квалифицированы по части 1 статьи 7.13 названного кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, они не опровергают наличие в деянии Плешаковой Л.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Мотивов для переоценки выводов судьи Калужского областного суда об отказе в восстановлении процессуального срока обжалования постановления судьи районного суда, не имеется, поскольку они соответствуют требованиям статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалам дела. Факт неполучения Плешаковой Л.И. копии судебного постановления, невозможности в установленный законом срок обратиться с жалобой на постановление судьи районного суда ввиду ее нахождения на больничном не относится к уважительной причине пропуска процессуального срока, о чем обоснованно указано судьей областного суда при рассмотрении ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Плешаковой Л.И. вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 02 декабря 2020 года, определение судьи Калужского областного суда от 25 ноября 2021 года, вынесенные в отношении Плешаковой Л.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Плешаковой Л.И. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.