Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Ведясова А.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии, по кассационной жалобе Ведясова А.А.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 01 ноября 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Ведясов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (далее - ГУ - ОПФ РФ по Республике Мордовия) о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 августа 2022 года исковые требования Ведясова А.А. удовлетворены, на ГУ - ОПФ РФ по Республике Мордовия возложена обязанность произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Ведясову А.А. с учетом нахождения у него на иждивении несовершеннолетнего ребенка Ведясова А.А. за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 01 ноября 2022 года решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 августа 2022 года отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Ведясова А.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной Ведясовым А.А, изложена просьба об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 01 ноября 2022 года в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ведясов А.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ у Ведясова А.А. родился сын - ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ Ведясов А.А. обратился в ГУ - ОПФ РФ по Республике Мордовия с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом нахождения у него на иждивении нетрудоспособного члена семьи - несовершеннолетнего сына ФИО1.
Распоряжением ГУ - ОПФ РФ по Республике Мордовия от 16 декабря 2021 года N произведен перерасчет страховой пенсии Ведясову А.А. с 1 января 2022 года с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием иждивенца.
18 января 2022 года Ведясов А.А. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил выплатить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости за период с августа 2014 года по декабрь 2021 года в связи с рождением у него ДД.ММ.ГГГГ сына ФИО1.
Уведомлением от 15 февраля 2022 года ГУ - ОПФ РФ по Республике Мордовия Ведясову А.А. сообщено, что перерасчет пенсии произведен с 1 января 2022 года на основании заявления от 13 декабря 2021 года и свидетельства о рождении ребенка в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указаны размеры получаемой страховой пенсии.
28 марта 2022 года Ведясов А.А. вновь обратился к ответчику о разъяснении порядка доведения пенсионным органом до граждан информации о возможности установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с рождением ребенка, сроков доведения такой информации.
26 апреля 2022 года ГУ - ОПФ РФ по Республике Мордовия дан ответ Ведясову А.А, согласно которому в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона о страховых пенсиях пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты. Перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии. Поскольку Ведясов А.А. с заявлением о перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с приложенным к нему свидетельством о рождении сына обратился в пенсионный орган только 13 декабря 2021 года, то такой перерасчет ему произведен с 1 января 2022 года. Оснований для перерасчета размера повышенной фиксированной выплаты к пенсии по старости с более раннего срока не имеется, поскольку это не предусмотрено нормами пенсионного законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком допущено нарушение пенсионных прав истца, выразившееся в длительном невыполнении пенсионным органом обязанности по информированию Ведясова А.А. о наличии у него права на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере с учетом нахождения на его иждивении сына ФИО1.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости должен быть выполнен за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, определив период перерасчета с даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по 31 декабря 2021 года.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что переходными положениями, изложенными в главе 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации не возложена обязанность в случае отсутствия обращения получателя пенсии в пенсионные органы принять меры для доведения до каждого такого лица лично сведений о возможности получения повышенных фиксированных доплат или иных дополнительных выплат, а так же назначение доплат к пенсии без соблюдения заявительного порядка.
Кроме того, указал, что истец по каким-либо вопросам до декабря 2021 года в пенсионный орган не обращался, полагая утверждения истца о том, что ответчику достоверно было известно о рождении у него сына ФИО1, противоречащими материалам дела.
При этом отметил, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрено произведение перерасчета пенсии без соблюдения заявительного порядка в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи.
Принимая во внимание, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за перерасчетом пенсии и представляющего необходимые документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера фиксированной доплаты к страховой пенсии в связи наличием на иждивении ребенка, без соблюдения какого-либо порядка обращения, в том числе заявительного.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права и не учел следующее.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 года.
Впервые понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии дано в пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 4982 рублей 90 копеек в месяц.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 этого федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона нетрудоспособными членами семьи признаются, в том числе дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 23 указанного Федерального закона заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Закона.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона).
28 ноября 2014 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Nн был утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (действовал до 01 января 2022 года, далее - Перечень).
В пункте 15 Перечня указано, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Законом о страховых пенсиях.
По состоянию на дату рождения у Ведясова А.А. сына ФИО1 действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N, Пенсионного фонда Российской Федерации Nпа от 27 февраля 2002 года, содержащий аналогичные положения.
Исходя из положений части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Положения, аналогичные части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ранее содержались и в пункте 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, с введением в действие с 1 января 2015 года Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, имеющим право на страховую пенсию в соответствии с этим законом, устанавливалось обеспечение в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии. Лицо, получающее страховую пенсию, на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи, имеет право на повышение фиксированной выплаты к данной пенсии, которое производится одновременно с назначением страховой пенсии. В случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи пенсионным органом делается перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
По общему правилу указанный перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется пенсионным органом на основании соответствующего заявления лица, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, и прилагающихся к такому заявлению необходимых документов.
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивалась Пенсионным фондом Российской Федерации (в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, далее по тексту - Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляющий деятельность на момент спорных правоотношений).
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на фиксированную выплату к пенсии, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию, с целью своевременной реализации права на данный перерасчет.
Суд апелляционной инстанции изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, к спорным отношениям применил не правильно.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Ведясова А.А. суд апелляционной инстанции сослался только на то, что Ведясов А.А. в пенсионный орган с письменным заявлением о перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости обратился 13 декабря 2021 года, такой перерасчет ему был произведен с 1 января 2022 года (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление Ведясова А.А. о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения), и, как следствие, у пенсионного органа отсутствуют основания для назначения повышенной фиксированной выплаты к пенсии Ведясова А.А. за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2021 года с учетом нахождения у него на иждивении нетрудоспособного члена семьи.
Кроме того, суд апелляционной инстанции в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, не принял во внимание, что из ответов Ленинского отдела ЗАГС Управления ЗАГС администрации городского округа Саранск от 11 июня 2022 года и от 15 октября 2022 года следует, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1030 на основании Соглашения об информационном взаимодействии ГУ - ОПФ РФ по Республике Мордовия и Республиканской службы ЗАГС Республики Мордовия от 24 октября 2013 года N133/1, отдел ЗАГС формировал и направлял ежедекадно 12, 22 числа и 2 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в УПФР по Республике Мордовия сведения, необходимые для открытия лицевых счетов новорожденных, по форме АДВ-1, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 года N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования". Направленные сведения формировались согласно записи акта о рождении ребенка. Сведения о рождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ были направлены в электронном виде в УПФР по Республике Мордовия.
Однако в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций ответчик (пенсионный орган) не представил данных о том, что пенсионным органом была своевременно представлена информация Ведясову А.А. о возможности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Делая вывод о том, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает обязанности пенсионного органа по перерасчету пенсии без соответствующего заявления пенсионера, как и обязанности по разъяснению пенсионеру (Ведясову А.А.) его пенсионных прав, суд апелляционной инстанции оставил без внимания нормы Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, предусматривающие обеспечение Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснительной работы среди населения по вопросам выплат пенсий и подлежащие применению к спорным отношениям во взаимосвязи с положениями пенсионного законодательства, регулирующими вопросы установления пенсионерам фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета.
Суд апелляционной инстанции не учел, что Ведясов А.А. в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства ссылался на то, что он был лишен возможности обратиться к ответчику с заявлением о перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по вине пенсионного органа, которое не разъяснило ему его право на такой перерасчет.
В связи с указанным, апелляционное определение принято с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции в полной мере установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 01 ноября 2022 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 августа 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 01 ноября 2022 года отменить, оставить в силе решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.