Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при помощнике судьи Кибаковой Т.И, с участием прокурора Лазаревой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-392/2022 по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 10 ноября 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Велес - Авто" о признании недействующими в части приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 декабря 2018 года N 23-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год", приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16 декабря 2019 года N 31-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, заключение прокурора Лазаревой Е.И, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 декабря 2018 года N 23-н утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень на 2019 год).
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16 декабря 2019 года N 31-н утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень на 2020 год).
Указанные приказы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области опубликованы в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Под пунктом N Перечня на 2019 год включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" Указанное нежилое здание также включено в Перечень на 2020 год под пунктом N
ООО "Велес - Авто", являясь собственником указанного нежилого здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни названного объекта недвижимости, указав в обоснование требований, что спорный объект не обладает признаками, предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и не используется в целях торговых объектов. Включение объекта недвижимости в оспариваемые Перечни нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Ярославского областного суда от 10 ноября 2022 года административное исковое заявление ООО "Велес - Авто" удовлетворено, признаны недействующими с 1 января 2019 года пункт N Перечня на 2019 год, с 1 января 2020 года пункт N Перечня на 2020 год.
В апелляционной жалобе представитель Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области просит решение суда отменить и принять по делу новый акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что суд пришел к неверному выводу о несоответствии здания признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием для включения нежилого здания в оспариваемые Перечни послужили сведения технического паспорта, согласно которым площадь торговых помещений составляет 44, 9%. Кроме того, судом не учтено что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, спорное здание имело наименование "торговый центр", что также соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором представлены письменные возражения об их несостоятельности и законности судебного акта. Правительством Ярославской области направлены в адрес суда письменные объяснения, в которых выражено согласие с доводами апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. От представителей административного истца, Управления Росреестра по Ярославской области поступили письменные ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушения такого характера допущены судом первой инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для включения нежилого здания в Перечни на 2019-2020 годы по критерию его предназначения, исходя из сведений технического учёта, а также фактического использования у административного ответчика не имелось.
Судебная коллегия считает позицию суда ошибочной, основанной на неправильном определении имеющих значение по делу обстоятельствах и применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, без учёта предписаний, содержащихся в статье 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 372, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Ярославской области от 15 октября 2003 года N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области", статей 2, 10, 12, 13 Закона Ярославской области от 3 ноября 2010 года N 40-з "О правовых актах Ярославской области", пунктов 3.2.15 и 4.1 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утверждённого постановлением Администрации Ярославской области от 2 апреля 2007 года N 116, сделал верный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов, уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
В соответствии с подпунктом 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 2.1 Закона Ярославской области от 15 октября 2003 года N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области" налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещения в них; 2) нежилые помещения площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому или торговому центру осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение); назначения, разрешённого использования или наименования помещений общей площадью не менее 20 % от общей площади здания; и (или) вида его фактического использования.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, помещение которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как следует из материалов дела, ООО "Велес - Авто" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1 325 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 2157 кв.м, категория земель населенных пунктов, имеющем вид разрешённого использования: "для эксплуатации нежилого здания, литер "У" (столовая)". Право собственности административного истца на земельный участок зарегистрировано 13 июля 2012 года.
В силу закреплённых в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7).
Законодатель в подпункте 1 пункта 3, подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признаётся административно-деловым и (или) торговым центром, чётко указал, что вид разрешённого использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения на нём офисных зданий различного, в том числе, административного назначения и (или) торговых объектов и (или) объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить.
Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N не соответствует видам разрешённого использования, указанным в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний, утверждённых приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и пунктах 3.3, 4.1, 4.2, 4.5-4.9 классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540, следовательно, не соответствует необходимым критериям, установленными названными выше нормами регионального и федерального законодательства, позволяющими отнести спорное здание к административному-деловому или торговому центру.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости до 2 июня 2020 года, в том числе на дату утверждения Перечней, спорный объект недвижимости с кадастровым номером N имел следующие характеристики: вид: здание, площадью 1 325 кв.м, наименование "Торговый центр".
В соответствии с техническим паспортом государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и учёта недвижимости по Ярославской области N N по состоянию на 12 мая 2010 года, экспликации к поэтажному плану на здание (строение) Торгового центра с кадастровым номером N, в нем имеются помещения с наименованием: на первом этаже: "торговый зал" площадью 182.4 кв.м, "комната охраны" площадью 3, 4 кв.м, 6, 4 кв.м, "кабинет" площадью 14, 3 кв.м, 11, 7 кв.м.; на втором этаже: "торговый зал" площадью 247, 3 кв.м, "кабинет" площадью 32, 2 кв.м, 11, 4 кв.м, 23, 3 кв.м, 22, 7 кв.м, 12, 6 кв.м, 21, 2 кв.м, "касса" площадью 6, 7 кв.м.
Из представленной экспликации следует, что в составе здания, площадью 1 325 кв.м, имеются помещения, предназначенные для размещения торговых площадей и объектов общественного питания, общей площадью 595, 6 кв.м, что составляет более 20 % от общей площади объекта: 595, 6 кв.м./ 1 325 кв.м. х 100% = 44, 9 %.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости и данные технического учёта спорного объекта не являются достаточным основанием для включения в оспариваемые Перечни.
При этом судом учтено, что нежилое здание введено в эксплуатацию в 1983 году как здание "данные изъяты"; по данным технической документации по состоянию на 11 июля 2002 года и 15 января 2003 года в нежилом здании отсутствуют торговые помещения и помещения общественного питания; в ходе технической инвентаризации по состоянию на 31 июля 2003 года, на 22 декабря 2004 года, на 20 декабря 2005 года в здании фиксируются помещения торгового назначения, что опровергается фактическим использованием в качестве "нежилого здания", являющегося предметом договора купли-продажи, ипотеки, договора залога, договора аренды нежилого здания, договора аренды земельного участка.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что достоверность сведений технической инвентаризации о наличии в здании помещений торгового назначения может опровергаться сведениями при совершении указанных сделок, имеющимися в органах государственной регистрации недвижимости за период с 2002 года по 2013 год.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости.
В силу пункта 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции от 30 апреля 2021 года N 120-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в том числе является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
Требования, предъявляемые к техническому плану содержатся в статье 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учёта такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Таким образом, сведения, необходимые для осуществления государственного учёта объекта недвижимости, указываются в техническом плане, представление которого также требуется для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Положениями пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что основанием для включения объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является назначение, разрешённое использование или наименование помещений здания (строения, сооружения), при этом разрешённое использование или наименование помещений определенное по состоянию на 2010 год должно было учитываться при определении Перечня объектов недвижимого имущества на 2019-2020 годы.
При таких обстоятельствах технический план здания, составленный по состоянию на 12 мая 2010 года, являющийся на момент принятия оспариваемых нормативных актов по каждому налоговому периоду, в силу приведенных положений действующего законодательства, документом технического учёта (инвентаризации), должен быть принят в качестве доказательства при рассмотрении вопроса о законности включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2020 годы.
ООО "Велес-Авто" представлен отчёт об оценке рыночной стоимости Торгового центра с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" от 27 мая 2020 года "адрес" В ходе проведения оценки объекта капитального строительства - Торгового центра, оценщик отнес указанный объект к классификации "Офисно-торговые объекты свободного назначения и сходные типам объектов недвижимости".
В материалах административного дела не содержится сведений об изменении назначения указанного объекта в юридически значимые периоды.
До 2 июня 2020 года, в том числе на дату утверждения Перечней, здание с кадастровым номером N согласно данным Единого государственного реестра недвижимости имело наименование "Торговый центр". В настоящее время здание имеет наименование - "нежилое здание", в связи с внесенными исправлениями в данные технического учёта.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что перед включением в Перечни на 2019 и 2020 годы обследование нежилого здания на предмет его фактического использования в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Ярославской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утверждённым постановлением Правительства Ярославской области от 27 августа 2015 года N 948-п, не проводилось.
Судебная коллегия, установив из представленного в материалы дела технического плана здания, по состоянию на 12 мая 2010 года, что 44, 9 % общей площади здания имеет наименование помещений, предусматривающих размещение торговых площадей, приходит к выводу о наличии оснований для включения нежилого здания в Перечень на 2019, 2020 годы на основании предназначения не менее 20 % общей площади здания в целях, предусмотренных пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье.
Представителем административного истца указано, что на дату утверждения Перечней здание не использовалось в качестве торгового объекта, а предоставлялось собственником на основании договоров аренды "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты"", в целях использования для размещения сыроварни, пивоварни, а также в качестве склада костюмов, декораций, реквизита.
Однако, для признания здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость достаточно установления в отношении этого объекта одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответствия здания всем условиям, приведённым в указанных пунктах, для включения его в Перечни не требуется.
Нежилое здание с кадастровым номером N отвечает признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база может быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, обоснованно включено в Перечень на 2019-2020 годы, согласно данным документов технического учёта.
Таким образом, вопреки доводам представителя административного истца, материалами дела подтверждено, что нежилое здание в юридически значимые периоды с 2019 по 2020 годы более чем на 20% предназначено для использования в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для торговых площадей, в связи с чем его включение в Перечень на 2019-2020 годы является обоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, решение суда как принятое при неправильном толковании норм материального права является незаконным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского областного суда от 10 ноября 2022 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Велес - Авто" о признании недействующими в части приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 декабря 2018 года N 23-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год", приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16 декабря 2019 года N 31-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год" отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.