Кассационный военный суд в составе: председательствующего БогдашоваД.А., судей АвдонкинаВ.С. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания ПлатошечкинойЮ.С. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-191/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой Анастасии Александровны на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 24июня 2022г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 5октября2022г., принятые по административному исковому заявлению "звание" Ольховской Евгении Александровны об оспаривании бездействия руководителя федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, выразившегося в неначислении суммы дохода от инвестирования накоплений на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Яковлева И.А, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением флотского военного суда, удовлетворено административное исковое заявление Ольховской Е.А. об оспаривании бездействия руководителя ФГКУ "Росвоенипотека" и должностных лиц Минобороны России, выразившегося в неначислении суммы дохода от инвестирования накоплений (далее - инвестиционный доход) на именном накопительном счете (далее - ИНС) участника НИС за период с 1августа2009 г. по 30 июня 2018 г.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие должностных лиц ФГКУ "Росвоенипотека" и Минобороны России, связанное с непринятием мер по учету на ИНС Ольховской Е.А. суммы инвестиционного дохода, которая подлежала начислению за указанный период, обязал ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчет и истребовать установленным порядком от Минобороны России сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС, денежную сумму инвестиционного дохода, равную сумме инвестиционного дохода, которая подлежала начислению с 1 августа 2009 г. по 30 июня 2018 г, на ИНС ОльховскойЕ.А, а на Минобороны России суд возложил обязанность перечислить на ИНС Ольховской Е.А. денежные средства в размере, определенном ФГКУ "Росвоенипотека".
В кассационной жалобе, поданной 27января2023г, представитель административного ответчика - Минобороны России Трофимова А.А, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные акты и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого автор кассационной жалобы, ссылаясь на установленные по делу обстоятельства, содержание статей 3-5, 7 и 17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", пунктов
32-36 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24сентября 2020 г. N 477, положений, приведенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", а также другие нормы законодательства, регулирующие формирование и функционирование НИС, утверждает, что перечисление военнослужащим недополученного инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета не предусмотрено действующим законодательством и наносит материальный ущерб как Минобороны России, так и государству в целом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц не имеется.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а также в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что Ольховская Е.А. заключила первый контракт о прохождении военной службы 1августа 2006 г. на срок 5 лет с присвоением воинского звания " "звание"".
В силу пункта 3 части 1 и пункта 3 части 2 статьи 9 Федерального закона "Онакопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" по истечении 3-х лет, то есть с 1 августа 2009 г, "звание" Ольховская Е.А. подлежала включению в реестр участников НИС.
Вместе с тем вследствие нераспорядительности должностных лиц административный истец была включена в реестр участников НИС только 18мая 2018 г. с указанием даты возникновения у нее основания для включения - 1августа 2009 г.
29 июня 2018г. административному истцу открыт ИНС, на котором за период с 1 августа 2009 г. по 18 мая 2018 г. учтены накопления для жилищного обеспечения, а с третьего квартала 2018 года учитывается инвестиционный доход.
За период с момента возникновения у Ольховская Е.А. основания для включения в реестр участников НИС, то есть с 1августа2009 г. по 30июня2018 г, инвестиционный доход на ее ИНС не учтен.
Приказом командира войсковой части N от 24 января 2022 г. N 10 Ольховская Е.А. уволена по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Сведений об исключении административного истца из реестра участников НИС, о предоставлении ей целевого жилищного займа для приобретения жилого помещения, а также о выплате денежных средств, учтенных на ее ИНС, материалы настоящего административного дела не содержат.
В соответствии с пунктом 17 Правил формирования и ведения реестра участников НИС, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89, запись военнослужащего в указанный реестр должна быть произведена не позднее трех месяцев с даты возникновения основания для его участия в НИС.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив нормы материального и процессуального права, руководствуясь пунктами 1 и 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьями 4, 5, 7 и 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", пунктом 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7ноября2005г. N 655, а также другими нормами законодательства, устанавливающими порядок формирования НИС, пришли к обоснованному выводу о том, что действиями должностных лиц Минобороны России в лице должностных лиц воинской части, в которой Ольховская Е.А. проходила военную службу, уполномоченных осуществлять учет военнослужащих, подлежащих включению в реестр участников НИС, а также действиями должностных лиц ФГКУ"Росвоенипотека", осуществляющих учет денежных средств на ИНС участников НИС, нарушены права административного истца.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28июня2022г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений (споры в сфере публичных правоотношений), осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями. По итогам рассмотрения дел данной категории судами могут приниматься решения, влекущие имущественные последствия для граждан и организаций, если в соответствии с законодательством это необходимо для восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
В целях восстановления нарушенного права суд первой инстанции обоснованно возложил на Минобороны России и ФГКУ"Росвоенипотека" обязанность по учету на ИНС административного истца инвестиционного дохода в полном размере со дня возникновения у Ольховская Е.А. основания состоять в реестре участников НИС по дату фактического включения ее в указанный реестр и открытия ИНС, то есть за период с 1августа2009 г. по 30июня 2018 г.
При этом с учетом делегированных военному ведомству полномочий, закрепленных в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7ноября 2005 г. N 655 и пункте 6 Порядка функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденного вышеназванным постановлением, а также в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 и пунктом 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, доводы представителя административного ответчика Трофимовой А.А. в кассационной жалобе о необоснованности возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по перечислению за счет бюджетных средств инвестиционного дохода, противоречит действующему законодательству, регулирующему правоотношения в сфере НИС.
Иная точка зрения автора кассационной жалобы на то, как должно было быть разрешено дело, направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, и не может являться основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалованных судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, в связи с этим кассационная жалоба представителя Министерства обороны Российской Федерации ТрофимовойА.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокскогогарнизонного военного суда от 24 июня 2022 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 5 октубря 2022 г, принятые по административному исковому заявлению Ольховской Евгении Александровны, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой Анастасии Александровны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи В.С. Авдонкин
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.