Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Тверской области, заинтересованного лица Федерального казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России) на решение Тверского областного суда от 27 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2022 года, вынесенные по административному делу N 3а-43/2022 по административному исковому заявлению Быковой Виктории Анатольевны об оспаривании закона Тверской области от 18 января 2005 года N4-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов".
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя Правительства Тверской области по доверенности Травкиной О.Н, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Министерства обороны по доверенности Хамаза М.А, поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения представителей административного истца по доверенности Москвина В.В, Маслову А.В, заинтересованного лица председателя СНТ "Руслан" Николаеву С.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Блошенковой А.А, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
23 декабря 2004 года Законодательным Собранием Тверской области принят и 18 января 2005 года Губернатором Тверской области подписан Закон Тверской области N 4-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов".
Названным законом установлены границы муниципальных образований Тверской области "городской округ город Тверь" с административным центром город Тверь (пункт 4 части 1 статьи 1, приложение 4) и "Калининский муниципальный район Тверской области" с административным центром город Тверь (пункт 7 статьи 2, приложение 15).
Приложение 4 и приложение 15 действуют в редакции Закона Тверской области от 18 ноября 2015 года N 103-ЗО "О внесении изменений в Закон Тверской области "Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов".
18 ноября 2015 года Законом Тверской области N 103-ЗО произведено координатное описание границы между Лихославльским и Рамешковским муниципальными образованиями Тверской области.
Быкова В.А. обратилась в Тверской областной суд с названным административным иском, в котором просила признать недействующим Закон Тверской области от 18 января 2005 года N 4-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов" в части: - установленного в приложении 4 к пункту 4 части 1 статьи 1 координатного описания границы муниципального образования Тверской области "городской округ город Тверь" в точках с 587 по 591; - установленного в приложении 15 к пункту 10 статьи 2 того же Закона координатного описания границы муниципального образования Тверской области "Калининский муниципальный район Тверской области" в точках с 3257 по 3261, поскольку границы муниципальных образований Тверской области определены таким образом, что земельный участок с кадастровым номером N 69:10:0242601:209, принадлежащий на праве собственности Быковой В.А. полностью, а земельный участок с кадастровым номером 69:10:0242601:380 относящийся к землям общего пользования СНТ "Руслан" частично относятся к территории городского округа город Тверь.
По утверждению административного истца, оспариваемым нормативно-правовым актом нарушаются ее права в отношении принадлежащего ей земельного участка и земельного участка, относящегося к территории общего пользования товарищества, поскольку не позволяет установить границы земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства
Решением Тверского областного суда от 27 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2022 года, постановлено признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу Закон Тверской области от 18 января 2005 года N 4-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов" в действующей редакции в части: - установленного в приложении 4 к пункту 4 части 1 статьи 1 данного Закона координатного описания границы муниципального образования Тверской области "городской округ город Тверь" в точках 587, 588, 589, 590, 591; - установленного в приложении 15 к пункту 7 статьи 2 данного Закона координатного описания границы муниципального образования Тверской области "Калининский муниципальный район Тверской области" в точках 3257, 3258, 3259, 3260, 3261.
В кассационных жалобах, поступивших в суд первой инстанции 9 и 30 января 203 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в той части, в которой требования административного иска удовлетворены, в связи с их незаконностью, и принятии в этой части нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
В силу подпункта 36 пункта 2 статьи 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статей 82 - 83 Устава Тверской области оспариваемый нормативный правовой акт принят Законодательным Собранием Тверской области в пределах предоставленных полномочий.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судами сделан вывод о соблюдении процедуры принятия и порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта, что сторонами административного спора не оспаривалось.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Признавая Закон Тверской области от 18 января 2005 года N 4-ЗО не действующим в части установления границ муниципального образования Тверской области "городской округ город Тверь" в точках с 587-591 муниципального образования Тверской области "Калининский муниципальный район Тверской области" в точках с 3257- 3261 суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о его противоречии положениям пункта 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которым границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; названные координаты точек являются составной частью описания границ и, определяя положение поворотных точек непосредственно на земельном участке административного истца, влекут нарушение прав Быковой В.А, а изменение описания границ в части названных координат повлечет восстановление ее прав.
По установленным обстоятельствам дела с 1994 года территория СНТ "Руслан" с кадастровым номером 69:10:0242601, включающая земельные участки членов товарищества и земли общего пользования, расположена в районе деревни Глинки Никулинского сельского округа Калининского района Тверской области, с севера СНТ "Руслан" имеет общую границу с городом Тверь.
Принадлежащий административному истцу земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 69:10:0242601:209 14 мая 2001 года, без установления границ, площадью 600 кв. м, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения садоводства, расположен по адресу: "адрес"
Вместе с тем, на дату рассмотрения спора, названный земельный участок находится в кадастровом квартале 69:40:0300002, относящемся к территории города Твери.
Вопрос об установлении границ земельного участка административного истца являлся предметом судебного разбирательства в рамках гражданского дела N 2-4/2019 по иску Быковой В.А. к Министерству обороны Российской Федерации и др. Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Тверской области от 22 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований административному истцу отказано по причине невозможности осуществления кадастрового учета земельного участка.
На основании представленных в материалы административного дела доказательств, судом первой и апелляционной инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 69:10:0242601:209 находится в границах СНТ "Руслан", установленных генеральным планом товарищества. Фактические границы участка пересекаются с границами кадастрового квартала с кадастровым номером 69:40:0300002 и входящего в него земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300002:13, расположенного по адресу: "адрес", площадью 8 419 810 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенного использование - под аэродром, находящегося в собственности Российской Федерации. Имеется пересечение границ кадастровых кварталов 69:10:0242601 и 69:40:0300002 и кадастровых районов 69:10 - Калининский кадастровый район и 69:40 - город Тверь.
Также в процессе разрешения спора установлено, что в оспариваемых административным истцом точках 587-593 приложений N4 и N15 к Закону Тверской области от 18 января 2005 года N 4-ЗО муниципальное образование город Тверь и кадастровый квартал 69:10:0242601 Калининского муниципального района Тверской области имеют общую границу, не соответствующую границам земельного участка СНТ "Руслан", вследствие чего, часть территории товарищества, в том числе земельный участок Быковой В.А. располагаются севернее указанных характерных точек, на территории земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300002:13 в муниципальном образовании городской округ город Тверь.
Координаты границы городского округа город Тверь в точках 588-591 определены по северной границе садовых участков, что соответствует описанию местоположения городской черты города Калинина, проходившей по границе земель совхоза "Калининский", из которого образовано СНТ "Руслан". Вместе с тем, на плане границ объекта землеустройства местоположение указанной границы отражено не по северной границе СНТ "Руслан", а по его территории так, что северная часть находится на территории города Твери, а южная на территории Калиниского района. Граница городского округа город Тверь и Калининского района, населенного пункта город Тверь установлена по границе земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300002:13.
Установленные судами обеих инстанций фактические обстоятельства дела в кассационных жалобах не оспариваются.
Выводы судов о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска, по мнению суда кассационной инстанции, являются правильными, основанными на верном применении норм материального права, при надлежащей оценке доказательств по правилам статьи 84 КАС РФ.
В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями, муниципальными и городскими округами (пункт 1 статьи 11); территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа (пункт 12 части 1 статьи 11); территория муниципального образования не может входить в состав территории другого муниципального образования, за исключением случаев вхождения поселений и внутригородских районов в состав соответственно муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением (пункт 13 части 1 статьи 11).
Согласно пункту 3 статьи 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам В соответствии (пункт 2 статьи 83 ЗК РФ).
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что оспариваемые положения Закона Тверской области от 18 января 2005 года N 4-ЗО не соответствуют приведенным выше положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Земельного кодекса Российской Федерации, что препятствует реализации прав Быковой В.А. как собственника земельного участка с кадастровым номером 69:10:0242601:209 и члена СНТ "Руслан".
Доводы кассационных жалоб о ненадлежащем способе защиты нарушенного права, избранном административным истцом, и возможности восстановления нарушенного права путем исправления реестровой ошибки, являлись предметом проверки судов обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, аргументация которой содержится в оспариваемых судебных актах. С указанной оценкой судебная коллегия кассационного суда согласна.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в ряде его решений (Постановление от 6 декабря 2017 года N 37-П, определения от 27 сентября 2016 года N 1782-О, N 1784-О и др.), право граждан оспорить в судебном порядке сам нормативный правовой акт органа публичной власти представляет собой дополнительную возможность защиты прав и свобод с применением судебного механизма, которую граждане и юридические лица, по своему усмотрению осуществляющие принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 ГК Российской Федерации), а значит, свободные в выборе способа их защиты (одного или нескольких), могут использовать наряду с такими правовыми средствами, как неприменение судом в конкретном деле нормативного правового акта, противоречащего акту большей юридической силы, а также предъявление в суд исковых требований, основанных на иных формах защиты своих прав.
Доводы кассационных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в судах первой и второй инстанций или опровергали бы их выводы, и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемых судебных актов по доводам кассационных жалоб.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами также не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского областного суда от 27 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2022 года без изменения, кассационную жалобу заинтересованного лица Губернатора Тверской области, представителя третьего лица ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России - по доверенности Хамаза И.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.