Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Калязинского района Тверской области на решение Калязинского районного суда Тверской области от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 ноября 2022 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-230/2022 по исковому заявлению и.о. прокурора Калязинского района Тверской области, поданному в защиту прав и законных интересов Сидорова С.В, Сидоровой Е.А, ФИО17 к администрации Калязинского района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами инженерной и дорожной инфраструктуры.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения прокурора Блошенковой А.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением администрации Калязинского района Тверской области от 24 июля 2020 года N 488 N Сидорову С.В, Сидоровой Е.А, ФИО14 как многодетной семье, предоставлен бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером 69:11:0000008:2183, расположенный по адресу: "адрес" для использования в целях индивидуального жилищного строительства, который не обеспечен инженерной инфраструктурой.
И.о. прокурора Калязинского района Тверской области обратился в суд с названным выше административным иском в защиту прав и законных интересов указанной многодетной семьи, мотивируя требования тем, что бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении данного земельного участка объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжение, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги), влечет нарушение их прав.
Решением Калязинского районного суда Тверской области от 15 июня 2022 года (с учетом определения суда об исправлении описки от 19 сентября 2022 года) административный иск удовлетворен, на администрацию Калязинского района Тверской области возложена обязанность обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжение, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой) земельный участок с кадастровым номером 69:11:0000008:2183, общей площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного от 16 ноября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, административный ответчик просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов по причине нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела. Административный ответчик полагает, что законодательно установленный порядок обеспечения земельного участка объектами транспортной инфраструктуры отсутствует; исполнить обязанность по заключению договоров о предоставлении услуг по водоотведению и энергоснабжению административный ответчик не может, поскольку не является собственником земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами допущено не было.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Распоряжением Правительства Тверской области от 16 апреля 2013 года N 167-рп в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей".
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов решения задач, связанных с улучшением жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, путем предоставления земельных участков для строительства жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
Согласно указанному плану мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, отнесена к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а внесение изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих финансирование мероприятий "дорожной карты", возложено на Министерство строительства Тверской области и Министерство финансов Тверской области.
Указанная норма согласуется с положениями статьи 11 ЗК РФ, статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), определяющими вопросы местного значения муниципального образования городского округа город Тверь.
Разработанный Правительством Тверской области план мероприятий ("дорожная карта") по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, в рамках реализации Закона Тверской области от 7 декабря 2011 года N 75-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Тверской области" семье Сидоровых в собственность передан земельный участок с кадастровым номером 69:11:0000008:2183, расположенный по адресу: "адрес"
Инженерно-технические коммуникации (газовые, электрические, канализационные сети, а также сети питьевого и технического водопровода, транспортная инфраструктура) к границам указанного земельного участка не подведены.
Учитывая данные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд первой инстанции пришел к выводу, что на администрации Калязинского района Тверской области лежит обязанность организовать проведение работ по строительству инженерной инфраструктуры (газовых, электрических, канализационных сетей, а также сетей питьевого и технического водопровода, транспортной инфраструктуры) к границам спорного земельного участка.
В связи с тем, что данная обязанность административным ответчиком не исполнена, суд первой инстанции признал незаконным допущенное администрацией бездействие по формированию инженерной инфраструктуры на данном земельном участке, переданном семье Сидоровых, поскольку такое бездействие свидетельствует о нарушении социальных прав указанной семьи и создании препятствий к осуществлению прав по использованию земельного участка в целях, в соответствии с которыми он был предоставлен многодетной семье для улучшения ее жилищных условий.
При этом судом был учтен период незаконного бездействия, исчисляемый с даты предоставления земельного участка до даты обращения в суд в течение которого обязанность публичного органа по обеспечению земельного участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность их использования по назначению не исполнялась.
С этими выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда, указав, что действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления по принятию комплекса мер, связанных с предоставлением земельных участков, в том числе определение и получение технических условий подключения инфраструктуры к земельным участкам, передаваемым в рамках реализации программы по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей.
При этом, суд апелляционной инстанции указал, что в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, административный ответчик был обязан использовать формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика о несогласии с выводами оспариваемых судебных актов, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
При этом, доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, либо опровергали бы изложенные в обжалуемых судебных актах выводы суды.
В целом приведенным в кассационной жалобы доводам была дана надлежащая правовая оценка по результатам рассмотрения настоящего административного дела в порядке апелляционного производства, оснований не согласиться, с которой судебная коллегия не усматривает.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калязинского районного суда Тверской области от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.