Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бабаева Сергея Владимировича, Калоева Чермена Владимировича, Шиолашвили Екатерины Павловны к администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания о взыскании задолженности по заработной плате в связи с ее несвоевременной индексацией и денежной компенсации за несвоевременную выплату причитающихся денежных сумм, по кассационной жалобе главы администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания Адырхаева Р. на решение Моздокского районного суда от 29.06.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.09.2022, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А, выслушав объяснения Бабаева С.В, Калоева Ч.В, Шиолашвили Е.П, просивших судебные постановления оставить без изменения,
УСТАНОВИЛА:
23.12.2021 Калоев Ч.В, работающий в Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО - Алания (далее - администрация Моздокского района) в должности главного специалиста отдела по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и вопросам обеспечения безопасности (далее - отдел по делам ГО и ЧС), по трудовому договору от 05.08.2014, обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований, просил:
обязать ответчика произвести ему доначисление и выплату недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы: за 2015-2019 годы в сумме 329 401 руб. 25 коп.;
взыскать с ответчика проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ Российской Федерации, исчисленные из фактически невыплаченных в срок сумм в размере 224 315, 99 руб.
23.12.2021 Шиолашвили Е.П, работающая в администрации Моздокского района в отделе по делам ГО и ЧС в должности главного специалиста по трудовому договору от 01.11.2010, обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просила:
обязать ответчика произвести доначисление и выплату ей недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы за 2012, 2014-2019 годы в сумме 359 128 руб. 87 коп.; взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ Российской Федерации, исчисленные из фактически невыплаченных в срок сумм в размере 313 929 руб. 64 коп.
11.01.2022 Бабаев С.В, работающий в администрации Моздокского района в должности заведующего отделом по делам ГО и ЧС по трудовому договору от 01.04.2004, обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просил:
обязать ответчика произвести доначисление и выплату ему недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы за 2012, 2014-2019 годы в сумме 720 857. 23 руб.; взыскать денежную компенсацию с ответчика в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ Российской Федерации, исчисленную на фактически невыплаченных в срок сумм в размере 654618, 11 руб.
Определением суда первой инстанции гражданские дела по искам Бабаева С.В, Калоева Ч.В. и Шиолашвили Е.П. к администрации Моздокского района соединены в одно производство.
Решением Моздокского районного суда РСО-Алания от 29.06.2022 исковые требования удовлетворены в части требований за период с 2017 по 2019 год, в остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.09.2022 решение районного суда изменено, истцам восстановлен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора по требованиям об индексации заработной платы за 2016 год и исковые требования в данной части удовлетворены, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов по данному делу, как принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указано, что решение суда противоречит бюджетному законодательству; истцами пропущен срок исковой давности; иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку решение об индексации заработной платы входит в компетенцию представительного органа местного самоуправления.
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился. О причине неявки не сообщил.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истцов, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Бабаев С.В. с 01.04.2004 работает в администрации Моздокского района в должности заведующего отделом по делам ГО и ЧС; Шиолашвили Е.П, работает в администрации Моздокского района в должности главного специалиста в отделе по делам ГО и ЧС с 01.11.2010; Калоев Ч.В. работает в Администрации местного самоуправления Моздокского района в должности главного специалиста в отделе по делам ГО и ЧС с 05.08.2014.
Пунктом 3 статьи 18 Закона РСО - Алания от 31.03.2008 N7-РЗ "О муниципальной службе в Республике Северная Осетия - Алания" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих в соответствии с принципом соотносительности основных, условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих РСО - Алания. Размер должностного оклада и оклада за классный чин, а также размер дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом, муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством РСО - Алания.
Согласно статьи 11 Решения Собрания представителей Моздокского района РСО - Алания от 29.12.2009 N200 "О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района" (с учетом изменений, внесенных Решением Собрания от 08.07.2011 N334) увеличение (индексирование) денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, и окладов денежного содержания муниципальных служащих в ОМС Моздокского района в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производится ежегодно в срок, не позднее 25 декабря очередного финансового года, за период, подлежащий индексации, и в пределах размера индекса потребительских цен Росстата за соответствующий период. При этом увеличение (индексирование) может производиться не выше размеров, установленных для лиц, замещающих государственные должности РСО - Алания, и государственных гражданских служащих РСО - Алания.
Постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 06.03.2012 N5-Ф с 1.01.2011 размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, увеличены (проиндексированы) на 6, 1% (индекс 2011 г.).
Постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 09.01.2014 N2-Ф увеличены (проиндексированы размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района. При увеличении (индексировании) окладов денежного содержания были применены индексы потребительских цен, установленные Росстатом на 2012 год - 6, 6%, и на 2013 год - 6, 5%. Согласно пункту 1 указанного постановления увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 1.01.2014.
Решением Собрания представителей Моздокского района от 26.12.2012 N59 "О временном приостановлении действия статьи 11 решения Собрания представителей Моздокского района от 29.12.2009г. N200" действие норм, устанавливающих сроки проведения индексации, приостановлено до 31.12.2013.
Постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 06.12.2017 N14-Ф увеличены (проиндексированы е размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, с применением индексов потребительских цен, установленных Росстатом на 2014 год - 11, 36%. Согласно пункту 1 указанного постановления увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 01.12.2017.
Постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 20.12.2019 N8-Ф увеличены (проиндексированы^ размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, с применением индексов потребительских цен. установленных Росстатом на 2015 год - 12, 91%. Согласно пункту 1 указанного постановления увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 01.12.2019.
Решением Собрания представителей Моздокского района от 29.12.2020 N348 увеличены (проиндексированы) размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, с применением индексов потребительских цен, установленных Росстатом на 2016 год - 5, 39%. Согласно пункту 1 указанного решения увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 29.12.2020.
Решением Моздокского районного суда РСО - Алания от 19.04.2021, вступившим в законную силу 08.09.2021, по делу N2-495/21 по иску прокурора Моздокского района РСО - Алания в интересах сотрудников Администрации Моздокского района о возложении на Администрацию Моздокского района обязанности проиндексировать заработную плату работников, в том числе Бабаева С.В, Шиолашвили Е.П, Калоева Ч.В. за 2017 - 2019 годы, иск прокурора удовлетворен: признано незаконным бездействие Администрации местного самоуправления Моздокского района, выразившееся в уклонении, от индексации денежного содержания муниципальных служащих, за период с 2017 по 2019 годы и на ответчика возложена обязанность предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на индексацию заработной платы за период с 2017 по 2019 годы.
В связи с неисполнением указанного решения Моздокского районного суда РСО - Алания от 19.04.2021 истцы обратились в суд с настоящим иском о взыскании недоплаченной заработной платы и компенсационных выплат индексации и компенсации за несвоевременную её выплату.
Суд первой инстанции, разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении иска, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что индексация заработной платы предусмотрена действующим законодательством и на ответчика вступившим в законную силу решением суда от 19.04.2021 возложена обязанность проиндексировать заработную плату истцов за период с 2017 по 2019 год, в связи с чем, с учетом заявления о пропуске срока исковой давности, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истцов за период с 2017 по 2019 год и отказал в удовлетворении остальной части требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда первой инстанции, повторяют позицию ответчика по делу, мотивы их отклонения указаны в обжалованном судебном постановлении, в связи с чем оснований для их повторного изложения не имеется.
Изменяя решение районного суда в части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьей 381, 382, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, указал, что решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы с применением индексов потребительских цен, установленных Росстатом на 2016 год в размере 5, 39% Собранием представителей Моздокского района принято 29.12.2020 и вступило в законную силу 01.01.2021, Калоев Ч.В. и Шиолашвили Е.П. обратились в суд с настоящим иском 23.12.2021, Бабаев С.В. - 11.01.2022, в связи с чем срок для обращения в суд пропущен ими по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Данный вывод суда апелляционной инстанции судебная коллегия Пятого кассационного суда находит необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Из материалов дела следует, что истцы на протяжении длительного срока, зная о нарушении их трудовых прав, неоднократно обращались к ответчику с просьбой производства индексации заработной платы в соответствии с действующими нормативными актами, в том числе принятыми представительным органом Моздокского района, которые не являются действиями, свидетельствующие о признании задолженности ответчиком, являющегося исполнительным органом местного самоуправления.
При этом иные уважительные причины пропуска истцами срока для обращения в суд с требованиями об индексации заработной палаты за 2016 год в ходе рассмотрения дела судами не установлены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 2 статьи 379.7 ГПК РФ считает, что вывод суда апелляционной инстанции об уважительности причины пропуска истцами установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд с требованием об индексации заработной платы, полученной ими в 2016 году, сделан с существенным нарушение норм материального права, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене, а решение районного суда - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29 сентября 2022 года отменить и оставить в силе решение Моздокского районного суда от 29 июня 2022 года.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Козлов О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.