Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Козлова О.А, Черчага С.В, с участием прокурора Генеральной прокуратуры РФ Зудина А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабалова Хасана Хазретовича к Пенсионному Фонду РФ в лице ГУ ОПФР по КБР о восстановлении права на возмещение вреда здоровью и возложении обязанности произвести перерасчет компенсации ежемесячного возмещения вреда, взыскании задолженности по суммам возмещения вреда здоровью, по кассационной жалобе Хабалова Х.Х. на решение Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.10.2022, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А, выслушав объяснения Хабалова Х.Х. и его представителя по доверенности от 01.10.2020 Пропорционального Г.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Зудина А.Н, полагавшего, что судебные постановления являются законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
Хабалов Х.Х. обратился в суд с иском к ГКУ "Республиканский центр труда, занятости и социальной защиты" и Министерству труда и социальной защиты КБР, в котором просил:
восстановить его право на получение возмещения вреда здоровью, исчисленное из заработка впервые определенного уполномоченным органом в мае 1996 года и которое реализовывалось с мая 1996 года по февраль 1999 года в размере 3 822, 83 руб.;
обязать ГКУ "Центр труда, занятости и социальной защиты Терского муниципального района" Минтрудсоцзащиты КБР установить ему к выплате с 01.02.2021 ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 52 983, 90 руб. с последующей индексацией;
взыскать с ГКУ "Центр труда, занятости и социальной защиты Терского муниципального района" Минтрудсоцзащиты КБР за счет федерального бюджета задолженность (недоплату) по суммам возмещения вреда здоровью с учетом индексации за период с 01.01.1997 по август 2021 в размере 5 672 377, 57 руб.
В обоснование иска указано, что Хабалов Х.Х. в период с 30.03.1987 по 29.07.1987 участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и вследствие полученного при этом увечья является инвалидом 2 группы, с утратой профессиональной трудоспособности 80%.
При первичном назначения возмещения вреда здоровью уполномоченный орган применил сведения о заработной плате по справке Управления пенсионного фонда в Терском районе от 12.04.2007, согласно которой его средняя заработная плата с 30.03.1987 по 20.07.1987 составила 969, 86 руб.
После увеличения данной суммы на коэффициенты и индексы уполномоченный орган законно установилк выплате с мая 1996 года ежемесячную денежную компенсацию в размере 3822839 неденоминированных рублей. Данную сумму получал до 01.10.1999.
15.02.2001 вступил в действие Федеральный закон от 12.02.2001 "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым было установлено, что гражданам, получившим до его вступления в силу возмещения вреда, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ст. 14 базового закона, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (ст. 2 указанного закона).
Таким образом, правовые нормы указанного закона предоставляли потерпевшим право выбора: получать ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме либо ежемесячные денежные суммы, ранее назначенные в возмещение вреда здоровью.
Кроме того, компетентный орган по своим функциональным обязанностям должен разъяснить потерпевшему его право на выбор более выгодного варианта возмещения вреда здоровью, согласие потерпевшего на получение ежемесячной компенсации в твердой сумме должно быть отражено в его заявлении.
Незаконными действиями ответчика было нарушено его право на полное возмещение вреда здоровью, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Нормативных актов, позволяющих с 1999 г. по настоящее время снижать назначенную сумму возмещения вреда здоровью, на сумму возмещения вреда здоровью в меньшем размере не принималось.
Решением Терского районного суда КБР от 06.05.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.10.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов по данному делу, как принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о причине неявки не сообщил.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснение истца и его представителя, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права судами не допущены.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1, Базовый закон) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные базовым Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, впервые было установлено пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ, введенного в действие со 02.03.1996.
Данной нормой гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 базового Закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от 12.02.2001 N 5-ФЗ), введенным в действие с 15.02.2001, в Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 части 1 статьи 14 данного Закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого Закона, исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб, инвалидам II группы - 2500 руб, инвалидам III группы - 1000 руб.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 N 11-П признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации положения этих норм закона в части перехода на твердые суммы возмещения вреда, размер которых зависит от группы инвалидности лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации ее последствий. Также признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации положения указанных норм закона в системной связи с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части, не предоставляющей инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ, возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
Федеральным законом от 26.04.2004 N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12.02. 2001 N 5-ФЗ была изменена и изложена в следующей редакции: "гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год".
В 2004 году также была изменена редакция части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 01.01.2005 Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).
В новой редакции статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в указанном выше пункте 25 статьи 14 названного Закона в редакции Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.
Из приведенных нормативных положений следует, что федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 г. введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ. Данным Федеральным законом с 15.02.2001 осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от полученной пострадавшим группы инвалидности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ (в редакции федеральных законов от 26.04.2004 N 31-ФЗ и от 22.08.2004 N 122-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу этого Закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Из изложенной нормы закона следует, что законодатель, избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, предоставил гражданам, получавшим суммы в возмещение вреда здоровью до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ, возможность сохранить право на ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме в случае, если размер компенсации, определенный в зависимости от группы инвалидности, не достигал ранее назначенной суммы возмещения вреда.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Хабалов Х.Х. был призван на военные сборы и в период с 30.03 по 30.07.1987 выполнял работы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
В результате воздействия радиации Хабалову Х.Х. 12.11.1991 установлена инвалидность 2-й группы, с утратой 80% профессиональной трудоспособности.
С мая 1996 до 01.10.1999 Хабалову Х.Х. в соответствии с п. 1 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред.- Закона РФ от 18.06.92 N 3061-1) и пунктами 12, 13, 14 15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением ВС РФ от 24.12.1992 N 4214-1, в возмещение вреда с учетом утраты 80 % трудоспособности была назначена и выплачивалась ежемесячно компенсация в размере 3 853, 42 руб.
Как следует из пенсионного дела истца при подсчете среднемесячного заработка Хабалову Х.Х. учтен заработок за фактически отработанное время по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в период с 01.04 по 31.07.1987, что противоречило действующим на тот период указанным Правилам. Поскольку в материалах пенсионного дела отсутствовали данные о заработке истца за 12 месяцев, предшествовавших трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем, а также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей заболевание, Хабалову Х.Х. был произведен перерасчет и с 01.10.1999 ему согласно пункта 25 статьи 14 Базового закона (в редакции от 24.11.1995 N 179-ФЗ), исходя из 7 кратного МРОТ (83, 49 руб.) и с учетом степени утраты трудоспособности установлена и выплачивалась сумма в размере 467, 54 руб.
Согласно внесенным изменениям в Базовый закон (ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 N5-ФЗ) гражданам, получавшим до 15.02.2001 возмещение вреда, вместо ежемесячных сумм выплачивалась ежемесячно денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности и Хабалову Х.Х, как инвалиду 2 группы, выплачивались 2 500 руб.
Апелляционным решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.01.2004 иск Хабалова Х.Х. о перерасчете назначенной ему компенсации ежемесячного возмещения вреда здоровью в размере 2500 руб. и взыскании задолженности удовлетворен частично: на Департамент труда и социального развития Терского района Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность произвести перерасчет и исчислить и выплачивать в возмещение вреда, причиненного здоровью ежемесячно в сумме 3687, 06 руб, начиная с 01.01.2004 до изменения состояния здоровья с последующим увеличением в порядке, установленном законодательством, а также за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 единовременно взыскана задолженность в размере 23 365 руб.
Вступившим в законную силу решением Нальчикского городского суда КБР от 18.04.2007 по делу N2-125/07 исковые требования Хабалова Х.Х. к Министерству труда и социального развития КБР о перерасчете суммы выплаты, назначенной в возмещение вреда здоровью, о взыскании единовременно суммы задолженности, судебных расходов и о компенсации морального вреда удовлетворены частично.
Указанным решением суда на Министерство труда и социального развития КБР возложена обязанность произвести перерасчет и исчислить Хабалову Х.Х. ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере 6 511, 08 руб, начиная с 01.01.2007, с последующим увеличением в порядке, установленном действующим законодательством РФ, а также с Министерства труда и социального развития КБР в пользу Хабалова Х.Х. взыскана единовременно задолженность в размере 15 300, 87 руб. за период с 01.10.2005 по 31.12.2006 за счет средств Казны РФ.
Обращаясь в суд с настоящим иском о восстановлении его права на получение возмещения вреда здоровью, исчисленного из заработка впервые определенного уполномоченным органом в мае 1996 года в размере 3 822, 83 руб.; установлении к выплате с 01.02.2021 ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 52 983, 90 руб. с последующей индексацией и недоплату возмещения вреда здоровью с учетом индексации за период с 01.01.1997 по август 2021 в размере 5 672 377, 57 руб, Хабалов Х.Х. в указал, что он не отказывался от возмещения вреда здоровью исчисленного из заработной платы за период работы на Чернобыльской АЭС и не просил назначить ему компенсационную выплату исходя из семикратного размера МРОТ.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь указанными положениями закона, исходя из того, что назначение и выплата соответствующих сумм в возмещение вреда здоровью Хабалова Х.Х. произведены в соответствии с действовавшими нормами законодательства, что подтверждается вступившим в законную силу решением Нальчикского городского суда КБР от 18.04.2007, поэтому пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
С решением суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, который указал, что после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец о своем выборе на получение выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в ранее установленной ежемесячной денежной сумме, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, должен был заявить путем подачи письменного заявления в орган социальной защиты.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец не отказывался от назначенной ему денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, рассчитанной из заработной платы за период работы на ЧАЭС, в силу положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основанием для отмены судебных постановлений, поскольку получаемая им в настоящее время денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме на основании пункта 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 на основании поданного им искового заявления и вступившего в законную силу решения Нальчикского городского суда КБР от 18.04.2007, которым также установлен факт неправомерного исчисления размера компенсации исходя из среднемесячного заработка в период работы на Чернобыльской АЭС.
Другие доводы кассационной жалобы также не опровергают установленные обстоятельства и выводы судов, повторяют позицию истцов по делу, мотивы их отклонения со ссылкой на положения закона изложены в судебных постановлениях, поэтому оснований для их повторного изложения судебная коллегия кассационного суда не находит.
Юридически значимые обстоятельства судами определены правильно, нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену или изменение судебных постановлений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.10.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Козлов О.А.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.