Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Вербышевой Ю.А, Водяниковой М.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истратова ФИО7 к ООО "Рузский региональный оператор" о перерасчете задолженности за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Истратова ФИО8 на решение Истринского городского суда Московской области от 24 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 октября 2022 года, заслушав доклад судьи Водяниковой М.И, выслушав с применением системы видеоконференц-связи VideoMost объяснения представителя ответчика ООО "Рузский региональный оператор" по доверенности Григорьевой Е.О, возражавшей относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истратов И.В. обратился с иском к ООО "Рузский региональный оператор" о перерасчете задолженности за коммунальные услуги по вывозу твердых бытовых отходов, начисленной ему, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанной по принадлежащей ему на праве собственности "адрес", расположенной в жилом "адрес", "адрес", "адрес", указывая, что плата по вывозу мусора не подлежит начислению и оплате, поскольку он в указанном жилом помещении не проживает, данную услугу в указанный период, а также по настоящее время не потребляет, соответствующего договора с региональным оператором не заключал, о чем он уведомлял ответчика. Поскольку в добровольном порядке его требования, как потребителя, ООО "Рузский региональный оператор" удовлетворены не были, просил суд также о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решением Истринского городского суда Московской области от 24 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 октября 2022 года, в удовлетворении заявленных Истратовым И.В. требований отказано.
В кассационной жалобе Истратов И.В, ссылаясь на допущенные судами обеих инстанций нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений, приводя доводы о фактическом проживании им по иному адресу - в "адрес", и исполнении им обязательств по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов по указанному адресу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях представителя ответчика в суде кассационной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "Рузский региональный оператор" на основании заключенного 28 апреля 2018 года с Министерством экологии и природопользования Московской области соглашения N б/н, является региональным оператором по оказанию коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области, начиная с 1 января 2019 года.
16 октября 2018 года до сведения всех потребителей через публикацию в официальном печатном издании органов государственной власти ООО "Рузский региональный оператор" доведены условия публичного договора по данному виду коммунальных услуг, содержащие, в том числе, способы ее оказания и вывоза отходов, с предложением его заключения в письменной форме, а также даты начала оказания услуги.
Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 года N 690/34, распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 г. N 403-Р и 18.06.2021 г. N 98-Р5 установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора ООО "Рузский региональный оператор" по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области для населения на период 2019-2022 годы за 1 куб. метр, а распоряжениями Минэкологии Московской области от 01.08.2018 года N 242-РМ и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20.09.2021 года N 431-РВ утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории "адрес", в соответствии с которыми плата за коммунальные услуги по обращению с твердыми отходами начисляется собственникам, исходя из площади жилых помещений.
Истец согласно имеющихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений значится собственником "адрес", расположенной в жилом "адрес", "адрес", "адрес".
Площадь указанной квартиры согласно свидетельству о государственной регистрации права составляет 50, 4 кв. метров.
Исходя из представленных счетов на оплату коммунальных услуг, Истратову И.В. плата по обращению с твердыми коммунальными отходами по вышеуказанному жилому помещению начисляется по установленному тарифу, исходя из годового норматива и площади жилого помещения.
При этом в счете за октябрь 2021 года у Истратова И.В. имеется задолженность в размере 7 318 рублей 99 копеек.
Истратов И.В, ссылаясь на фактическое проживание и пользование коммунальной услугой по иному адресу, обращался к региональному оператору с соответствующим заявлением о производстве перерасчета платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, в удовлетворении которого истцу было отказано. Перерасчет платы региональным оператором произведен не был.
Отказывая Истратову И.В. в удовлетворении заявленных требований о перерасчете платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, и производных от него по компенсации морального вреда, руководствуясь статьями 153, 154 Жилищного кодекса РФ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ, пунктами 8.1, 8(17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, учитывая доказанность факта оказания региональным оператором ООО "Рузский региональный оператор" коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по квартире истца, в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, верность осуществленного региональным оператором расчета платы за оказанную услугу, осуществленного в соответствии с утвержденными тарифами и нормами потребления, исчисляемого не на количество проживающих в жилом помещении лиц, а исходя из общей площади помещения, публичного характера договора на обращение с твердыми коммунальными отходами, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе Истратову И.В. в удовлетворении заявленных им к региональному оператору требований о перерасчете платы по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, ввиду отсутствия правовых оснований для исключения начисленной платы в связи с его не проживанием.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и также не установилоснований для производства требуемого истцом перерасчета региональным оператором начисленной платы по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов.
Оснований для несогласия с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
В соответствии с абз. 3 п. 148 данных Правил при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(2) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
Пунктом 9(2) указанного Приложения определяется соответствующая формула для исчисления размера платы за коммунальную услугу в жилом помещении по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 9(4) указанного Приложения определяется соответствующая формула для исчисления размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров.
Как отметил Конституционный Суд РФ в своих определениях от 05.12.2022 г. N 3211-О и от 05.12.2022 г. N 3212-О, а также в обзоре практики за четвертый квартал 2022 года, предусмотренный абзацем вторым пункта 148(30) Правил во взаимосвязи с формулой 9(4) Приложения N 2 способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении таких объективных параметров, как общая площадь жилого помещения и объем фактически вывезенных контейнеров, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления, как факта, так и объема ее индивидуального потребления каждым из собственников или пользователей жилых помещений многоквартирного дома, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям таких помещений при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Предусмотренный абзацем вторым пункта 148(30) Правил во взаимосвязи с формулой 92 Приложения N 2 к Правилам способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении такого объективного параметра, как общая площадь жилого помещения, и утвержденного в установленном порядке норматива накопления твердых коммунальных отходов, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Включенные в него нормы - в силу пункта 148(44) Правил - подлежат применению и при перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении.
Кроме того, право потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами, изменения размера платы за эту коммунальную услугу (в частности, за период его временного отсутствия в занимаемом жилом помещении) прямо предусмотрено и подпунктом "д" пункта 148(24) Правил.
Упомянутые положения, действуя в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей саму возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении, а также пунктами 86, 90 и 91 Правил, предусматривающими порядок такого перерасчета, и пунктом 88 Правил, исключающим перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размера платы лишь за коммунальные услуги на общедомовые нужды, принципиально не препятствуют проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении потребителя, но при соблюдении последним нормативно установленного порядка обращения за перерасчетом с представление документов, подтверждающих факт его временного отсутствия в жилом помещении и продолжительность такого отсутствия, как то указано в пункте 93 Правил.
Вместе с тем, материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о соблюдении Истратовым И.В. установленного Правилами предоставления коммунальных услуг порядка обращения к региональному оператору за перерасчетом платы, начисленной ему за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, с представлением предусмотренных пунктом 93 Правил документов, подтверждающих факт его не постоянного, а временного отсутствия, и продолжительность периода временного отсутствия, продолжительностью более 5 полных календарных дней подряд.
Представленные истцом в суд справки, на которые в подтверждение своих доводов ссылался кассатор в судах первой и апелляционной инстанции, а также ссылается в настоящей кассационной жалобе (л.д. 10-12), к числу документов, на основании которых мог быть осуществлен перерасчет платы по обращению с твердыми коммунальными отходами, перечень которых, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг, является открытым, отнесены быть не могут, поскольку они содержат данные о временном периоде отсутствия истца с 24 февраля 2015 года по 13 марта 2015 года, находящегося за пределами спорного периода перерасчета платы, заявленного истцом в качестве спорного по настоящему делу, начиняющегося с 19 августа 2019 года.
Поэтому доводы кассационной жалобы Истратова И.В. о том, что он не проживал в принадлежащем ему жилом помещении и не потреблял заявленную к перерасчету коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, при условии исчисления платы за нее, исходя из общей площади жилого помещения, и при несоблюдении процедуры обращения за таким перерасчетом к региональному оператору, правового значения не имеют, о незаконности принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений не свидетельствуют, в связи с чем подлежат отклонению, как необоснованные.
Доводы кассационной жалобы Истратова И.В. об отсутствии у него обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ввиду отсутствия заключенного между ним и региональным оператором договора, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно были отклонены, поскольку исходя из положений Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, содержащих по сути нормы, обязывающие всех потребителей к заключению с региональным оператором договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при неисполнении потребителем указанной обязанности и не направлении в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договор на оказание данного вида услуг заявки и документов в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил, что и имеет место по данному делу, договор считается заключенным на типовых условиях с 16-го рабочего дня после размещения региональным оператором данного предложения.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права истцом, а потому основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, являться не могут.
Выводы судов, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности и в полном соответствии положениям ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Истринского городского суда Московской области от 24 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Истратова ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подпись/ /подпись/
Копия верна:
Судья М.И. Водяникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.