Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-75/2022 по иску Ибатуллина Равиля Фаритовича к администрации Альменевского муниципального округа Курганской области о признании незаконным отказа в приеме на работу, о возложении обязанности заключить трудовой договор, о взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Ибатуллина Равиля Фаритовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав пояснения Ибатуллина Р.Ф, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ибатуллин Р.Ф. обратился в суд с иском к администрации Альменевского муниципального округа Курганской области о признании незаконным отказа в приеме на работу, о возложении обязанности заключить трудовой договор с 01 января 2022 года по должности начальника юридического отдела администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что он с 2009 года занимал должность начальника юридического отдела в администрации Альменевского района. В связи с преобразованием муниципальных образований путем объединения сельских поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области 29 декабря 2021 года он обратился с заявлением к Главе Альменевского муниципального округа о приеме на работу в администрацию Альменевского муниципального округа на должность начальника юридического отдела. Как следует из решения Думы Альменевского муниципального округа от 02 ноября 2021 года N 8 "О правопреемстве органов местного самоуправления Альменевского муниципального округа Курганской области", администрация Альменевского муниципального округа является правопреемником администрации Альменевского района. Поскольку в администрации Альменевского района он занимал должность начальника юридического отдела и в структуре администрации Альменевского муниципального округа было создано аналогичное подразделение - юридический отдел и должность начальника юридического отдела, он имел преимущественное право приема на работу на данную должность. Все работники администрации Альменевского района были приняты на работу в администрацию Альменевского муниципального округа на свои рабочие места, кроме него. Поданное им заявление о приеме на работу не было рассмотрено. 24 февраля 2022 года и 11 марта 2022 года он обращался к Главе Альменевского муниципального округа с заявлением о сообщении в письменной форме причин отказа в заключении трудового договора. В ответе от 15 марта 2022 года причиной отказа, со ссылкой на статью 15, часть 4 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что администрация Альменевского муниципального округа не обязана была заключать с ним трудовой договор. Полагает, что в отношении него имеет место дискриминация.
Приведенная ответчиком аргументация об отказе в приеме на работу является необоснованным ограничением его в трудовых правах, не связана с его деловыми качествами. В связи с отказом в приеме на работу он испытал нравственные страдания.
Решением Альменевского районного суда Курганской области от 31 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований Ибатуллина Р.Ф. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08 ноября 2022 года решение Альменевского районного суда Курганской области от 31 августа 2022 года отменено, принято новое решение, которым отказ администрации Альменевского муниципального округа Курганской области в приеме Ибатуллина Р.Ф. на работу признан незаконным, с администрации Альменевского муниципального округа Курганской области в пользу Ибатуллина Р.Ф. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней Ибатуллин Р.Ф. просит отменить апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель администрации Альменевского муниципального округа Курганской области в судебное заседание кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 18 июля 2007 года Ибатуллин Р.Ф. был принят на работу в правовой отдел администрации Альменевского района Курганской области на должность ведущего специалиста. С 07 декабря 2009 года замещал муниципальную должность муниципальной службы начальника юридического отдела администрации Альменевского района.
Законом Курганской области от 29 июня 2021 года N 72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области" поселения, входящие в состав Альменевского района Курганской области, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Альменевский муниципальный округ является администрация муниципального образования Альменевский муниципальный округ.
В целях реализации Закона Курганской области от 29 июня 2021 года N 72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области" Дума Альменевского муниципального округа Курганской области приняла решение N 11 от 02 ноября 2021 года о ликвидации администрации Альменевского района Курганской области, утверждении ликвидационной комиссии.
Уведомлением от 02 ноября 2021 года Ибатуллин Р.Ф. предупрежден о предстоящем увольнении (по истечении не менее двух месяцев со дня получения данного уведомления) на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией администрации Альменевского района Курганской области. Данное уведомление получено Ибатуллиным Р.Ф. 11 ноября 2021 года.
10 декабря 2021 года Думой Альменевского муниципального округа Курганской области принято решение N 40 "Об учреждении администрации Альменевского муниципального округа и утверждении положения об администрации Альменевского муниципального округа Курганской области".
29 декабря 2021 года истец обратился с письменным заявлением на имя Главы Альменевского муниципального округа о принятии его на должность начальника юридического отдела администрации Альменевского муниципального округа Курганской области с 01 января 2022 года в связи с реорганизацией администрации Альменевского района.
Распоряжением председателя ликвидационной комиссии администрации Альменевского района от 11 января 2022 года N 3-к Ибатуллин Р.Ф. уволен 11 января 2022 года в связи с ликвидацией организации.
В администрацию Альменевского муниципального округа на работу истец не принят.
24 февраля 2022 года Ибатуллин Р.Ф. обратился к Главе администрации Альменевского муниципального округа с заявлением, в котором указал, что до настоящего времени его заявление о приеме на работу не рассмотрено, трудовой договор не заключен, в связи с чем просил сообщить причину отказа в трудоустройстве в письменном виде.
Глава администрации Альменевского муниципального округа Снежко А.В. в ответе от 25 февраля 2022 года сообщил истцу о том, что на момент отказа в заключении трудового договора письменных требований по сообщению причины отказа в заключении трудового договора истцом не выдвигалось.
11 марта 2022 года Ибатуллин Р.Ф. вновь запросил у Главы администрации Альменевского муниципального округа письменный ответ с указанием причин отказа в трудоустройстве.
В письме от 15 марта 2022 года Глава администрации Альменевского муниципального округа со ссылкой на положения части 4 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации указал, что администрация Альменевского муниципального округа не выдавала Ибатуллину Р.Ф. письменного приглашения на работу в порядке перевода от другого работодателя, соответственно не обязана была заключать с ним трудовой договор.
16 декабря 2021 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации администрации Альменевского муниципального округа Курганской области в качестве юридического лица; 08 июля 2022 года внесена запись о ликвидации администрация Альменевского района Курганской области.
Полагая действия ответчика незаконными, нарушающими его трудовые права, Ибатуллин Р.Ф. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в приеме на работу, о заключении трудового договора, о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 64 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", исходил из того, что само по себе обращение истца к ответчику не является обстоятельством, обязывающим заключить трудовой договор в дальнейшем и возлагающим на работодателя ответственность за отказ от заключения трудового договора; замещение муниципальной должности начальника юридического отдела предполагает обязательность проведения конкурса, при этом Ибатуллин Р.Ф. с документами для участия в конкурсе на замещение вакантной должности начальника юридического отдела не обращался, в конкурсе не участвовал.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о признании незаконным отказа ответчика в приеме Ибатуллина Р.Ф. на работу, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 22, 3, 64, 1951 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходил из того, что суд первой инстанции не исследовал обстоятельства, связанные с основаниями отказа работодателя заключить с истцом трудовой договор. Установив, что на момент обращения истца с заявлением о приеме его на работу в администрации Альменевского муниципального округа имелась вакансия начальника юридического отдела, однако процедура, необходимая для определения обстоятельств, связанных с деловыми качествами работника, ответчиком соблюдена не была, поскольку оценка деловых качеств предполагаемого работника ответчиком не проводилась, соответствие или несоответствие квалификации также не проверялось, а направленные ответчиком в адрес Ибатуллина Р.Ф. ответы о причинах отказа в приеме на работу не содержат обстоятельств, связанных с деловыми качествами данного работника, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отказ администрации Альменевского муниципального округа Курганской области в приеме на работу Ибатуллина Р.Ф. не содержит каких-либо законных оснований, следовательно, является незаконным.
Отклоняя доводы истца о том, что имело место преобразование юридического лица - администрации Альменевского района Курганской области, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 10 статьи 85, статьей 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2002 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что правопреемство полномочий муниципальных образований произошло только в части решения вопросов местного значения, к которым вопросы трудовых правоотношений не относятся, вновь образованное юридическое лицо администрация Альменевского муниципального округа Курганской области не является правопреемником администрации Альменевского района Курганской области в трудовых отношениях с работниками. В связи с ликвидацией администрации Альменевского района Курганской области трудовые договоры с работниками были расторгнуты на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. При увольнении работника в связи с ликвидацией организации законодательство не возлагает на работодателя обязанность предоставить увольняемому работнику гарантию в виде трудоустройства в иную организацию.
Установив, что отказ в приеме на работу истца является незаконным, нарушает его трудовые права, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, приняв во внимание характер и обстоятельства допущенного ответчиком нарушения трудовых прав истца, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.
Как установлено судом апелляционной инстанции, решением Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 10 декабря 2021 года N 38 утверждена структура администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, в состав которой входит, в том числе, юридический отдел.
Согласно штатному расписанию на 01 января 2022 года в администрации Альменевского муниципального округа имелась вакантная должность начальника юридического отдела.
Решением Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 30 марта 2022 года N 25 утверждено Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, утверждено Положение о порядке формирования конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области.
На основании распоряжения Главы Альменевского муниципального округа Курганской области от 07 апреля 2022 года N 13-12р ответчиком был объявлен конкурс на замещение вакантной должности начальника юридического отдела администрации Альменевского муниципального округа, информация о проведении которого размещена на официальном сайте администрации и опубликована в районной газете, были указаны квалификационные требования, сведения о необходимых документах, подлежащих предоставлению, место и время подачи документов, а также срок приема документов в течение 21 дня со дня объявления об их приеме (с 14 апреля 2022 года по 04 мая 2022 года).
24 июня 2022 года проведен конкурс на замещение вакантной должности начальника юридического отдела администрации Альменевского муниципального округа, по результатам которого победителем признана Фахретдинова Г.Н.
Истец участие в конкурсе не принимал.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности заключить с истцом трудовой договор, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 16, 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", исходил из того, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Само по себе обращение Ибатуллина Р.Ф. к работодателю с заявлением о приеме на работу не является обстоятельством, обязывающим работодателя заключить с ним трудовой договор в дальнейшем. Написав заявление о приеме на работу в администрацию Альменевского муниципального округа, истец перечень документов, предусмотренный статьей 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", не представил, документы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности не подавал, в объявленном конкурсе не участвовал. Кроме того, в настоящее время ранее вакантная должность начальника юридического отдела занята, в связи с приемом другого работника по результатам конкурса.
Апелляционное определение в части признания незаконным отказа в приеме Ибатуллина Р.Ф. на работу в кассационном порядке не обжалуется, следовательно, предметом кассационной проверки не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности заключить с истцом трудовой договор, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, основаны на правильном применении судом норм материального права, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что прием истца на работу в администрацию Альменевского муниципального округа должен быть производиться с учетом преемственности в трудовых отношения между ликвидируемой администрацией Альменевского района и вновь образованной администрации Альменевского муниципального округа в связи с преобразованием, не могут быть приняты во внимания, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные соответственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1, 2 статьи 13 данного закона, преобразованием муниципальных образований является в том числе объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 37 указанного закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Часть 7 той же статьи устанавливает, что местная администрация обладает правами юридического лица.
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1).
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 2).
Согласно части 3.1.1 статьи 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.
Согласно части 5 статьи 1 Закона Курганской области от 29 июня 2021 года N 72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области", со дня создания вновь образованного муниципального образования преобразуемые муниципальные образования и муниципальное образование Альменевский район Курганской области утрачивают статус муниципального образования.
Как установлено судами, в целях реализации Закона Курганской области от 29 июня 2021 года N 72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области", Дума Альменевского муниципального округа Курганской области приняла решение N 11 от 02 ноября 2021 года о ликвидации администрации Альменевского района Курганской области, утверждении ликвидационной комиссии.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц запись о ликвидации администрации Альменевского района Курганской области внесена 08 июля 2022 года, запись о регистрации администрации Альменевского муниципального округа Курганской области в качестве юридического лица внесена16 декабря 2021 года.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в абзаце седьмом статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Согласно части 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
В главе 3 (статьи 14, 15, 16) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указан перечень вопросов, отнесенных к вопросам местного значения, к которым вопросы трудовых правоотношений между администрацией района и ее работниками не относятся.
Согласно части 4 статьи 3 Закона Курганской области от 29 июня 2021 года N 72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области", в соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Таким образом, со дня формирования администрации Альменевского муниципального округа полномочия администрации Альменевского района Курганской области прекращаются, органы местного самоуправления Альменевского муниципального района подлежат ликвидации как юридические лица.
Прекращение полномочий органов местного самоуправления означает прекращение полномочий таких органов по решению вопросов местного значения, а также иных вопросов, связанных с выполнением представительских функций такого органа. При этом, существо правоотношений не допускает их прекращения без правопреемства, в связи с чем соответствующие полномочия органов местного самоуправления Альменевского муниципального района и входящих в его состав поселений, переданы органам Альменевского муниципального округа, а сами органы Альменевского района как юридические лица ликвидированы на основании решения представительного органа муниципального образования. При этом как правильно отметил суд апелляционной инстанции, правопреемство полномочий муниципальных образований произошло только в части решения вопросов местного значения, к которым вопросы трудовых правоотношений между администрацией Альменевского района и муниципальными служащими не относятся, вновь образованное юридическое лицо администрация Альменевского муниципального округа не является правопреемником администрации Альменевского района в трудовых отношениях с работниками.
Поскольку в отношении администрации Альменевского района принято решение о ликвидации, администрации Альменевского района ликвидирована, и в связи с ликвидацией администрации трудовые договоры со служащими были расторгнуты на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, при увольнении работника в связи с ликвидацией организации законодательство не возлагает на работодателя обязанность предоставить увольняемому работнику гарантию в виде трудоустройства в иную организацию, каких-либо исключений в данной части Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не содержит.
Поскольку увольнение истца произведено в связи с ликвидацией администрации, положения части 1 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющие гарантии трудоустройства на вакантные должности при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации, применению не подлежат.
Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований о заключении трудового договора, отказ в заключении трудового договора носит дискриминационный характер, является несостоятельным.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право, в частности, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет дискриминации в сфере труда.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав (часть 1 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (часть 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены названным Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (часть 3 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).
Нормам статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондируют требования статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющие гарантии при заключении трудового договора и устанавливающие запрет на какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ, не связанных с деловыми качествами работника.
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, то есть без какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции Российской Федерации, статьи 2, 3, 64 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 1 Конвенции Международной организации труда N 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 года). При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер (абзацы первый, второй пункта 10 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли) (абзац шестой пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Понятия квалификации работника и профессионального стандарта содержатся в статье 1951 Трудового кодекса Российской Федерации. Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Из изложенных нормативных положений следует, что действующим законодательством запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, то есть такой отказ, который не основан на деловых качествах работника, а именно, способностях работника выполнять определенные трудовые функции с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств. Устанавливая для работников такие гарантии при заключении трудового договора, закон вместе с тем не ограничивает право работодателя самостоятельно и под свою ответственность принимать кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, а также оптимального согласования интересов работодателя и лица, ищущего работу. При этом отказ в приеме на работу возможен, только если деловые качества, уровень образования и квалификации претендента не соответствуют заявленным работодателем требованиям. На граждан, поступающих на работу, в полной мере распространяются и гарантии защиты от дискриминации в сфере трудовых отношений, установленные статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет документы, перечисленные в части 3 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 6 статьи 16 данного закона).
На основании статьи 17 данного закона, при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Судами установлено, что Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации Альменевского муниципального округа Курганской области было принято 30 марта 2022 года.
Решением Думы Альменевского муниципального округа Курганской области от 10 декабря 2021 N 38 утверждена структура администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, в состав которой входит, в том числе, юридический отдел. Согласно штатному расписанию на 01 января 2022 года в администрации Альменевского муниципального округа имелась вакантная должность начальника юридического отдела.
На основании распоряжения Главы Альменевского муниципального округа Курганской области от 07 апреля 2022 года N 13-12р ответчиком был объявлен конкурс на замещение вакантной должности начальника юридического отдела администрации Альменевского муниципального округа, информация о проведении которого размещена на официальном сайте администрации и опубликована в районной газете.
Поскольку Ибатуллин Р.Ф. не изъявил желания участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности начальника юридического отдела, в объявленном конкурсе не участвовал, наниматель был лишен возможности проверить профессиональный уровень истца, в этой связи вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований о возложении обязанности на ответчика заключить трудовой договор с истцом является правильным. Само по себе обращение Ибатуллина Р.Ф. к работодателю с заявлением о приеме на работу не является обстоятельством, обязывающим работодателя заключить с ним впоследствии трудовой договор, учитывая, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что правовым последствием признания незаконным отказа ответчика в приеме на работу должно быть заключение с истцом трудового договора являются несостоятельными, поскольку не соответствуют вышеприведенным нормам материального права.
Вопреки ошибочному мнению истца в полномочия суда не входит принятие кадровых решений о заключении трудового договора с работником, претендующим на муниципальную должность, для замещения которой установлен определенный порядок, без оценки профессионально-квалификационных качеств работника на предмет их соответствия вакантной должности, оценка которых должна производиться в порядке, установленном Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Довод кассационной жалобы о том, что судом при рассмотрении исковых требований не применены нормы Трудового кодекса Российской Федерации (статья 64), устанавливающие запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 10 постановления от 17 марта 2004 года N 2 "О применений судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", является необоснованным, поскольку судом апелляционной инстанции применены данные нормы закона и разъяснения высшей судебной инстанции.
Довод кассационной жалобы о заниженном размере компенсации морального вреда, не может быть признан состоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Таким образом, данная категория дел носит оценочный характер, и суд вправе при определении размера компенсации морального вреда, учитывая вышеуказанные нормы закона, с учетом степени вины ответчика, определить размер денежной компенсации морального вреда по своему внутреннему убеждению, исходя из конкретных обстоятельств дела.
На основании всестороннего исследования собранных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств, суд, дав им объективную оценку, определилразмер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу Ибатуллина Р.Ф. в размере 10 000 руб.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, по делу не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ибатуллина Равиля Фаритовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.