Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Егоровой Е.С. и Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мякша Елены Вадимовны к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю об установлении факта нахождения на иждивении, по кассационной жалобе государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 4 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 30 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Мякша Е.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (далее - ГУ ОПФР по г. Севастополю, пенсионного органа) об установлении факта нахождения на иждивении.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что она является пенсионером, имеет на иждивении дочь - Мякша А.А, которая в 2021 году закончила обучение в школе и поступила в Севастопольский государственный университет, на бюджетное очное отделение. Дочь проживает в ее семье, не работает, не замужем, находится на полном обеспечении ее и ее супруга. Стипендия дочери составляет 2000 рублей, что ниже прожиточного минимума по Севастополю - 11 380 рублей. Ее семья состоит из нее, ее супруга - Мякши А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсионера, старшей дочери - Мякша И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида N группы с детства, младшей дочери - Мякша А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Она и ее супругом не работают. Доходы семьи составляют: ее пенсия - 10 017 рублей 27 копеек, пенсия супруга - 48 802 рубля 72 копейки, социальная пенсия Мякша И.А. - 13 912 рублей и ЕДВ 4087 рублей 36 копеек, стипендия Мякша А.А. - 2000 рублей. 22 сентября 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением об установлении ей повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии (пункт 3, статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), приложив рекомендованные работниками пенсионного органа документы. Решением от 27 сентября 2021 года N ей было отказано в повышенной выплате, с разъяснением, что факт нахождения ее дочери на ее иждивении не нашел подтверждения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила суд установить факт нахождения ее дочери - Мякша А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучающейся по очной форме обучения в Севастопольском государственном университете, на ее иждивении; возложить на ответчика обязанность установить ей повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, с учетом даты подачи заявления от 22 сентября 2021 года N, то есть с октября 2021 года; обязать ответчика доводить до граждан полную информацию при оформлении документов, касающихся компетенции Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, как это предусмотрено положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 4 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Установлен факт нахождения Мякша А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучающейся по очной форме обучения в Севастопольском государственном университете, на иждивении Мякша Е.В..
На ГУ ОПФР по г. Севастополю возложена обязанность установить Мякша Е.В. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, с учетом даты подачи заявления от 22 сентября 2021 года N, то есть с октября 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 30 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Третий абзац резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю установить Мякша Е.В. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, с учетом даты подачи заявления от 22 сентября 2021 года N, то есть с 1 октября 2021 года".
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Просит принять по делу новое судебное постановление, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что дочь истца - Мякша А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2021 году закончила обучение в школе и поступила в Севастопольский государственный университет на бюджетное очное отделение. Стипендия Мякша А.А. составляет 2000 рублей, что ниже прожиточного минимума по Севастополю - 11 380 рублей.
Мякша А.А. проживает в семье истца, не работает, не замужем, фактически находится на полном обеспечении истца.
Семья истца состоит из нее, ее супруга - Мякиши А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсионера, ее старшей дочери - Мякша И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида N группы с детства, ее младшей дочери - Мякша А, А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно договору найма жилого помещения N от 1 апреля 2021 года истец заключила договор найма квартиры N N расположенной в "адрес" сроком на 1 год с 01 апреля 2021 года по 01 марта 2022 года. Стоимость аренды квартиры составляет 25 000 рублей в месяц.
Также судами установлено, что ни истец, ни ее супруг не работают. Доходы семьи составляют: пенсия истца - 10 017 рублей 27 копеек, пенсия ее супруга - 48 802 рубля 72 копейки, социальная пенсия Мякша И.А. - 13 912 рублей плюс ЕДВ - 4087 рублей 36 копеек, стипендия Мякша А.А. - 2000 рублей. При этом истец и члены ее семьи проживают вместе в арендуемой квартире по адресу: "адрес".
от 22 сентября 2021 года N истец обратилась в пенсионный орган с заявлением об установлении ей повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 27 сентября 2021 года N истцу было отказано в установлении надбавки, поскольку не нашел подтверждения факт нахождения на иждивении заявителя ее дочери Мякша А.А.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 10, 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 года N 9 "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение", принимая во внимание, что на момент подачи истцом заявления ее дочь, Мякша А.А. достигла 18 лет, пришел к выводу о том, что истец доказала факт того, что оказываемая ею ее дочери помощь, является постоянным и основным источником средств к ее существованию, следовательно доказала факт нахождения на ее иждивении ее дочери.
Поскольку основанием для отказа истцу выплаты фиксированного размера страховой пенсии в повышенном размере явилась недоказанность статуса иждивенца ее дочери, и учитывая, что факт нахождения дочери истца на иждивении последней установлен в ходе рассмотрения дела, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности установить Мякша Е.В. выплату фиксированного размера страховой пенсии в повышенном размере с октября 2021 года.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности доводить до граждан полную информацию при оформлении документов, касающихся компетенции пенсионного органа, суд первой инстанции исходил из того, что данная информация указана непосредственно в законодательных актах, разъяснительная информация содержится на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации, при этом истец не лишена возможности получить необходимую информацию обратившись письменно или устно в территориальный пенсионный орган.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции изложил третий абзац резолютивной части решения в следующей редакции: "Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю установить Мякша Е.В. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, с учетом даты подачи заявления от 22 сентября 2021 года N, то есть с 1 октября 2021 года".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03 июня 2004 года N 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 часть 2), устанавливаются законом.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях") лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Устанавливая в указанном Федеральном законе "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии (часть 1 статьи 1) и предусматривая в качестве дополнительного обеспечения лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, фиксированную выплату к ней (пункт 6 статьи 3), законодатель определилкруг получателей такого рода выплаты и ее размер (статья 16), а также закрепил возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности для отдельных категорий граждан, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (статья 17).
При этом, поскольку нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, к нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, дает ему право на повышение фиксированной выплаты к пенсии, часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" относит лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца и указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, а именно: детей, братьев, сестер и внуков, не достигших возраста 18 лет, а также детей, братьев, сестер и внуков, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а равно детей, братьев, сестер и внуков старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами; при этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; родителей и супруга, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами; дедушку и бабушку, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
При наличии на иждивении у лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, одного или нескольких нетрудоспособных членов семьи, относящихся к какой-либо из указанных категорий, повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Таким образом, установленное частью 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий.
При установленных по делу обстоятельствах выводы судебных инстанций об установлении факта нахождения Мякша А.А. на иждивении истца и о возложении на ответчика обязанности установить истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии являются обоснованными.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанций, сформулированные по результатам оценки представленных сторонами доказательств, повторяют позицию ответчика, выраженную в судах нижестоящих инстанций, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение в судебных постановлениях, в связи с чем, основанием, оправдывающим вмешательство суда кассационной инстанции, не являются.
Поскольку суд кассационной инстанции проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, то, учитывая обстоятельства конкретного дела, получившие отражение в оспариваемых судебных актах, доводы жалобы, которые могут поставить под сомнение правильность вывода суда апелляционной инстанции, отсутствуют.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 4 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 30 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Е.Г. Аверина
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.