Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Баловой Нины Ивановны, поданную 10 февраля 2023 г, на решение Центрального районного суда г. Омска от 8 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 18 января 2023 г, по административному делу N 2а-945/2022 по административному исковому заявлению Баловой Нины Ивановны о признании нормативного акта администрации г. Омска недействующим.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения Баловой Н.И. и представляющей ее интересы Остаповской В.А,, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя администрации г. Омска Баканова К.И, представителя Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Коваль Е.М, возражавших в удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора, Кадошникова С.О, полагавшего судебные не подлежащими отмене,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Администрации г. Омска от 18 ноября 2010 г. N 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: "адрес" - "адрес" - граница полосы отвода железной дороги - граница промышленной территории - "адрес" - "адрес" административном округе города Омска (далее - постановление Администрации г. Омска N 1109-п).
Постановление опубликовано в газете "Третья столица" 49 (598) 25 ноября 2010 г, размещено на официальном сайте администрации г. Омска в сети "Интернет", а также в справочно-информационных системах.
Постановлением Администрации г. Омска от 5 июня 2017 г. N 545-п "О внесении изменений и утверждении документации по планировке некоторых частей территории Центрального административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - постановление Администрации г. Омска N 454-п) внесены изменения. В частности, утверждены в новой редакции: чертеж элементов планировочной структуры проекта планировки территории, расположенной в границах: "адрес" - "адрес" - границы полосы отвода железной дороги - "адрес" - "адрес" административном округе города Омска (согласно приложению N 9 к постановлению); приложение N 5 к постановлению "Положение о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: "адрес" административном округе города Омска" (согласно приложению N 1 к настоящему постановлению); приложение N 6 "Чертеж планировки территории, расположенной границах: "адрес" административном округе города Омска" (согласно приложению N 2 к настоящему постановлению).
Постановление опубликовано в издании "Третья столица", N 24, 8 июня 2017 г, а также в справочно-информационных системах.
Балова Н.И. обратилась в Центральный районный суд г. Омска с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, о признании постановления Администрации г. Омска N 1109-п, с изменениями, внесенными постановлением N 545-п, не действующим в части установления красной линии в отношении земельного участка общей площадью 431 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" согласно координатам представленным в схеме ООО "Техкадастр".
В обоснование требований указано, что Баловой Н.И. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
14 сентября 2020 г. обратилась в ООО "Техкадастр" за проведением работ по формированию земельного участка под указанным жилым домом. Была подготовлена схема расположения земельного участка, подлежащего образованию из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Установлено, что на основании постановления N 1109-п, с изменениями, внесенными постановлением N 545-п, через земельный участок и жилой дом проходит красная линия. Полагает, что оспариваемое постановление не соответствует Генеральному плану, нарушает ее права.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 8 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 29 июня 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 29 июня 2022 г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 18 января 2023 г. решение Центрального районного суда г. Омска от 8 апреля 2022 г, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Балова Н.И. ставит вопрос об отмене судебных актов, как постановленных на основе неправильного применения норм материального и процессуального права, просит принять новое решение.
В обоснование жалобы, повторяя изложенную ранее позицию, указывает, что постановление нарушает ее права и законные интересы, поскольку красные линии проходят непосредственно по земельному участку, на котором расположен жилой дом, что создает препятствия в осуществлении владения и пользования, как жилым домом, так и земельным участком, препятствует производить реконструкцию имеющихся строений, либо возводить новые, препятствует в приобретении земельного участка в собственность. Полагает, что указанным обстоятельствам не дано правовой оценки, не учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Омской области, администрацией г. Омска, Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, исходя из того, что постановления приняты уполномоченным органом, с соблюдением формы и порядка принятия, в установленном порядке опубликованы, в оспариваемой части чертеж красных линий, утвержденный в составе проекта планировки территории, закрепляют границы улично - дорожной сети, проект планировки территории соответствует Генеральному плану г. Омска, предусматривающему улицу местного значения в жилой застройке, соответствует нормативам градостроительного проектирования.
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что оспариваемый акт принят компетентным органом, при соблюдении предусмотренной законом процедуры, подписан полномочным должностным лицом, опубликован в установленном порядке. Установив, что спорные красные линии установлены в пределах границ ул. XXII Партсъезда, относящейся к категории магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения, согласно схеме поперечного профиля "адрес", его ширина составляет 44, 7 м, в границах красных линий предусмотрено также размещение проектируемой теплотрассы (в схеме обозначена как Т1) и проектируемого газопровода (в схеме обозначена как Г1), которые также указывают на ограниченный характер использования обозначенного земельного участка, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что нормативный акт в оспариваемой части не вступает в противоречие с актами, имеющим большую юридическую силу, соответствует Генеральному плану г. Омска, предусматривающему магистральную улицу общегородского значения в жилой застройке, а также нормативам градостроительного проектирования.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодека Российской Федерации (далее также ГрК РФ) в редакции, действующей на момент принятия постановления, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Частями 2, 3 статьи 42 ГрК РФ предусмотрено, что основная часть проекта планировки территории включает в себя чертежи, на которых отображаются, в том числе красные линии.
Из материалов дела усматривается и установлено судами, что Балова Н.И. является собственником жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" Жилой дом распложен на земельном участке с кадастровым номером N поставленном на кадастровый учет 1 ноября 2005 г, отнесенном к землям населенных пунктов, площадью 378 кв.м, с видом разрешенного использования для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Согласно карте градостроительного зонирования территории муниципального образования городской округ "адрес", утвержденной решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 - зона жилой малоэтажной застройки.
В соответствии со спорным Проектом планировки территории, расположенной в границах: "адрес" - граница полосы отвода железной дороги - улица "Пристанционная - "адрес" административном округе города Омска (далее - Проект планировки территории), земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах красных линий, обозначающих улицу "адрес".
Согласно разделу V "Основные направления развития транспортного обслуживания территории" Положения о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: "адрес" административном округе города Омска, утвержденного в приложении N 5 к постановлению Администрации г Омска N 1109-п, в редакции, внесенной постановлением Администрации г. Омска N 545-п, основой транспортной схемы Проекта планировки территории является транспортная схема, утвержденная в составе Генерального плана. Проектом планировки территории предусматривается реконструкция существующих транспортных связей, а также строительство новых дорог и проездов. Организация транспортной связи между элементами планировочной структуры предусмотрена по существующим и проектируемым улицам определенных категорий, в том числе:
- магистральные улицы общегородского значения: "адрес";
- улицы и дороги местного значения: улица "адрес" до "адрес" также, что ширина улиц в пределах красных линий определена с учетом санитарно - гигиенических требований в зависимости от категории улиц и дорог, интенсивности движения транспорта и переходов, наличия технических полос для прокладки подземных коммуникаций.
Размещение магистральной улицы общегородского значения на спорной территории соответствует Генеральному плану г. Омска, предусматривающему магистральную улицу общегородского значения в жилой застройке.
Установленные границы красных линий соответствуют требованиям Свода правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СПИ11 2.07.01-89* СП. 42.13330.2016, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр.
Обстоятельства, имеющие значение для оценки законности нормативного акта в оспариваемой части установлены правильно. Неверное определение судом первой инстанции категории улицы, которая обозначена спорными красными линиями, с учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, не повлекли неправильные выводы по существу заявленных требований.
Не могут повлечь отмену судебных актов доводы кассационной жалобы о том, что в настоящий момент автомобильная дорога фактически находится на значительном расстоянии от жилого дома и земельного участка, не препятствует их использованию, не свидетельствуют о произвольном установлении красных линий, определяющие местоположение планируемой магистральной улицы общегородского значения.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не подтверждают нарушений норм материального права, регулирующих спорные правоотношений, основаны на их неправильном толковании заявителем.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 8 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 18 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 апреля 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.