Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, Судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-276/2022 (УИД :22RS0051-01-2021-001315-62) по иску Китаевой Ольги Викторовны к Тальменскому районному суду Алтайского края, Управлению Судебного департамента в Алтайском крае о признании действий работодателя по увольнению незаконными, взыскании доплаты денежной компенсации при увольнении, удержанных сумм за неотработанные дни отпуска, доплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и за период временной нетрудоспособности, среднего месячного заработка, денежной компенсации за задержку выплат и морального вреда, по кассационной жалобе Управления Судебного департамента в Алтайском крае на решение Павловского районного суда Алтайского края от 2 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского края от 14 декабря 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Китаева О.В. обратилась с иском к Тальменскому районному суду Алтайского края, Управлению Судебного департамента в Алтайском крае, в котором с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила:
- признать действия работодателя по выбору её кандидатуры к увольнению по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе и увольнению незаконными, - признать незаконными действия ответчика по неполной выплате ей компенсации, предусмотренной частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", - взыскать с Управления Судебного департамента в Алтайском крае недоплаченную часть указанной компенсации в размере 92 065, 92 руб, - взыскать с Управления Судебного департамента в Алтайском крае компенсацию за нарушение установленного законом срока выплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания за период с 6 октября 2021 г..по 30 ноября 2021 г..в размере 2 631, 27 руб, за период с 6 октября 2021 г..по 29 июня 2022 г..в размере 18 741, 55 руб, с 30 июня 2022 г..по день фактической выплаты в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от суммы 92 065, 92 руб. за каждый день, - взыскать с Управления Судебного департамента в Алтайском крае: невыплаченную часть пособий по временной нетрудоспособности за периоды с 21 сентября 2021 г..по 5 октября 2021 г..и с 25 октября 2021 г..по 8 ноября 2021 г..с учётом средств материального стимулирования и с уплатой процентов (денежной компенсации) по день фактического расчета, - невыплаченную часть денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 12 июля 2021 г..по 23 августа 2021 г..с учётом выплат материального стимулирования и с уплатой процентов (денежной компенсации) по день фактического расчёта, незаконно удержанную сумму за неотработанные дни отпуска в количестве двух дней с уплатой процентов (денежной компенсации) по день фактического расчета, - признать незаконными действия Управления Судебного департамента в Алтайском крае по невыплате среднего месячного заработка за второй месяц периода трудоустройства со дня увольнения, -
взыскать с Управления Судебного департамента в Алтайском крае невыплаченный средний заработок в размере 47 746, 45 руб. с уплатой процентов (денежной компенсации) по день фактического расчета, - взыскать с Управления Судебного департамента в Алтайском крае в счёт компенсации морального вреда 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований Китаева О.В. указала, что 19 сентября 2011 г. была принята на работу на должность секретаря судебного заседания Тальменского районного суда Алтайского края, 18 апреля 2012 г. назначена на должность помощника судьи. Приказом и.о. председателя Тальменского районного суда Алтайского края Гусельниковой М.А. от 6 октября 2021 г. уволена с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Китаева О.В. считает увольнение незаконным, так как при решении вопроса о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы не учтено, что на иждивении истца находится двое несовершеннолетних детей, супруг является пенсионером с июля 2016 г, её заработная плата являлась основным источником существования семьи, каких-либо документов об установлении у истца более низкой производительности труда и квалификации, чем у других помощников судей, ей представлено не было, в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске она единственная из пяти помощников судей была уведомлена о предстоящем увольнении, о причинах выбора ее кандидатуры для увольнения ей не сообщили. Кроме того, никаких документов о проведенных мероприятиях по выбору кандидатуры, с указанием мотивов такого выбора, не представлено.
Окончательный расчёт при увольнении ей был выплачен только 30 ноября 2021 г, при этом расчёт четырёхмесячного денежного содержания и иных выплаченные сумм был произведён без учёта сумм материального стимулирования, которые в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 27 ноября 2019 г. по делу NАКПИ19-773, выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, и, соответственно, должны учитываться при исчислении денежного содержания.
Действиями работодателя ей причинён моральный вред. В связи с нравственными переживаниями по поводу увольнения у неё ухудшилось состояние здоровья, стали беспокоить боли в области "данные изъяты", она переживала, что осталась без средств к существованию, в то время когда на иждивении находится двое детей, которых необходимо содержать, покупать одежду и обувь, кроме того, нести расходы по дополнительному образованию детей, оплачивать кредит, коммунальные услуги.
Определением Тальменского районного суда Алтайского края от 21 февраля 2022 г. гражданское дело передано в Алтайский краевой суд для изменения территориальной подсудности.
Определением судьи Алтайского краевого суда от 11 марта 2022 г. гражданское дело передано для рассмотрения в Павловский районный суд Алтайского края.
К участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Судебного департамента в Алтайском крае, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Решением Павловского районного суда Алтайского края от 2 сентября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
С Управления Судебного департамента в Алтайском крае в пользу Китаевой О.В. взысканы сумма недоплаты четырехмесячной денежной компенсации при увольнении в размере 75 277 руб. 32 коп, сумма недоплаты денежного содержания за период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске в размере 21 556 руб. 01 коп, проценты за задержку выплат указанных сумм в размере 28 294 руб. 48 коп, удержанная сумма за неотработанные дни отпуска в размере 1740 руб. 86 коп, компенсация морального вреда в размере 10000 руб, всего взыскать 136868 руб. 67 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С Управления Судебного департамента в Алтайском крае в доход бюджета муниципального образования Павловский район Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере 4037 руб. 37 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делим Алтайского края от 14 декабря 2022 г. решение Павловского районного суда Алтайского края от 2 сентября 2022 г. отменено в части отказа в удовлетворении иска о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы по дату фактической выплаты и принято новое решение, которым с Управления судебного департамента в Алтайском крае в пользу Китаевой О.В. взыскана денежная компенсация на сумму 96 811 рублей 33 копейки в размере одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки, начиная с 3 сентября 2022 г. по день фактического расчета включительно (по состоянию на 14 декабря 2022 г. в сумме 4 938 рублей 50 копеек).
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Управление Судебного департамента в Алтайском крае просит отменить решение Павловского районного суда Алтайского края от 2 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского края от 14 декабря 2022 г.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Китаева О.В, представители Тальменского районного суда Алтайского края, Управления Судебного департамента в Алтайском крае, Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, что подтверждается отчётами об отслеживании почтовый отправлений, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Китаева О.В. с 19 сентября 2011 г. проходила государственную гражданскую службу в Тальменском районном суде Алтайского края.
19 сентября 2011 г. Китаева О.В. была назначена на должность секретаря судебного заседания на период отсутствия основного работника (приказ председателя суда N-Л, служебный контракт от 19 сентября 2011 г. N).
7 февраля 2012 г. Китаева О.В. назначена на должность секретаря судебного заседания (приказ председателя суда N-Л, служебный контракт от 7 февраля 2012 г. N), 18 апреля 2012 г. назначена на должность помощника судьи приказом председателя суда N-Л, заключён служебный контракт N от 18 апреля 2012 г. на период полномочий судьи Б. (уголовная специализация).
11 июня 2021 г. с Китаевой О.В. заключён новый служебный контракт N на период полномочий судьи Г. (гражданская специализация), в связи с отставкой судьи Б. (приказ от 11.06.2021 N-Л).
На основании приказа начальника Управления Судебного департамента в Алтайском крае от 29 июля 2021 г. N-П "О перераспределении штатной численности районных судов" в Тальменском районном суде Алтайского края сокращена 1 штатная единица судьи с 2 августа 2021 года, 1 штатная единица помощника судьи и 1 штатная единица секретаря судебного заседания с 2 октября 2021 года.
Приказом председателя Тальменского районного суда Алтайского края от 2 августа 2021 г. N-П "Об организационно-штатных изменениях" утверждены изменения в штатном расписании суда с 2 октября 2021 г.
2 августа 2021 г. Китаева О.В. персонально уведомлена о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой ею должности помощника судьи и об отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы в государственном органе на день вручения уведомления.
6 октября 2021 г. Китаева О.В. повторно была уведомлена об отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы по состоянию на 1 октября 2021 г, соответствующих её квалификации, а также нижестоящих и нижеоплачиваемых должностей.
В соответствие с приказом и.о. председателя Тальменского районного суда Алтайского края от 6 октября 2021 г. N-Л служебный контракт с Китаевой О.В. был расторгнут, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы категории "помощники (советники) ведущей группы должностей помощника судьи Тальменского районного суда Алтайского края и уволена с государственной гражданской службы с 6 октября 2021 г. по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
11 октября 2021 г. Китаевой О.В. выплачен окончательный расчёт при увольнении в сумме 5 560, 94 руб, удержано 1 740, 86 руб. за использованный ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 1 ноября 2020 г. по 31 октября 2021 г. в количестве 2 календарных дней.
30 ноября 2021 года Китаевой О.В. была выплачена компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 98 919, 88 руб.
1 сентября 2022 г. произведена доплата компенсации в сумме 5 998 руб.
В период работы Китаевой О.В. на основании приказа от 17 июня 2021 г. N предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 43 календарных дней с 12 июля 2021 г. по 23 августа 2021 г, сумма начисленных отпускных составила 37 428 руб. 49 коп, исходя из среднедневной оплаты 870, 43 руб, с учётом удержания НДФЛ выплачено 32 562, 49 руб.
По листку нетрудоспособности от 21 сентября 2021 г. N с 21 сентября 2021 г. по 5 октября 2021 г. за счёт средств работодателя истцу начислено пособие в сумме 4 348, 89 руб.
По листку нетрудоспособности от 8 ноября 2021 г. N с 25 октября 2021 г. по 8 ноября 2021 г. за счёт средств работодателя истцу начислено пособие в сумме 2 609, 33 руб.
При увольнении Китаевой О.В. работодателем выплачена компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 104 907, 88 руб. из расчёта месячного содержания в размере 26 226, 97 руб. (с учётом перерасчёта от 1 сентября 2022 г.).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 14, частями 1, 2, 5 и 10 статьей 50, частями 1, 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, пришёл к выводу, что ответчиком соблюдён порядок увольнения Китаевой О.В. в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-Ф3 "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которые необходимо учитывать при расчёте сумм ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем признал обоснованными требования Китаевой О.В. о ненадлежащим исполнении работодателем обязанности при выплате окончательного расчёта без учёта сумм материального стимулирования, и произведя расчёт с учётом выплаченных Китаевой в 2020-2021 году средств материального стимулирования довзыскал компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 75 277, 32 руб, а также компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 21 556, 01 руб.
Также суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации нашёл обоснованными требования Китаевой О.В. о взыскании удержанной из денежного содержания суммы за 2 неотработанных дня отпуска в размере 1 740, 86 руб.
Руководствуясь положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к выводу о взыскании с Управления Судебного департамента в Алтайском крае в пользу Китаевой О.В. процентов за несвоевременную выплату сумм компенсации при увольнении за период с 6 октября 2021 г. по 2 сентября 2022 г. и несвоевременную выплату денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 8 июля 2021 г. по 2 сентября 2022 г. в общей сумме 28 294 руб. 48 коп.
Установив факт нарушения трудовых прав истца, выразившийся в несвоевременной и неполной выплате денежных средств при увольнении и уходе в очередной отпуск, незаконном удержании суммы за неотработанные дни отпуска, с учётом конкретных обстоятельств дела, степени нравственных страданий истца, суд первой инстанции счёл возможным взыскать с Управления Судебного департамента в Алтайском крае в пользу Китаевой О.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
При этом суд первой инстанции не усмотрел оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации за нарушение сроков выплаты причитающихся работнику сумм на будущее время, среднего месячного заработка за второй месяц периода трудоустройства со дня увольнения на основании статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации.
Проверяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда о соблюдении ответчиком порядка увольнения истца в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, о ненадлежащем исполнении работодателем обязанности при выплате окончательного расчёта и сумм отпускных, расчёт которых произведён без учёта материального стимулирования, и наличии в связи с этим оснований для взыскания с ответчика в пользу истца недополученной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении, а также компенсации, предусмотренной статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции не согласится с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания денежной компенсации в связи с неполной выплатой денежного содержания на будущее время, указав, что в соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации истец имеет право на получение процентов (денежной компенсации) за несвоевременную выплату заработной платы за период с 3 сентября 2021 г. по дату фактической выплаты в том числе, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в данной части и принял новое решение о взыскании с Управления Судебного департамента в Алтайском крае в пользу Китаевой О.В. денежной компенсации на сумму 96 811 руб. 33 коп. в размере одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки, начиная с 3 сентября 2022 г. по день фактического расчёта включительно (по состоянию на 14 декабря 2022 г. в сумме 4 938 руб. 50 коп.).
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью первой статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с частью первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части первой статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
При рассмотрении настоящего гражданского дела суды первой и апелляционной инстанций правильно применили приведённые выше правовые нормы к спорным правоотношениям.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что на основании приказов Управления Судебного департамента в Алтайском крае от 7 апреля 2021 г. N-л, от 30 июня 2021 г. N-л в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и выделенными лимитами на 2021 г. Китаевой О.В. выплачены средства материального стимулирования в июле 2020 г. в сумме 91 714 руб. 43 коп, в апреле 2021 г. - 110 880 руб, в июле 2021 г. а размере 114 952 руб.
Выплаченные суммы материального стимулирования не были включены в расчёт ежемесячного денежного содержания Китаевой О.В. и не учтены при расчёте среднего заработка для компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой должности и за не использованные дни отпуска при увольнении, а также при расчёте среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска.
Согласно приказу Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N-л/с выплата материального стимулирования по месту работы государственных гражданских служащих выплачивается из средств материального стимулирования в 2021 г. федеральных государственных гражданских служащих системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской федерации за вклад и фактически отработанное время.
Правильно применив приведённые нормы материального права, дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам, учитывая, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счёт средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих, установив, что ответчиком в пределах выделенных ему бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих систематически производилось начисление гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), имеющих цель материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объёма выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых именно на оплату труда, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания недоплаты денежного содержания на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске, недоплаты компенсации при увольнении и производных от них требований.
При этом суды обоснованно приняли во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, согласно которым для исчисления денежного содержания (на период нахождения (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
Данная позиция изложена и в решении Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2019 г. N, где указывается, что средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных задач.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что материальное стимулирование истца относится к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего и подлежит учёту при расчёте отпускных, компенсации за неиспользованные отпуска, компенсационных выплат в связи с увольнением сделан является правильным.
Доводы кассационной о том, что выплаты дополнительного материального стимулирования в судебной системе носят нерегулярный (разовый) характер, они не могут быть включены в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих при его формировании в ходе подготовки проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, дополнительное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Проанализировав вышеприведённые нормы законодательства, суды пришли к правильному выводу о необходимости учёта сумм материального стимулирования при расчёте компенсации при увольнении, денежного содержания на период оплачиваемого отпуска, поскольку материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Указанные выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующим спорные отношения.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Павловского районного суда Алтайского края от 2 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского края от 14 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Судебного департамента в Алтайском крае - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.