Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению " "данные изъяты"", администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора города Нерюнгри, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению " "данные изъяты" района" (далее - МОУ СОШ N), администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация), в котором (с учётом последующего уточнения заявленных требований) просил возложить на МОУ СОШ N обязанность в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить антитеррористическую защищённость объектов, расположенных в п. Чульман Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) по "адрес" (оборудовать инженерно-техническими средствами охраны и камерами, обеспечивающими непрерывное наблюдение уязвимых мест и критических элементов с хранением данных в течение одного месяца); на Администрацию - обязанность обеспечить финансирование указанных выше мероприятий.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указал, что на перечисленных объектах МОУ СОШ N не обеспечивается выполнение требований действующего законодательства об антитеррористической защищённости. По факту выявленных нарушений главе Администрации исполняющим обязанности прокурора города 28 сентября 2021 года вносилось представление N 60-2021, требования которого исполнены не были.
Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года административное исковое заявление было удовлетворено. На МОУ СОШ N возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить антитеррористическую защищённость следующих объектов:
- объект по адресу: "адрес", - обеспечить ограждение территории в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 рекомендаций ФКУ "НИЦ Охрана" Росгвардии по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально-значимых объектов (территории), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации;
- объект по адресу: "адрес"-а, - оборудовать камерами, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных в течении одного месяца;
- объект по адресу: "адрес"-а, - обеспечить ограждение территории в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 рекомендаций ФКУ "НИЦ Охрана" Росгвардии по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально-значимых объектов (территории), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации; оборудовать объект камерами, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных в течении одного месяца.
На Администрацию возложена обязанность обеспечить финансирование указанных выше мероприятий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года изменено: из абзаца второго резолютивной части решения исключено указание на возложение обязанности на образовательное учреждение обеспечить оборудование ограждения территории объектов в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 рекомендаций ФКУ "НИЦ Охрана" Росгвардии инженерно-техническими средствами охраны; кроме того, срок исполнения возложенной в решении обязанности по обеспечению антитеррористической защищённости объектов определён до 31 декабря 2023 года. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
20 января 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная через Нерюгринский городской судРеспублики Саха (Якутия) 29 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2023 года указанная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, которые извещались о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены или изменения решения Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года (в той части, в которой оно оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из положений статей 21, 35, 54 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор (заместитель прокурора) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ указано, что образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ) под термином "противодействие терроризму" понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ).
Из содержания пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ предусмотрено, что под антитеррористической защищённостью объекта (территории) понимается состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 (далее - Требования).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учётом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий), для чего по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (пункты 6, 8 Требований).
В силу пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подпункт "г" пункта 18 Требований).
Согласно подпунктам "в", "ж", "и" пункта 24 Требований в отношении объектов четвёртой категории опасности предусмотрено: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в соответствии с Уставом МОУ СОШ N учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование "Нерюнгринский район", от имени которого функции и полномочия осуществляет Администрация (пункт 1.8 Устава); источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МОУ СОШ N являются: субсидии из бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район"; внебюджетные средства; имущество, закреплённого за образовательным учреждением на праве оперативного управления; другие источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 6.19 Устава).
Здания, расположенные в п. Чульман Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) по "адрес", находятся в собственности муниципального образования "Нерюнгринский район" и переданы в оперативное управление МОУ СОШ N.
Решениями межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) от 4, 5 и 6 июля 2022 года категории опасности объектов (территорий), расположенных по адресам: "адрес"а; "адрес"; "адрес", были соответственно изменены: с третьей на четвертую; со второй на четвёртую; с третьей на четвёртую. Кроме того, комиссия в указанных решениях пришла к выводу, что для объектов по адресам: "адрес" и "адрес", система видеонаблюдения не соответствуем установленным требованиям.
Принимая решение об удовлетворении требований заместителя прокурора, Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ, Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, исходил из того, что административные ответчики не обеспечили исполнение требований нормативно-правовых актов по антитеррористической защищенности зданий МОУ СОШ N, а именно: не оборудовали объекты камерами, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов, архивирование и хранение данных в течение одного месяца ("адрес" "адрес"); не оборудовали объекты инженерно-техническими средствами охраны ("адрес"). В связи с этим, суд первой инстанции возложил на МОУ СОШ N обязанность в срок до 31 декабря 2022 года осуществить соответствующее оборудование перечисленных объектов (территорий) камерами видеонаблюдения и инженерно-техническими средствами охраны, а на Администрацию - обязанность обеспечить финансирование проведения таких мероприятий.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) исключила из резолютивной части решения суда первой инстанции указание на возложение на МОУ СОШ N обязанности по оборудованию объектов инженерно-техническими средствами охраны, указав в апелляционном определении на то, что объекты образовательного учреждения уже оборудованы по периметру необходимым ограждением. Кроме того, суд апелляционной инстанции со ссылкой на подпункт "е" пункта 11 Требований, учитывая, что категории опасности объектов (территорий) были изменены в 2022 году, увеличил срок исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года. В остальной части решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) было оставлено без изменения.
Поскольку кассационная жалоба Администрации не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия административного ответчика с обжалуемым апелляционным определением в той части, в которой в удовлетворении административных исковых требований заместителю прокурора было отказано, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности указанной части апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В то же время, в остальной части судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы Администрации о том, что расходы на финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности объектов МОУ СОШ N не являются расходными обязательствами муниципального образования, не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 15, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 4031-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Кроме того, органы местного самоуправления обязаны обеспечить выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ).
Поскольку Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), суды верно возложили на данный орган местного самоуправления обязанность обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищённости объектов МОУ СОШ N.
Иные доводы кассационной жалобы административного ответчика о том, что исполнить решение суда в установленные сроки невозможно по объективным причинам и данный срок должен быть увеличен до 31 декабря 2024 года; что прокурор, обращаясь в суд с административным иском, не действовал в интересах неопределённого круга лиц, - основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, а также направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Указанные доводы не могут являться основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Несогласие административного ответчика с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное субъективное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела была допущена судебная ошибка при применении норм материального или процессуального права.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.