Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Александры Алексеевны к Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании решения об отказе в установлении страховой пенсии незаконным, по кассационной жалобе Алексеевой Александры Алексеевны в лице представителя Барашковой Туйары Алексеевны
на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеева А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании решения об отказе в установлении страховой пенсии незаконным, указывая, что решением N 73294/22 ответчик отказал истцу в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемых 30 лет специального стажа работы в учреждениях здравоохранения на дату обращения. Считает, что данный отказ нарушает права истца, является незаконным и необоснованным. Периоды работы истца в ООО "Даймонд клиник", имеющего иную организационно-правовую форму, нежели учреждения, должны включаться в специальный стаж для досрочного назначения пенсии медицинским работникам.
Просила признать незаконным и отменить решение ответчика N 73294, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, следующие периоды работы истца: с 1 января 1998 года по 31 декабря 1998 года в должности "данные изъяты" II роддома детского отделения; с 5 июня 2013 года по 31 марта 2022 года в должности "данные изъяты" функциональной диагностики ООО "Даймонд клиник"; обязать ответчика засчитывать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы истца на той же должности в ООО "Даймонд клиник".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2022 года исковые требований удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) возложена обязанность включить период работы Алексеевой А.А. с 01.01.1998 по 31.12.1998 в должности "данные изъяты" II роддома детского отделения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Алексеевой А.А. Барашкова Т.А. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, выражая несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для включения в специальный трудовой стаж периода работы в ООО "Даймонд клиник". Полагает, что в коммерческой организации, как и в учреждении здравоохранении, работают медицинские работники, требования к образованию и квалификации которых, а также их ответственность аналогичны статуту медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Также отмечает, что финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что истец 02 июня 2022 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 73294/22 от 16.06.2022 истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемых 30 лет специального стажа, на момент подачи заявления у истца имеется - 19 лет 9 мес. 19 дней.
Оспариваемый истцом стаж, засчитан учреждением Пенсионного фонда в календарном исчислении.
Отказывая в назначении досрочной страховой пенсии, ответчик указал, что периоды работы Алексеевой А.А. в ГБУ РС(Я) с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, а также в ООО "Даймон клиник" с 05 июня 2013 года по 31 декабря 2021 года отражены без соответствующего кода. Кроме того, ООО "Даймонд клиник" по своей организационно-правовой форме не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, наименованным в разделе "наименования учреждений" Списка, соответственно отсутствуют предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Период работы истца с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года в должности "данные изъяты" II роддома детского отделения не засчитан в специальный стаж, поскольку по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета работодатель сдал отчетность без кода льготы.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения в трудовой стаж Алексеевой А.А. периода работы с 1 января 1998 года по 31 декабря 1998 года в должности "данные изъяты" II роддома детского отделения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", разъяснениями, изложенными в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установив, что Алексеева А.А. работала в течение полного рабочего дня в "Якутской республиканской клинической больнице" с 12.12.1992 в должности санитарки роддома N 2, с 01.04.1993 по 01.03.2003 в должности "данные изъяты" в отделении новорожденных II роддома, указанный период работы не засчитан в специальный стаж, поскольку по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета отчетность работодателем сдана без кода льготы, пришел к выводу, что невыполнение работодателем обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ по предоставлению сведений о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, не может служить основанием к нарушению прав истца на пенсионное обеспечение, обязав ответчика включить в период работы Алексеевой А.А. с 1 января 1998 по 31 декабря 1998 в должности "данные изъяты" II роддома детского отделения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периоды работы в ООО "Даймонд клиник", суд первой инстанции исходил из того, что указанная организация не является учреждением здравоохранения в соответствии с п. 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", выписка из индивидуального лицевого счета не содержит сведений, предоставляющих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Алексеевой А.А. о включении в специальный стаж периода работы с 5 июня 2013 года по 31 марта 2022 года в должности "данные изъяты" функциональной диагностики ООО "Даймонд клиник", суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, верно исходил из того, что в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, такое наименование учреждений, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, отсутствует.
Из учредительных документов ООО "Даймонд клиник" следует, что основной деятельностью общества является расширение рынка товаров и услуг, также извлечение прибыли, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой и, следовательно, не может быть отнесена к учреждению.
Судебные инстанции правильно указали, что предусмотренная указанными выше нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка в жалобе на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года N 11-П, не противоречит выводам суда, поскольку в постановлении идет речь не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения, в то время как в ходе рассмотрения дела установлено, что в спорный период истец работала не в учреждениях здравоохранения, а в коммерческих организациях (обществах с ограниченной ответственностью).
Доводы кассационной жалобы заявителя, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов об отсутствии законных оснований для включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периода работы истца в должности "данные изъяты" в ООО "Даймонд клиник", повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Нарушений норм процессуального законодательства при оценке судом второй инстанции обстоятельств дела и доказательств не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеевой Александры Алексеевны в лице представителя Барашковой Туйары Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.