Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Мызниковой Н.В., и судей Дегтеревой О.В., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Анцифирове В.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Свинуховой ... на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 06 июня 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Свинуховой... к УСЗН СВАО города Москвы о признании решения незаконным, обязании назначить региональную социальную надбавку к пенсии отказать,
УСТАНОВИЛА:
Свинухова С.И. обратилась в суд с иском к УСЗН СВАО города Москвы о признании решения незаконным от 10.11.2016 года об отказе в назначении региональной социальной доплаты, обязании назначить социальную доплату к пенсии до городского социального стандарта.
В обоснование заявленных требований Свинухова С.И. указала, что является с 16.09.2016 пенсионером, 01.10.2016 года обратилась через ЦГУ "Мои документы" в УСЗН СВАО г.Москвы с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта. Решением УСЗН СВАО г.Москвы от 10.11.2016 года в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием у истца регистрации в г.Москве по месту жительства не менее 10 лет. Истец считает указанное решение незаконным и ссылается на то, что ранее была зарегистрирована и проживала по адресу:.., в связи со сносом дома по решению суда она была снята с регистрационного учета 18.04.2012 года и переселена на основании судебного решения в квартиру N176, расположенную по адресу:.., однако по новому адресу она не зарегистрирована, поскольку не согласна с переселением и предоставлением ей данного жилья. В связи с отсутствием регистрации в городе Москве ответчиком было принято решение об отказе в предоставлении ей государственной услуги "Назначение региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам", что истец полагает незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании Свинухова С.И. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика УСЗН СВАО г.Москвы по доверенности Аксютина В.В. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Свинухова С.И. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Свинухову С.И, возражения представителя ответчика по доверенности Мостовой С.Р, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на всей территории Российской Федерации к пенсиям неработающих пенсионеров устанавливается социальная доплата в целях обеспечения доходов не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе.
В случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты (далее РСД) исключительно за счет собственных средств, он вправе определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты и правила обращения за ней в соответствии с законами и иными нормативными актами субъекта Российской федерации (п. 16 ст.12.1 от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Правительством Москвы в целях реализации федерального законодательства утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии - постановление от 17.11.2009 г. N1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии".
Пунктом 21.11 постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы" приложение к постановлению Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" дополнено пунктом 5(1) в следующей редакции:
"5(1). Неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты, региональная социальная доплата назначается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта, при условии:
5(1).1. Регистрации пенсионера в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории".
п. 7 Порядка предусмотрено, что неработающим пенсионерам, получающим пенсию в городе Москве и зарегистрированным в городе Москве по месту пребывания на день обращения за назначением региональной социальной доплаты, и неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты и не имеющим в общей сложности 10-летнюю продолжительность регистрации в городе Москве по месту жительства, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории (за исключением граждан, указанных в пункте 5(1).2 настоящего Порядка) (далее - неработающие пенсионеры, не имеющие право на региональную социальную доплату до городского социального стандарта), региональная социальная доплата назначается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, установленной законом города Москвы на соответствующий год (далее - величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве).
Положения Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 года, являлись предметом проверки судебных инстанций в порядке нормоконтроля и подтверждены на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.05.2018 N 5-АПГ18-33, Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2013 N 5-АПГ13-48, Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2012 N 5-Г12-4).
Предусмотренные Порядком региональные социальные доплаты являются дополнительными, предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами, финансирование расходов по обеспечению доплатой является расходным обязательством города Москвы.
Субъект Российской Федерации, осуществляя финансовое обеспечение региональной социальной доплаты за счет собственных средств, вправе определять условия ее предоставления и выплаты.
При этом предусмотренное п. 5(1).1. п. 21.11 постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 года требование о регистрации по месту жительства в городе Москве не менее 10 лет, как необходимого условия получения региональной социальной доплаты к пенсии в повышенном размере, нормам федерального законодательства, в том числе Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"не противоречит.
Место жительство граждан Российской Федерации устанавливается по данным органов регистрационного учета. Документальным подтверждением места жительства в РФ являются паспорт с отметкой о регистрации, либо свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное органами регистрационного учета (Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию").
Если у пенсионера продолжительность регистрации по месту жительства в городе Москве составляет менее 10 лет, либо он зарегистрирован по месту пребывания, РСД устанавливается по правилам, предусмотренным федеральным законодательством, до величины прожиточного минимума пенсионера в г. Москве с учетом материального обеспечения, в состав которого включаются: пенсия, федеральные и региональные выплаты, установленные для льготных категорий граждан (в том числе ежемесячная денежная выплата членам семьи погибшего с учетом стоимости набора социальных услуг (далее ЕДВ), а также денежные эквиваленты мер социальной поддержки), при их наличии (п. 7 Порядка).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Свинухова С.И,... г.р. является получателем страховой пенсии по старости с 16.09.2016 года.
Решением ОСЗН районов Северное и Южное Медведково г. Москвы N 250500043816 от 10.11.2016 года по обращению истца в назначении региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам было отказано в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги ввиду отсутствия регистрации в городе Москве.
Согласно представленным материалам дела, с 01.11.2016 года Свинуховой С.И. была назначена региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в размере 4 074 рублей 40 копеек.
В октябре 2021 года истцу произведена доплата городской выплаты за период с 01.11.2016 года по 30.09.2021 года в размере 237 354 рублей 60 копеек, что подтверждается справкой от 21.10.2021 года.
Как следует из адресной справки УВМ ГУ МВД России по г. Москве Свинухова С.И. с 03.02.1978 года была зарегистрирована по адресу:.., в связи со сносом дома по решению суда от 18.04.2012, истец была снята с регистрационного учета 18.04.2012 года в связи с выселением в квартиру N176, расположенную по адресу:.., куда зарегистрирована не была и паспорт предъявленный в заседании судебной коллегии таких сведений о регистрации в г.Москве не содержит.
Согласно Единому жилищному документу и выписке из домовой книги, в квартире N 176, расположенной по адресу:.., истец не зарегистрирована (л.д. 59).
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, учитывая фактические обстоятельства дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец не имеет регистрацию по месту жительства в городе Москве, с 18.04.2012 года снята с регистрации в г.Москве по решению суда, на дату обращения истца с заявлением о назначении РСД от 01.11.2016 года не имела регистрации по месту жительства в г. Москва продолжительностью не менее 10 лет, условие для назначения ей такой доплаты до величины городского социального стандарта с 01.11.2016 года отсутствовало.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь, в том числе на фактическое проживание в городе Москве более 10 лет и на отсутствие утраты проживания в г.Москве.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).
Выводы суда первой инстанции соответствуют указанным выше положениям. Суд на основании представленных доказательств пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют сведения постоянного или преимущественного проживания Свинуховой С.И. в городе Москве не менее 10 лет на момент подачи заявления 01.11.2016 о назначении РСД.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца о том, что она фактически проживала в г. Москве с 1983 года, регистрация по месту жительства в г. Москве отсутствует по независящим от истца обстоятельствам, из-за незаконного решения от 18.04.2012 связанного с ее выселением и снятием с регистрационного учета, судом были признаны несостоятельными с учетом установленных по делу обстоятельств и положений ст. ст. 2, 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", определяющих место жительства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда является законным и отмене не подлежит.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 06 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Свинуховой С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.