Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Винес Эстейт" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Винес Эстейт" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11.
В административном исковом заявлении ООО "Винес Эстейт" просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "ЛМ", по состоянию на 1 января 2021 года, а именно в размере 2 233 022 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 58 549 312 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 58 777 923 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 59 569 738 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 59 557 361 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 59 946 989 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 44 917 147 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 30 321 443 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 32 073 210 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 192 226 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 1 358 692 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 2 943 596 рублей 02 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 75 231 501 рубля 99 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 82 612 162 рублей 05 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 86 366 233 рублей 56 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 86 349 386 рублей 33 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 86 922 101 рубля 10 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 56 470 180 рублей 54 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 41 597 211 рублей 11 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 44 681 889 рублей 24 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 250 538 рублей 42 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 1 770 854 рублей 53 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представители административного истца ООО "Винес Эстейт" Кабанова М.В, Володин А.К. поддержали изначально заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы Хасановой А.Р. представлены возражения относительно заявленных требований.
Выслушав объяснения представителей административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административный истец ООО "Винес Эстейт" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, что подтверждается выписками из ЕГРН. В отношении названных объектов установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 2 943 596 рублей 02 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 75 231 501 рубля 99 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 82 612 162 рублей 05 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 86 366 233 рублей 56 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 86 349 386 рублей 33 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 86 922 101 рубля 10 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 56 470 180 рублей 54 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 41 597 211 рублей 11 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 44 681 889 рублей 24 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 250 538 рублей 42 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 1 770 854 рублей 53 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ООО "Винес Эстейт" как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 6 октября 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Винес Эстейт" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет, подготовленный ООО "ЛМ", в котором по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость определена в размере 2 233 022 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 58 549 312 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 58 777 923 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 59 569 738 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 59 557 361 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 59 946 989 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 44 917 147 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 30 321 443 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 32 073 210 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 192 226 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 1 358 692 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ Московской области "МОБТИ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 составляет 2 541 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 составляет 61 658 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 составляет 67 339 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 составляет 70 187 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 составляет 70 174 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 составляет 70 607 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 составляет 68 613 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 составляет 35 497 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 составляет 37 889 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 составляет 222 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 составляет 1 571 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "ЛМ", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперты, проводившие судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответили на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы экспертов относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперты придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение экспертов базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертами подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертами на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что ООО "Винес Эстейт" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11 должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года.
Между тем, учитывая, что определенная экспертом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 превышает его кадастровую стоимость, а также принимая во внимание, что исходя из общих принципов действующего законодательства правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях защиты его прав, не может быть ухудшено, суд приходит к выводу о том, что установленная в рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного нежилого помещения отвечает интересам заявителя, в то время как установление решением суда кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей первоначальную кадастровую стоимость, нарушит права административного истца. В такой ситуации суд отказывает в удовлетворении требований ООО "Винес Эстейт" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 6 октября 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества г. Москвы исполнена, что подтверждается платежным поручением N * от 29 декабря 2022 года. Представителем Департамента городского имущества г. Москвы заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
В свою очередь сведений о том, что при проведении кадастровой оценки были допущены нарушения методологии проведения массовой оценки, в материалы дела не представлено. Напротив, определенная экспертом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 отличается от оспариваемой кадастровой стоимости на 13, 6%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 отличается на 18%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 отличается на 18, 4%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 отличается на 18, 7%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 отличается на 18, 7%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 отличается на 18, 7%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 отличается на 14, 6%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 отличается на 15, 2%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 отличается на 11, 3%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 отличается на 11, 2%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, а также настоящим решением в удовлетворении требований административного истца о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 отказано, в связи с чем судебные расходы в отношении указанного помещения подлежат возложению на административного истца, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы расходов по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 2 541 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 - в размере 61 658 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 - в размере 67 339 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 - в размере 70 187 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 - в размере 70 174 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 - в размере 70 607 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 - в размере 35 497 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 - в размере 37 889 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 - в размере 222 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 - в размере 1 571 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 октября 2022 года.
В удовлетворении требований ООО "Винес Эстейт" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, отказать.
Взыскать с ООО "Винес Эстейт" в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.