Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Межениной А.В. на постановление судьи Головинского районного суда адрес от 23 марта 2022 года, которым
Меженина Арина Вячеславовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
19 января 2022 года главным специалистом-экспертом Территориального Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес фио составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который с другими доказательствами передан судье Головинского районного суда адрес, который 23 марта 2022 года вынес вышеназванное постановление.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, Меженина А.В. просит его отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях события административного правонарушения, поскольку на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) ею представлена анкета для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде, она прошла регистрацию прибывающих в Российскую Федерацию, о чём представила электронное согласие на обработку персональных данных, анкету, которые были загружена на Единый портал, а также электронную регистрацию пребывающий в Российскую Федерацию N 1672672217 от 12 декабря 2011 года 16:30. Также представила отрицательный результат исследования на COVID-19, который был загружен на Единый портал и уведомление от Единого портала о получение данного теста 14 декабря 2021 года в 01:47.
В судебное заседание Меженина А.В. не явилась, извещена надлежащим образом телефонограммой, полученной 27 февраля 2023 года, в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в её отсутствие.
Представитель Роспотребнадзора фио в судебное заседание явилась, пояснила, что сведений об анкете для прибывающих в Российскую Федерацию, о тесте на COVID-19 в отношении Межениной А.В. у Роспотребнадзора не было, представила распечатку списка поступивших заявлений в Роспотребнадзор из ЕПГУ о прибывших из зарубежных стран на адрес, которая приобщена в дело.
Исследовав также материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Межениной А.В. к административной ответственности) административную ответственность влечет нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (в ред. от 04 декабря 2022 года, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Межениной А.В. к административной ответственности) (далее - Постановление от 18 марта 2020 года N 7) установлено:
2. Гражданам Российской Федерации, прибывающим на адрес (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, водителей автомобилей международного автомобильного сообщения):
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09 апреля 2021 года N 12)
2.1. Обеспечить заполнение анкеты прибывающего на адрес до прибытия на адрес в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
2.2. В течение трех календарных дней со дня прибытия на адрес пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР. До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Как следует из протокола об административном правонарушении, установлено судьёй Головинского районного суда адрес, 13 декабря 2021 года Меженина А.В. прибыв на адрес из Польши, не выполнила требования пунктов 2.1, 2.2 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (в ред. от 04 декабря 2022 года), а именно
-по обязательному требованию по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг анкеты для прибывающих в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета на не позднее регистрации на рейс) (пункт 2.1 Постановления от 18 марта 2020 года N 7);
-в течение трех календарных дней со дня прибытия на адрес не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на адрес" (пункт 2.2 Постановления от 18 марта 2020 года N 7).
Действия Межениной А.В. квалифицированы судьёй районного по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем состоявшееся по настоящему делу судебное постановление законным признать нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При выяснение соблюдения Межениной А.В. пункта 2.1 Постановления от 18 марта 2020 года N 7 о направлении в ЕПГУ анкеты для пребывающих в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета на не позднее регистрации на рейс) было установлено следующее.
На запрос Московского городского суда получен ответ заместителя директора Департамента развития инфраструктуры электронного правительства фио от 20 февраля 2023 года N П13-1-08-109-11813, согласно которому Услуга "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" до вылета в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604/1) (далее - Услуга 2) на ЕПГУ предоставляется в электронном виде Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В результате проведенной проверки службой технической поддержки ЕПГУ установлено, что посредством личного кабинета пользователя Межениной А.В. подавалось заявление от 12 декабря 2021 года N 16726722217 на получение Услуги 2 и находится в статусе "Услуга оказана".
Таким образом, установлено, что представленная к жалобе электронная распечатка с портала Госуслуги о регистрации Межениной А.В. анкеты прибывающих в Российскую Федерацию в электронном виде 12 декабря 2021 года в 16:30 N 1672672217 (л.д. 37), подтверждена вышеуказанным ответом, что свидетельствует об отсутствии в действиях Межениной А.В. нарушения пункта 2.1 Постановления от 18 марта 2020 года N 7.
Также из указанного ответа заместителя директора Департамента развития инфраструктуры электронного правительства фио от 20 февраля 2023 года N П13-1-08-109-11813 следует, что Услуга "Предоставление сведений о результатах теста, перенесённом заболевании или вакцинации от COVID-19 для прибывающих в Россию" https://www.gosuslugi.ru/400705/1 (далее - Услуга 1) на ЕПГУ предоставлялась в электронном виде Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября 2022 года N 22 "О внесении изменений в постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19" Услуга 1 в настоящее время не предоставляется. В результате проведенной проверки службой технической поддержки ЕПГУ установлено, что посредством личного кабинета пользователя Межениной А.В, в указанный период с 12 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года, заявления на получение Услуги 1 не подавалось.
Таким образом, установлено, что представленная к жалобе электронная распечатка с портала Госуслуги о регистрации Межениной А.В. результата теста на COVID-19 14 декабря 2021 года 01:47, не подтвердилась.
Вместе с тем, учитываю, что частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 указанной статьи закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 4.3 постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября 2022 года N 22 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", вступившим в силу 21 октября 2022 года, пункт 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 признан утратившим силу (пункт 2 Приложения к постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября года N 22).
Таким образом, на момент пересмотра жалобы на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении Межениной А.В. к административной ответственности обязанность прохождения в указанный выше срок однократного лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР и предоставлении сведений о его результатах в ЕПГУ путем заполнения соответствующей формы, невыполнение которой было вменено Межениной А.В, отменена.
В силу пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос N 22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное постановление подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как нарушение в действиях Межениной А.В. пункта 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", не установлено, а пункт 2.2 Постановления от 18 марта 2020 года N 7, который вменён Межениной А.В, утратил силу 21 октября 2022 года на основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября 2022 года "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019".
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Головинского районного суда адрес от 23 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Межениной А.В. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.